Православный мир нуждается в обретении субъектности как никогда
В Киеве прошел международный форум, посвященный влиянию православия на мировые политические процессы
В Киеве состоялось событие, незаслуженно обойденное СМИ. Речь идет о форуме, объединяющем православных парламентариев из 24 государств, — Межпарламентской ассамблее православия. Логично, что тон задавали депутаты крупнейших государств православной традиции — России, Украины, Греции, Сербии и Черногории. Принципиально важно то, что мировое православное парламентское сообщество в лице МАП приняло резолюцию, осуждающую уничтожение православия в Косово, где сербы изгоняются с веками обжитых мест, уничтожаются их святыни. Только в марте 2004 года было уничтожено и осквернено 35 православных храмов в Косово. Немаловажно и то, что участники конференции ясно заявили, что на Украине существует только одна каноническая Православная церковь Московского патриархата во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром, ибо влиятельные политические силы на Украине поддерживают антироссийские раскольнические группировки типа «Киевского патриархата». Значимость проблемы подчеркнул и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, подчеркнувший в своем приветствии, что Украина является канонической территорией Русской православной церкви. Президентом МАП стал глава думского комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями Сергей Попов; президентство представителя правящей «Единой России» (прошлым президентом был член КПРФ Виктор Зоркальцев) значительно повышает статус российского участия в организации. Но, пожалуй, самым главным результатом работы ассамблеи стало осознание ситуации, когда вызовы православию огромны, когда разрушаются и захватываются православные храмы и святыни (Косово, Крым, Кипр, Галиция, далее везде?), православные народы должны держаться вместе. Государства и народы православной традиции переживают кризис идентичности. В наибольшей степени это касается восточнославянского ядра православного мира. Первопричиной этого кризиса являются попытки отречься и отказаться от того, что создало и выпестовало Киевскую Русь, историческую Россию, нынешние РФ, Украину и Белоруссию, — от православной традиции и, самое главное, Церкви. Всякого рода попытки изобрести велосипед в поисках лучшей доли приведут только к растворению наших народов в мощных стихиях мировых цивилизационно-культурных сил. Единственным ареалом, в котором Россия, Украина и Белоруссия, а также единоверные Сербия и Греция сохраняют свои смыслообразующие, столичные функции, является православная цивилизация. И в хвосте протестантской Америки, и католической Европы, и ислама, и глобального секулярно-атеистического проекта мы — провинция. Естественно, что эти мировые силы, видя слабость и раздробленность стран православия, пытаются сделать их объектом экспансии, привести к власти компрадорские антиэлиты, которые призваны сломить исторические идентичности и сами эти страны как субъекты истории, культуры и политики, как места, где принимаются решения. Вместе Россия, Украина и Белоруссия являются единым моноконфессиональным пространством, объединенным Московским патриархатом. Это консолидированное православное большинство сможет реально контролировать политические процессы. Православные граждане должны ясно осознавать, что единство России, Украины и Белоруссии является залогом того, что их позиция будет влиять на культурные и политические процессы. В этом контексте принципиальным является вопрос сохранения единства Русской православной церкви.