Русская линия | Сергий Моторный | 09.08.2011 |
«Всяка душа властем предержащим да повинуется: несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» — так говорится в Библии о надлежащем отношении к властям (Рим.13; 1)..
В последние годы на «постсоветском пространстве», особенно в Украине, значительно возросло влияние религиозных факторов. В религии же центральным, ключевым понятием является СЛОВО.
Мы знаем из Святого Писания, что вначале было Слово, и что Им всё сотворено, Им и небеса утвердились. И что за каждое свое слово всякий человек даст ответ в день Судный. Наконец, что Слово возсядет на престоле и будет судить мир. От слов своих оправдаешься, от слов своих и осудишься. О, как велико значение Слова в жизни человека! Нет ничего выше и значимее под небом.
Так что не случайно президент Украины В.Ф.Янукович, подводя итоги первого года своего правления перед национальной аудиторией, заверил, в частности, что он не привык бросаться словами.
В свое время начальник Христианской веры на Руси — равноапостольный князь Владимир, человек решительный и твердый, — все отношения в своем государстве строил по Слову Божию. Раз уж назвался христианином — то и в пример всем себя поставил. Ведущим же критерием своей властительской деятельности определил милосердие и всяческое попечение о гражданах государства. Наиболее заботился о защитниках государства (боевой дружине — все лучшее: и еду, и облачение, и даже ложки золотые..) И не ограничивался помощью бедствующим, но снаряжал и посылал по всей стране особые эшелоны подвод с провиантом, лекарствами и прочим пособием, повелев подчиненным повсюду активно искать нуждающихся и оказывать им щедрую помощь. Недаром народ прозвал своего святого князя Красным Солнышком.
Великий Владимир строил именно Христианское государство (как по духу, так и по содержанию, характеру деятельности). И сыновья да внуки старались достойно продолжать его дело, так что вскоре ведущие дворы Европы стали уважать просвещенную Русскую страну и стремились породниться с русской знатью. Вот каков был наш «Русский мир» издревле, в тысячелетнем измерении!
Прошли века, и что же мы видим на Руси-Украине ныне?
Разруху промышленности, тотальный системный грабеж и коррупцию, разбазаривание ресурсов, экономическое угнетение простых тружеников и всей страны, некие зловещие реформы или просто их неуклюжую имитацию, при отсутствии хоть какой-то вразумительной программы развития. Под вроде бы благородную идею независимости построен некий РЫНОК, — только вот рынок этот оказался особенным — диким, необузданно-хищным, безжалостным — с уникальным украинским феноменом: власти время от времени рапортуют, какими рекордными темпами растет экономика (уж доходы-то некоторых наших «элитных» сограждан — наверняка), тем временем благосостояние обычных людей все ухудшается да ухудшается. Реформы же почему-то проводятся именно за счет самых бедных, а кормят нас вcё больше и больше. обещаниями. Создана удивительная экономическая система истязания и истощения трудовых ресурсов.
Причем до сих пор как будто все предпринималось для того, чтобы подорвать экономическую состоятельность и суверенитет государства. Такая диковинная страна потешает несуразностями и беспомощным барахтаньем весь мир, но ведь реальное-то издевательство над украинским народом — нешуточное!
Выборы, выборы, одна и та же тасуемая-перетасуемая колода политиканствующих деляг, — все обман, маскировка да манипуляции. И вряд ли кого-то (за исключением разве что одержимых хищников-клептоманов) радует такой «независимый» мошенник и тиран — государство с безудержным административно-олигархическим произволом — просто царство беспредела, с его каким-то диким угаром-куражом от вседозволенности и безнаказанности для этих, самых наглых, самоизбранных персон. С виду как бы и демократия, на деле же — жесточайшая капиталистическая диктатура.
А отношение к Церкви? На протяжении многих веков во множестве цивилизованных стран Церковь служила и почиталась надежной основой общества, источником безопасности граждан, творческого развития и социальной заботы, а в некоторые периоды была даже источником державотворческой идеологии. Вот и Владимир-Красное-Солнышко особенно почитал Церковь-Матушку, как колыбель спасения и процветания.
Ныне же государство как будто по наследству от богоборческого режима отделило от себя конституцией Церковь Божию (а, следовательно, и Главу ее — Бога, а также верующих сограждан, составляющих собою живое Тело Церкви?!). Отделило от себя как раз ту институцию, которая как никакая другая воспитывает своих верных чад самыми законопослушными и учит благоразумному послушанию властям.
Притом Церковь лишена статуса юридического лица, и, вопреки множеству декларативных указов и постановлений, ей так и не возвращены экспроприированные церковные сооружения (по крайней мере, в столице Украины до сих пор не возвращено ни одного храма в собственность какой-либо православной общины!)
Многие из верующих, пытавшихся по разным поводам обращаться к высшим властям за защитой своих прав (а это были и случаи издевательств, избиений, похищения и подлога документов, т. е. серьезнейших преступлений) получали, как правило, одинаковый издевательски-стандартный ответ за подписью одного и того же чиновника из Госкомрелигий Украины (мол, Церковь по Конституции отделена от государства, и ваши проблемы — это ваши проблемы). Выходит, раз верующий — значит бесправен, лишен правовой защиты государства — как бы вообще оказываешься вне закона и правового поля. А если учесть ещё то обстоятельство, что в стране фактически не выполняется и Закон Украины «Об обращениях граждан», запрещающий высшему руководству в случаях жалоб на какие-то инстанции или чиновников пересылать рассмотрение этих жалоб им же самим, то получается совсем печальная картина. Создана убийственная искусственная ситуация безысходности для простых людей, когда просто «неоткуда ждать правды».
Поэтому граждане все больше задумываются, а есть ли вообще государство как таковое (в смысле элементарной заботы о них и защиты их прав, соблюдения законности или хоть каких-то правил, да и вообще какой-либо перспективы). Осуществляется тут хотя бы какое-то управление, или всё дело сводится к банальной демонстрации — сплошной пиарщине… А организовать народ на решение каких-то актуальных масштабных национальных задач — слабо? Или невыгодно?
Курс на Европу — вообще самая удивительная басня: идём туда, где нас не ждут. Расторопные люди на Западе для себя уже давно сообразили, что такую громоздкую и проблемную страну, как Украина, им не усвоить, да и к чему им благоустраивать такого потенциально-мощного конкурента? В результате всех этих затянувшихся еврозаигрываний и европутаний большинство людей на постсоветском пространстве все больше чувствуют себя единой семьей, — независимо от того, на сколько дворов и какими заборами они разделены. Рассуждая элементарно: что лучше, прозябать в затягивающейся искусственной долговой петле Запада или вместе окрепнуть и подняться, поддерживая друг друга? Ведь украинонезависимая версия Руси оказалась в такой глубокой экономической яме, что поможет разве что некий чудесный вертикальный взлет (похоже, именно на это и рассчитывает Президент, обещая вскоре догнать передовую Европу — пусть и с помощью российских энергоносителей). Тут хотя бы многострадальный чернобыльский саркофаг довести до путного состояния, ведь он, недоделанный, откатный-переоткатный, уже успел угрожающе прохудиться изнутри и нуждается в сложной реконструкции.
Печально, что в наше время слово вообще утратило твердость и точность своего значения, — оно зачастую используется не по назначению. И держаться данного слова стало необязательным, даже странным в определенных кругах. А ведь нет страшнее катастрофы (по последствиям), чем легкомысленное обхождение со словом.
И чем сделалось, чем ныне служит слово в Украине, — это настоящая трагедия. Увы, слово стало средством обмана, фальши, манипуляций, развращения и разложения. Какая позорная, низкая участь таковых носителей слова. Но духовное крушение и падение все продолжается и продолжается.
На Руси на протяжении многих веков утверждалась нравственная традиция самоотдачи, взаимной поддержки, жертвенности, милосердия и заботы. Истинно-христианская традиция. Ныне же в нашем обществе насаждаются чужеродные принципы рационализма, выгоды, потребительства, конкуренции, завоевания личных позиций расчетливой хитростью или безжалостной силой. Карьера любой ценой и нажива любыми средствами.
Многие говорят о настойчивых целенаправленных попытках извне уничтожить духовное пространство Святой Руси и погубить великую страну с прекрасными традициями. Но ведь святость — понятие прежде всего внутреннее, — личная вера и дело каждого гражданина. Слава Богу, в Украине кое-где, особенно в сельской глубинке, еще владеют благодатным искусством взращивать сад собственного сердца во всякой щедрости, незлобии и радушии. И сколько конституций ни отделяло бы Церковь от государства, Украина по духу все равно останется великой христианской державой.
Сейчас в ходу новый информационный проект, инициированный властями, — «Увімкніть Україну» (т.е., мол, включите определенный канал и ознакомьтесь с образом страны). Но как бы хотелось избежать этой искусственной каллейдоскопической красоты и напыщенной фальши! И чтобы люди, захотевшие «увімкнути Україну», могли ощутить самое существенное и припали бы к ее жизнетворным истокам, к ее глубинному благодатному духу.
Ныне (подчас даже украинской властью) навязывается идея, что Украина — некий мост между востоком и западом, или еще между чем-то и чем-то. Но разумному хозяину, наверное, не очень уютно жить на мосту и служить только перепутьем окружающему миру. Тем более хозяину, владеющему неисчерпаемыми и непреходящими ресурсами и ценностями.
Для кого-то наша богатейшая земля — рынок и товар, но пока еще для многих, слава Богу, — это Святая Отчизна. Огромна и прекрасна наша земля, и одарена богатейшими ресурсами. Но главное наше сокровище, достояние и наследие — Апостольское предание и чистая, искренняя вера. Не зря ведь подавляющее большинство украинцев позиционируют себя как православные христиане.
Благословен и счастлив народ, хранящий верность Истине и своей духовной традиции!
Христианство в Украине-Руси имеет свои отличительные особенности, свой особый характер. И это не только величественные певучие церковные службы, богатое убранство храмов, теплые возвышенные молитвы, неисчислимые чудотворные иконы и горящие свечи. У гражданина Руси Закон Божий в сердце живет.
Особое, неоспоримое значение для русича-украинца имеют Церковные Каноны — они как бы особые незыблемые берега жизни, — самые устойчивые принципы и законы, которые, между тем, всегда опережают время, ибо служат Вечности, вечному благоустройству человека, и помогают не закоснеть в земной жизни.
Наши православные люди по-детски простодушно верят, что всем управляет Господь (независимо от того, какая власть им благословлена или же попущена на определенное время), и все случающееся принимают смиренно, как из руки Господней. Более того, они убеждены (а тому множество свидетельств-подтверждений), что Русь находится под особым благоволением и попечением Божьим, как удел Пресвятой Богородицы.
«Русь — Дом Пречистой», — так они любят говорить о своей стране. Недаром же Сама Богородица устроила в Киеве Печерскую Лавру — самую большую в мире духовную сокровищницу (больше нигде не собрано вместе такого обилия нетленных останков -мощей святых угодников Божьих, всегдашних молитвенников и заступников Руси). И где еще в мире Пресвятую Деву именуют Заступницей земли Своей, Царицей Небесной Земли Русской, Владычицей Державной людей православных и т. п.
Если где-то господствует мнение, что незаменимых людей нет, то на Руси -наоборот: заменимых людей нет! Каждый человек как личность — непреходящая вечная ценность, святыня, вечно живой храм Божий с божественным достоинством, — крепость и твердыня бессмертного Духа. Каждый — уникален и неповторим, наделен вечным образом Божьим, великая тайна, необъятный и чудесный загадочный мир души.
Украинец от природы призван быть добрым хозяином на щедрой земле, ответственно владеть ею. Кстати, Церковь искони благословляла сельских тружеников на такое владение земельной собственностью (на сей предмет см., например, труды священномученика Владимира, Митрополита Киевского и Галицкого, который первым мученически пострадал от советской власти).
Горяча, пламенна ЛЮБОВЬ украинцев к своей Отчизне, а от нее и всегдашняя готовность положить живот за Отечество и за други своя. В обыденной жизни иногда как-будто нерасторопный, медлительный, украинец в решающую минуту становится самоотверженным и самым надежным воином, неодолимой крепостью для врага.
Ему, верному гражданину земли русской, — все нипочем, и все по плечу. Ни за что он, в большинстве своем, не пойдет в рабство к сытому Западу, к пресыщенным рабам чрева (потребления). И в то же время украинец готов усвоить от чужеземцев все лучшее, — чтобы самому попытаться сделать еще лучше.
И если бы даже было правдой то, что некий мировой жандарм тратит несметные средства на разжигание воин в мире, на растление и завоевание еще непокорных народов и территорий, на захват еще неконтролируемых ресурсов, то в отношении «населения» Украины это пустая, напрасная трата средств. Русь-Украина — абсолютно непрогнозируемая страна. Глубочайшая. Непостижимая. Непокоримая.
В некоторых публикациях встречается утверждение, что нынешнее название страны имеет особый, глубинный смысл: оу-краина — как-бы некая внутренняя страна (краина), In-Land, что-ли. Страна, способная задумываться над своей судьбой и каяться, оплакивать свои грехи. А ведь действительно есть что оплакивать (о чем краятися), натворили-то немало дел безбожных… Но кто с мечом сюда придет — от меча погибнет, а кто с миром да добром — большую пользу и утешение обретет.
Сколько полемических копьев было сломано на тему, какая национальная идея могла бы сплотить Украину. А ведь она давным-давно передана нам через апостолов самим Богом: это — Заповеди, Его Заповеди спасения. Не напрасно святой апостол Андрей освятил своими молитвами горы Киевские и водрузил на них Крест. В нем — наша честь, достоинство и ответственность.
Для гражданина Руси самое существенное — всегда быть готовым отойти к Богу (предстать на Суд), ибо Господь предупредил: «В чем застану — в том и сужу».
Блажен тот народ, который осознает необходимость заповеданного личного спасення в вечную жизнь, уготованную нам Богом, — именно СПАСЕНИЯ, ибо, увы, мир во зле лежит.. И сердца наши во зле. С таким осознанием и ответственность каждого за свои деяния обретает особую силу.
Не стоит поддаваться влиянию изощренных воздействий губительских сил. К сожалению, в Украине все же наблюдаются признаки применения массовых манипуляционных психологических методик деморализационно-угнетающего характера.
С одной стороны, в общественное сознание навязчиво закачивается информация в контексте теорий всемирного заговора. Тут и план Даллеса, и Гарвардский проект, и Хьюстонский проект, и пр. и пр. Элементарная психологическая выработка и закрепление в сознании наших граждан синдрома жертвы и неотвратимости поражения. Мол, если в некоем мировом правительстве решено оставить в Украине 15 млн. человек для обслуживания интересов мировой элиты, то так оно и будет, — все на то направлено и все к тому идет.
С другой стороны, в информационных потоках сеется атмосфера безнадежности, преобладают посылы о бесперспективности действий властей и обреченности такого государства на самое жалкое существование. Мол, от тебя, простец, ничего не зависит, получи свой кусочек благ и не рыпайся. За тебя все решат. И такая война будто бы еще опаснее, нежели прямое вторжение войск противника.
Но не стоит заражаться деструктивной информацией и угнетающими психонастройками. Нам ли унывать? Достоинство и сила гражданина Руси несоизмеримы с чьими-то жалкими попытками сломить дух нашего труженика и воина. А испытаний и неустройств на нашу долю хватало всегда.
Вспомним, сколько было попыток захватить эту территорию и поработить этот вольный народ, но все агрессивные хищные волны завоевателей неизменно разбивались о твердыню Руси и, получив тут по заслугам, те возвращались посрамленными восвояси.
Стольный град наш Киев двадцать раз был сожжен и дотла разрушен, но все восставал и восставал в своем новом величии и красоте.
За грехи наши было попущено Богом страшное испытание под игом советской власти, залившей страну кровью мучеников. Особенно страшный террор был осуществлен против верующих, против Церкви. За время правления советской власти было замучено и убито более ста православных епископов, десятки тысяч православных священников, миллионы лучших граждан-патриотов.
Страшный «голодомор» (злонамеренное уничтожение людей лишением питания) был попыткой уничтожить могучую вольную общность православных селян (крестьян) — добрых хозяев-тружеников на земле, как главных носителей православнo-христианской цивилизации, которые были и остаются настоящей, истинной, элитой земли нашей. Ведь селянин — он и труженик прекрасный, и в годину лихую — непобедимый воин. А, следовательно, главный враг богоборческой власти, подлежащий истреблению, что и было самым жестоким образом приведено в действие…
Вот, всего лишь 50 лет тому назад, очередной бесноватый правитель СССР обещал стране показать последнего попа. Не удалось!
Наконец, тот духовный «чернобыль» богоборчества, длившийся в СССР десятилетиями, увенчался ядерной Чернобыльской катастрофой, а вскоре и распадом СССР — этого монстра, наводившего ужас на весь самодовольный «комфортный» капиталистический мир.
И вот первые шаги-десятилетия почти освободившихся стран-осколков утонувшей в пролитой крови страшной империи.
Да, еще пытается взять реванш на Руси язычество, стремящееся проникнуть в обыденное православие, слиться с ним, заразить и извратить его чуждым духом — каждого изнутри. Но выбор, кому служить — Богу или маммоне — остается всегда. Каждый сам за себя даст ответ Богу.
В каждом сердце определяется, кто такой этот насельник славной русской земли — Гражданин или винтик, — избиратель, зритель, потребитель. Баксовая душонка, зомби магии «всемогущего» доллара…
На самом деле сейчас Украина еще имеет уникальный шанс возродиться и восстать в силе. Богатейшие земли, ресурсы, трудолюбивый народ — все тому способствует. И во власти за дело ныне взялись люди, демонстрирующие решительность и динамичность. Они стараются всех убедить, что «порожняк не гонят» и что не привыкли, мол, словами бросаться. Так что, наверное, уже вскоре украинцы воочию увидят и ощутят, что это такое — изощренное пиар-правление с хитрыми психотехнологиями или решительное действенное руководство страной, — продуманное и креативное.
Духовность украинцев не позволяет им поспешно судить и ожесточаться от неурядиц и трудностей. Хаять власть — дело нехитрое. Как люди образованные, они понимают, что кому много дано — с того много и спросится, — несоизмеримо тяжел крест у власть предержащих (как и их ответственность в итоге).. И многие молятся за власть, терпеливо присматриваются, прежде чем выйти и обличить, что-то решительно потребовать или поправить. Мол, что заслужили — то и имеем.
Все случающееся принимать как из руки Божией, — такова психология русича-украинца. В то же время, как известно, «везёт» тому, кто и сам-то везёт.
Конечно же, каждому хочется иметь правителя, который был бы как отец родной, — внимательный, заботливый и рачительный. Да ещё и организовал бы весь народ для решения достойных национальных задач. Но прежде всего стоит присмотреться к самому себе: а как сам ты живёшь? Внимательно пересмотреть свою жизнь, отношения с Богом и людьми. Доброго и справедливого правителя-то ещё заслужить надо, и вымолить у Бога. Достойным — достойное, — по крайней мере, личное покаяние ещё никогда не посрамлялось и всегда уместно. Гражданин сам творит свою судьбу.
Мудрость как правителя, так и обычного гражданина, заключается не в том, чтобы много знать, а в том, чтобы знать, как поступить в каждой конкретной ситуации. Высшее из искусств (и лучший вид борьбы за жизнь!) — познание и исполнение воли Божией. А также признавать свои ошибки, исправлять их и все силы прилагать к пользе Отечества.
Относительно же судеб власти. Не так давно один православный иерарх, благословляя и напутствуя влиятельного политика на руководство страной, счел необходимым заметить следующее: «Религиозное понимание власти связано со служением. Нет пред Богом никакого смысла в человеческой власти, есть только один смысл — это служение. Подлинная власть всегда связана с ответственностью и с подвигом, в том числе с духовным подвигом. Потому что служить ближним своим, служить людям — это всегда самого себя отдавать, а в некоторых случаях — самого себя распинать во благо тех, кому ты призван служить».
А великий вселенский учитель Иоанн Златоуст сказал по этому поводу: «…Кто по-видимому начальствует над людьми, но раболепствует гневу и честолюбию и удовольствиям, тот… не будет знать, как распорядиться с властью». А тем временем жизнь каждого человека (и отдельного властителя) — как та шагреневая кожица, — неумолимо сокращается. И единственное, что нам остаётся в подобных случаях, — это крепко поддержать власть во всех отношениях.
Поскольку правители, увы, не всегда стараются выразить и исполнить волю Божию (а иногда и явно противодействуют ей, злоупотребляя своими полномочиями), то Церковь призывает народ не только к покорности, но в то же время и к рассудительности, в исключительных случаях допуская акции гражданского неповиновения. Ведь и святые Апостолы не напрасно говорили: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29).
А в современных «Основах социальной концепции Украинской Православной Церкви» (они практически идентичны по содержанию у УПЦ и РПЦ) изложено следующее:
«..Церковь неизменно призывает пасомых быть законопослушными гражданами земного отечества. В то же время она всегда подчёркивает незыблемую границу законопослушания для своих верных чад». «..Христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения» (п. IV.9).
«..Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» (п. IIІ.5).
«..Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить своё высокое призвание к „подобию Божию“, исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами» (IV.7).
«..Государственная власть. перед лицом Вечной Правды выносит суд о себе самой и в конце концов предрекает свою судьбу» (III.5).
Воистину, без тесного взаимодействия власти с народом и постоянной живой обратной связи невозможно устойчивое существование и развитие государства. Лишь бы только гражданин не ставил своих прав выше своего призвания и своих общественных обязанностей. Краеугольным камнем государства является именно гражданская ответственность каждого. Негоже забывать Гражданину, что на самом деле без него государство — ничто, и не стоит перекладывать ответственность за свою судьбу на власти. Судьба и ответственность по своей глубинной сути — одно и то же.
Недаром же Господь через Писание призывает нас к неравнодушию: «О, если б ты был холоден или горяч..» А то ведь многие, увы, никакие (теплохладные), — всё пристраиваются, приспосабливаются покомфортнее. И постепенно как бы становятся мёртвыми, тонут. Но, хвала Богу, среди украинцев еще встречаются ортодоксы-максималисты, для которых личная ответственность — это все. Ты в ответе за все, что видишь и знаешь, — как ты отреагировал, чем подсобил или хотя бы посочувствовал в сердце.
Главный ресурс Украины — не земля, и не какие-либо ископаемые, а прекрасный народ, преемник и хранитель Апостольского предания. И украинцы действительно народ особенный — певучий, терпеливый, спокойный, снисходительный, отзывчивый, ласковый. Да еще, кажется, наконец-то крепко берется за дело динамичный Президент, весь излучающий спокойно-благодушную уверенность. Президент, который приступил к своей работе со знаменательными словами: «С верой в нашего Господа Бога Иисуса Христа? надежда, что нам хватит собственных сил ради нашего Отечества, ради наших детей и внуков преодолеть все трудности и построить сильное государство, которое будут уважать в мире. И да поможет нам в этом Господь Бог».
Так что для достойной жизни в Украине есть всё?
С любовью и надеждой, Сергий Моторный
http://rusk.ru/st.php?idar=49777
|