Русская линия
Православие и современностьСвященник Алексий Тушев16.08.2011 

Крым: двадцать веков христианства

Крым — колыбель русского Православия, неотъемлемая часть святой Руси, об этом обязательно нужно помнить и хранить единство Церкви, — часто напоминает в своих проповедях за богослужением и в беседах с паломниками настоятель храма святого Феодора Ушакова в поселке Новофедоровка священник Алексий Тушев, руководитель паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии. Совершая паломничество по Крыму, мы ощущали это внутреннее единство постоянно: жизнь многих святых и подвижников связана одновременно и с Крымом, и с Саратовской епархией. Среди них — святитель Лука (Войно-Ясенецкий), святитель Гурий (Карпов), митрополит Вениамин (Федченков). О главных святынях Крыма и особенностях крымского паломничества отец Алексий рассказал корреспондентам «Православной веры».

— Почему верующему человеку можно и важно приезжать в Крым именно в паломничество?

— До недавнего времени Крым Херсонессчитался исключительно туристическим центром, а сейчас сюда приезжает все больше и больше паломников. Вообще важность паломничества очень велика — прикосновение к святыне часто становится началом духовного пути человека. А в Крыму множество святынь, причем относящихся не только к русскому Православию, но и вселенского значения. Здесь несли свое служение величайшие святые — от апостола Андрея Первозванного до святителя Луки. Двадцать веков сияет свет Христов над нашим полуостровом — благословенной Тавридой.

— Какие святыни Вы порекомендовали бы посетить паломникам?

— Конечно, в первую очередь — Херсонес, колыбель Православия, где принял Крещение равноапостольный князь Владимир, где проповедовал святой апостол Андрей Первозванный. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь — здесь находится храм, датированный I веком нашей веры, а это величайшая редкость. Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь под Симферополем с тремя святыми источниками: он является одним из самых посещаемых мест Крыма. И особо мне хотелось бы отметить патриотическую часть крымской истории: Севастополь — город, который пережил две героические обороны. Множество святых освятили его своим присутствием, в том числе праведный Феодор Ушаков, который был одним из основателей города и Черноморского флота. Патриотизм — важная составная часть паломничества, потому что, соприкасаясь с историей, человек учится любить ближних и свое Отечество.

— Многие святые, просиявшие в Крыму, связаны с Саратовской епархией. В Симферополе находятся мощи святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического и Симферопольского, который родился в Саратове; святителя Луки Крымского, который до рукоположения работал земским врачом в селе Романовка Саратовской области… Земная жизнь святителя Луки окончилась совсем недавно — в 1961-м. Есть ли еще люди, которые его знали?

— Да, живы многие из его ближайших родственников. К сожалению, уходят из жизни священники, им рукоположенные. Совсем недавно скончались два священника, многие десятилетия прослужившие в Феодосии и Симферополе. До сих пор есть храмы, где на престоле антиминсы, подписанные святителем Лукой, я видел их своими глазами. Есть множество свидетельств его благодатной помощи людям. Даже тот факт, что ежегодно на день памяти святителя к нам чартерными рейсами приезжает множество паломников из Греции, говорит о многом. В Греции и на Кипре уже практически нет ни одного храма, где не было бы иконы святителя Луки: Агиос Лукас — так его называют в Греции, очень любят и чтут.

Обычно святых угодников Божиих люди почитают задолго до их канонизации. И к святителю Луке никогда не зарастала тропа народная, всегда были цветы на его могиле, и у святителя Гурия — то же самое. О святителе Гурии недавно вышла новая книга, но о нем, конечно, известно меньше, потому что он жил в ХIХ столетии. Но, тем не менее, мы также знаем о его помощи страждущим людям. Конечно, чудеса для нас — не самое главное. Главное, что эти святители своими трудами преобразили и освятили нашу землю.

— Пожалуйста, несколько слов о церковной жизни в Крыму. Инкерманский Свято-Климентовский монастырьНасколько верующий народ здесь живет? К сожалению, когда путешествуешь по Крыму, возникает ощущение, что здесь значительно больше мечетей, чем храмов, — они заметнее с дороги.

— Что касается мечетей, вопрос разрешается очень просто — мусульманскую общину Крыма хорошо финансирует исламский мир: Турция, Арабские Эмираты помогают татарам, исповедующим ислам, строить культовые сооружения. Православных храмов на самом деле в Крыму больше, но они не так заметны: во-первых, потому, что дороги новые, и старые церкви теперь стоят вдалеке от дорог, а во-вторых, в селах или поселках храмы, как правило, находятся в приспособленных помещениях. Как у нас в Новофедоровке — есть община, есть люди, но храм с куполами, который был бы виден со всех сторон, пока только строится. Строится с трудом, уже несколько лет, очень мало помощи.

Крым пострадал от безбожной власти очень сильно. Красный террор здесь был жесточайший — власть мстила за Белое движение: после расстрела белых офицеров приступили к массовому разрушению храмов и монастырей. В советское время в Крыму было всего лишь 3−4 действующих храма — маленьких, кладбищенских. Кафедральный собор в Симферополе был взорван в 1930 году (сейчас он восстанавливается). Это время, к счастью, закончилось, но мы все еще пожинаем его плоды. Примерное соотношение верующих и неверующих людей в Крыму — такое же, как везде: крестятся почти все, ходят в храм, исповедуются и причащаются около пяти процентов населения. Могу судить по своему приходу. А если приводить цифры, то наша епархия — одна из самых больших на Украине: у нас около 350 священнослужителей. И хотя священников, как кажется, много, их все равно не хватает. Часто один священник служит на 3−4 сельских приходах.

— Расскажите, пожалуйста, о возрождении монашеской жизни в Крыму: в чем ее особенности и сложности?

— Помимо сложностей духовного плана (малое количество монашествующих, отсутствие духовных традиций, преемственности — 70 лет дают о себе знать) — у нас в Крыму есть еще и специфические юридические проблемы. Очень многие монастыри и древние христианские храмы оказались на территории заповедников. Естественно, если земля принадлежит заповеднику, то нормально, полноценно существовать там монастырю практически невозможно: без разрешения государства нельзя ничего строить и перестраивать. И потому очень тяжело дается возрождение крымских монастырей.

— Наши гиды рассказывали нам, что многие монастыри находятся в труднодоступных местах — на каменистых горах, в заповедных лесах, где нет никаких удобств, привычных для современного человека, — света, газа, воды. Там очень трудно жить и нести монашеский подвиг.

— Да, раньше у людей были другие требования, и монаху достаточно было пещерки и источника воды, чтобы можно было там жить. Сейчас, к сожалению, людей, способных нести подобный подвиг, очень мало. Самый большой у нас Бахчисарайский монастырь насчитывает всего около 20 монашествующих. В Космодамиановском монастыре — пять монахов, в Инкерманском, Свято-Геогиевском — до десяти, в Стефано-Сурожском —один монах. Один-два монаха, как правило, живут в монастырях в местах труднодоступных. Но слава Богу, что там совершается Божественная литургия, идет молитва, и есть надежда, что эти святыни сохранятся, хотя и не будут такими многолюдными, какими были раньше. Кстати, практически все наши заброшенные горные монастыри возрождались благодаря паломникам. Как правило, все они находятся далеко от населенных пунктов, но туда приходили, приезжали люди, добирались иногда вместе с батюшками, молились и служили там молебны в память о том, что было когда-то. И Господь, видя такое усердие людей, со временем помогал православным возрождать эти святыни.

— Можно ли в двух словах обрисовать портрет крымского паломника?

— Характерная черта крымского паломника — это любовь к морю. Желающих приехать в паломничество в Крым зимой не имеется. Крымский паломник — это человек, который хочет сочетать полезное с приятным.

— А не вредит ли такой подход духовному настрою?

— Думаю, что не вредит, а в каком-то смысле и помогает. Я сам часто езжу в паломнические поездки, и представляю себе, что такое 10 дней на колесах, в молитве. Это очень трудно. Все-таки должны быть минуты, часы, когда человек может просто посидеть на море, посмотреть вдаль, полюбоваться красивой природой. Все, что нас окружает, сотворил Бог, и если помнить об этом, относиться к природе с пониманием и любовью, то купание в море, любование крымской природой не только не мешает, но помогает, дополняет паломничество.

— С какими трудностями может столкнуться паломник в Крыму, от чего можно предостеречь?

— Природные, климатические условия в Крыму бывают довольно тяжелыми для неподготовленных людей. У нас, к сожалению, были случаи, когда паломники спускались с гор на носилках: ломали руки-ноги, получали ушибы. Но они, как правило, народ терпеливый, и понимают, что все, что происходит с ними в паломничестве, дано им свыше. Конечно же, отправляясь в поездку, тем более в горы, надо помнить об элементарных правилах безопасности. Должна быть с собой удобная обувь, обязательно головной убор, вода. А в духовном плане. Во-первых, паломничество должно начинаться с благословения священника. Во-вторых, паломник должен приготовиться к тем искушениям, которые встретятся на его пути к святыне. Чаще всего они связаны со взаимоотношениями между людьми: то сосед по номеру храпит, то кто-то занял твое место в автобусе. Только тогда можно сказать, что паломничество принесло пользу, когда человек отправился в поездку одним, а возвратился хоть немного другим — менее раздражительным, завистливым, нетерпеливым. Если так — то паломничество состоялось.

Беседовали Наталья Горенок, Инна Стромилова

Газета «Православная вера», № 15 (443), август, 2011 г

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57 647&Itemid=3


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru