Известия | Александра Кузьмичёва (Сопова) | 10.08.2011 |
Зато крупным шрифтом напечатаны перечни нужд, об удовлетворении которых можно помолиться Богу и святым, если обратиться к труженицам красных палаток. Это и болезни — ног, глаз, желудка; и семейные неурядицы — от поиска супруга и рождения детей до утешения в тоске по умершим; и простое безденежье. Чтобы в течение года где-то в Чувашии молились о вашем финансовом благополучии, нужно отдать 500 рублей, а чтобы помянули единожды — десять. Молебен «Об укрощении гнева начальника» тоже обойдется в 500 рублей на год.
Православные выставки-ярмарки проходят в Москве на ВДНХ (ВВЦ) практически постоянно, словно это одна и та же ярмарка меняет названия сообразно церковному календарю. На некоторых станциях метро стало привычным объявление по громкой связи: «На выставке вы можете приложиться к чудотворным иконам храмов, встретиться с православными священниками». Можно также купить иконы, церковную литературу, монастырский мед и выпечку. Правда, иногда в пост торгуют мясом, а в книгах молитвы перемежаются с заговорами, но это уже детали.
Конечно, для многих храмов, расположенных в вымирающих тверских или рязанских поселках, пожертвования москвичей — единственный способ вставить окна или расплатиться за электричество. В то же время популярность выставок сделала их питательной средой для людей не вполне психически здоровых, сектантов и просто мошенников. Граждане с предпринимательской хваткой, маскируясь под православных священнослужителей, собирают в карман деньги, пожертвованные на церковь.
«Присутствие мошенников бросает тень и на нас», — посетовала в разговоре с «Известиями» Ирина, сотрудница лавки собора в честь Святой Троицы в Порецком районе Чувашии. Сама она была готова в любой момент предъявить все документы, благословение архиерея и доверенность. Сотрудница лавки другого храма считала, что рядом с ней на площади Революции стоят «ряженые», представляющиеся помощниками храма Ксении Петербургской в поселке Поназырево Костромской области. Однако «Известия» отыскали настоятеля этого храма, священника Евгения Кетова, и он подтвердил, что не только сам благословил сотрудниц лавки на участие в выставках-ярмарках, но и получил разрешение архиепископа Костромского Алексия. Храм Ксении Петербургской год назад сгорел дотла, и с тех пор удалось заново поставить стены, в том числе на вырученные в Москве средства. Подтвердил законность «своего» ларька на площади Революции и игумен Григорий (Клименко) в Николо-Пешношском монастыре Московской области.
Как отличить мошенника от представителя храма? Сотрудница одного из ларьков ответила: «Молитесь о различении духов, чтобы отличать добро от зла». Однако хотелось бы, чтобы законность сбора пожертвований контролировалась и земными методами. Среди организаторов ярмарки числится комитет по взаимодействию с религиозными организациями. «Известия» выяснили, что учреждения с таким названием уже не существует — оно реформировано и вошло в состав департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы. А указанный департамент, в свою очередь, не имеет дела с православными ярмарками. В префектуре ЦАО Москвы «Известиям» сообщили, что борьба с мошенничеством — дело ОВД, а не департамента торговли и услуг, который отвечает за защиту прав потребителей.
Найти структуру РПЦ, которая официально участвовала бы в организации подобных ярмарок, «Известия» так и не смогли. Собирать пожертвования на улицах священнослужителям официально запрещено еще с 1998 года, а из всех ярмарок благословение имеет только одна — «Православная Русь». А нет благословения — значит, нет и контроля со стороны церкви.
Итог очевиден: если вы хотите поддержать восстанавливающийся храм в глубинке, имеет смысл провести маленькое частное расследование. Например, узнать имя и фамилию настоятеля храма, его телефон, а в идеале — проверить информацию на официальных церковных ресурсах. Жаль, что ни церковь, ни чиновники пока не проводят таких расследований за москвичей.