Русская линия
Русская линия Леонид Болотин08.08.2011 

Рождество святителя Николая Чудотворца

Многие современные православные не знают, что помимо двух основных Праздников, посвященных Святителю Николаю Мир Ликийских чудотворцу, — 6/19 декабря блаженное успение Святого и 9/22 мая перенесение святых мощей в город Бари, существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. Так, 9/22 мая празднуется ещё и перенесение Зарайского образа Святителя Николая из града Корсуни в земли Рязанские, 24 мая /7 июня отмечается храмовое торжество в честь явления иконы Святителя Николая под Вяткой в селе Великорецком. 29 июля /11 августа отмечается принесение образа Николы Великорецкого в Москву. Кроме того, Церковь торжественно вспоминает Святителя Николая в Соборе Святых Отцов Первого Вселенского Собора, участником которого он был, и соответственно — в Сонме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Существуют и местные праздники в честь Можайской иконы Святителя Николая. До недавнего времени мало кто знал, что в старину торжественно праздновалось ещё и Рождество Святителя Николая. В 2004 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй благословил празднование Рождества Святителя Николая 29 июля/11 августа на тех приходах, настоятель и прихожане которых изъявили желание возобновить старую традицию, восходящую, к началу XIII столетия. В старину в Великом Новгороде существовал даже монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая.

Вероятнее всего, первоначально это торжество было местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель был Архиепископом, и на родине родителей святого в Патарах. В пору завоевания Царьграда крестоносцами и насаждения в Европейской части Ромейской Империи латинства, в сохранявшей Православие Азиатской — Никейской Ромейской Империи, Небесным Покровителем которой почитался святитель Николай, местное торжество по поводу его рождения могло распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь. Никейцы в пору оккупации крестоносцами Константинополя особенно активизировали контакты с Православной Русью.

Специальных исследований вопроса о праздновании в средневековье Рождества Святителя Николая у православных греков, насколько нам известно, не проводилось: в общедоступных источниках никаких свидетельств о существовании у греков такого церковного торжества нет. Но трудно предположить, что на Руси, которая с последней четверти IX века и по первую половину XV века была Митрополией Греческого Патриархата, могли самочинно установить празднование, посвященное Имперскому Святителю. Несомненно, эта духовная традиция имела канонические корни греческого происхождения, следы которых пока не обнаружены. В пользу этого свидетельствует и то, что одна из сохранившихся церковных служб Рождеству Святителя Николая была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году, когда в Русской Православной Церкви было наиболее сильно влияние греческих иерархов, когда русские традиции тщательно сверялись с греческими источниками. Службы Рождеству святителя Николая были недавно изданы Светланой Анатольевной Черкасовой с замечательной научной статьей в качестве предисловия (http://www.voskres.ru/bogoslovie/tscherkasova.htm). В царствование Императрицы Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества святителя Николая Чудотворца в России было упразднено, возможно потому, что оно отсутствовало в месяцесловах других Поместных Православных Церквей того времени.

В истории Вселенской Церкви подобные казусы с некоторыми праздниками случались. Так, например в Древней Церкви 1 Апреля (14-го по нынешнему григорианскому счёту) Церковь вспоминала Святого Апостола Фому, маловерие которого по Воскресении было посрамлено Самим Иисусом Христом. Потом Фомин праздник стал переходящим, отмечаемым во Вторую Неделю по Пасхе. Но память о древнем церковном празднике Апостола Фомы после неведомых нам социально-культурологических деградаций сохранилась в суеверном обычае отмечать 1 Апреля шуточный день неверия.

Однако теперь, когда положено возрождение духовной традиции празднования Рождества святителя Николая, можно предполагать, что найдутся кропотливые церковные исследователи, которые обнаружат в древних источниках свидетельства о первоначальном происхождении этого праздника.

С древнейших времен, с IX столетия святитель Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель верховной власти, державного могущества. Киевский князь Аскольд, убитый дружинниками Новгородского князя Олега в 6390 году от сотворения мира, в святом крещении носил имя Николай. Вскоре после мученической кончины Князя Аскольда-Николая на его могиле был возведён один из самых ранних на Руси из известных храмов, посвящённых святителю Николаю.

Живший во второй половине XI — начале XII веков князь Святослав Давидович в 6614 (1106) году принял в Киево-Печерском Успенском монастыре иноческий постриг с именем Николай. Он ныне чтится в Православной Церкви как преподобный князь Николай Святоша Киево-Печерский. Правда, с той поры на протяжении почти семи веков имя «Николай» в Княжеских и Царских Родах не встречается до той поры, пока в конце XVIII столетия будущий Государь Император Павел Петрович не нарёк именем Николай своего третьего сына, который нам известен как Император Николай I Павлович.

Благодаря этому в XIX столетии имя Святителя Николая Чудотворца становится одним из самых популярных в Русской Императорской Фамилии. Так Государь Николай Павлович нарекает одного из своих сыновей. Великий Князь Николай Николаевич Старший стал выдающимся русским полководцем, наиболее прославившимся во время последней Русско-Турецкой Войны. Николаем называет своего Первенца и будущий Государь Александр Николаевич Освободитель. Великий Князь Цесаревич Николай Александрович был Наследником Престола, но умер в молодости от инфекционного менингита.

Великий Князь Николай Николаевич Старший также дал своему старшему сыну имя Николай. Великий Князь Николай Николаевич Младший был Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил России в 1914—1915 годах. Но более всех в Августейшей Династии Романовых духовно прославился святой страстотерпец Царь Николай II Александрович. Сын Императора Николая I Великий Князь Михаил Николаевич также одного из своих сыновей называет Николаем. Великий Князь Николай Михайлович, расстрелянный большевиками в начале 1919 года в Петропавловской крепости, был известным русским историком.

Почитание особого покровительства Святителя Николая над православными Царями проистекает из известного эпизода из его жития, в котором описывается спасение Чудотворцем трёх воевод, неправедно осужденных на казнь святым равноапостольным Императором Константином Великим.

В русских службах Рождеству святителя Николая этот сюжет выразился в следующих духовных стихах: «Велика чудеса твоя, пресвятый Николае, яко явися во сне Богомудрому Константину Царю, три воины спасл еси, безвины умирающа тако и нас спаси, Николае святителю Господень». А также: «Отче Николае, мироположница мощей твоих Миры обогащает, в них же и связанныя неправедно осужденныя во сне Царю видением твоим явився свободил еси от смерти и уз и темницы, но и ныне якоже тогда и присно видением твоим явився моляй о душах наших». И ещё: «Таинодерзновенне уподобился ecи, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим…»

Этот духовный поучительный случай с Православным Государем в житии святителя Николая позволяет русскому духовному песнотворцу титуловать Чудотворца кормщиком Православных Государей:

«Киими духовными пенми и песньми восхвалим Святителя во славнем торжестве его, далече бо сущая провидяща и отстоящая яко близ суща, и в рождестве своем стояние честных ног пророчествующа неложно, еже всей вселенней хотящи быти назирателя, и обидимым избавителя, Царем окормителя и связанным разрешителя, и от неправедныя смерти свободителя и всем дарующа верным велию милость».

В русской духовной истории этот святительский титул подтверждается тем, что во время осады Казани святитель Николай Мирликийский явился Царю Иоанну IV Васильевичу Грозному и укрепил Его в решимости взять оплот разбойничьих нападений на Русь решительным штурмом. Иоанн Грозный глубоко чтил святителя Николая Чудотворца и праздник его рождества. Об этом свидетельствует такие знаки царского внимания.

Ещё в канун Куликовской битвы, Мамаева побоища 24 мая 1380 года, в Вятских пределах на берегу реки Великой был обретён чудотворный образ Святителя Николая, который стал именоваться «Великорецким». Повелением царя Иоанна Васильевича Грозного и святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси, свершилось перенесение Великорецкого образа в Москву. Встреча Великорецкого образа Николая Угодника в Москве состоялась в день Рождества святителя Николая 29 июля 1555 года. Знаменательному событию была посвящена летописная «Повесть о принесении Великорецкого образа в Москву», вошедшая в Великие Кремлевские Четьи-Минеи святителя Макария (Леонтьева). Видимо, самим Святителем были составлены тропарь и кондак московскому празднику в честь образа Николая Великорецкого и создан список чудотворной иконы. В новом храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который был построен в честь взятия Казани на Покров 1552 года, был устроен придел в честь иконы святителя Николая Великорецкого.

Видимо, близко к этому же времени в Великом Новгороде был учреждён монастырь в честь Рождества святителя Николая. Чуть позже в Опричной слободе против Троицких ворот Кремля был создан надвратный храм святителя Николая Можайского. А одни из восточных кремлёвских ворот также стали именовать Никольскими по надвратному образу, помещённому на них.

Таковое церковно-державное почитание Святителя отражено в его рождественской службе: «Святителю отче Николае, испроси яже к Богу твоими молитвами церкви утвержение святителя покрый молитвою своею, благовереному и христолюбивому Царю нашему победы дая на враги и одоления, неподвижиму и необориму граду твоему были сподоби, и верным людем грехов оставление испроси, и всем призывающим всечестное Рождество твое прощение согрешением даруй».

И в других стихах рождественских служб неоднократно говорится: «Радуйся, Царем правоверным помоще и окормление, и на враги победа и одоление, и православию утверждению. Радуйся, в Духа Святаго облеченный и на благодеяние благочестивым поданный. Радуйся, нечестивых потребителю и на страх их явленный. Радуйся, бесом прогонителю и еретиком обличителю. Радуйся, яко во святем Рождестве твоем дивен всем познанный яко имаши быти великий таинник Божия благодати». Или: «Божественную благодать от Бога приял еси, Святителю Николае, юже прием свыше, и нас назирай, празднующих любовию честное твое Рождество, и подаждь от Бога Церквам единомыслие, и Царем нашим победы на враги, и миру умирение, и земли нашей благоплодие, и душам нашим велию милость».

Схожее прошение в рождественской службе в связи со святителем Николаем Чудотворцем обращено и Пресвятой Богородице: «Облаче, превыщий Небес, радуйся, искапающий нам каплю душеспасительную. Богородице, Ты Всеблагая, подаждь от Бога Царем нашим победы на враги и междоусобия бурю утиши, елика бо хощеши, вся можеши, яко Мати Господня».

Духовные стихотворцы связывают духовное окормление Царей, которое осуществляет святитель Николай, с его собственным помазанническим достоинством: «Твое славят Рождество, Святителю Николае, разумнаго света заре, церковное светило, святительская красота, царское украшение, богопроповедниче богоходатайныи, блаженный разум, свято прозябший грозд винограда животного вино искапил еси, веселящее верных сердца, дряхльствующая же омрачением лести, упоеныя пияньством идольскаго гнева, всяк богоразумию привел еси. О святопомазанная главо, о всечестный верх, о всеблаженне и преблаженне, честный наш учителю, прииди и посети нас, озлобленныя греховными страстьми, Христу помолися даровати душам нашим велию милость».

Отсюда и духовный призыв ко всем, начиная с Архиереев и Царей, и вплоть до юношей и дев: «Приидите вси добрыи Святителие, убо Цари же и князи и сановницы и вси людие, мужи еже и жены, юноша и девы и всяк возраст и всяко достояние согласно воспоем всечестное и преславное Рождество Николы всеблаженнаго…»

На Руси к 29 июля, к празднику рождества Святителя Николая, обычно завершался сбор урожая озимых хлебов. Поэтому в связи со стихом: «…подаждь от Бога Церквам единомыслие, и Царем нашим победы на враги, и миру умирение, и земли нашей благоплодие» вспоминается то, что в городе Тихвине и ныне почитается чудотворная икона — святитель Николай Хлебный. Такое титулование иконы ассоциируется с другими урожайными праздниками Ореховый Спас, Медовый Спас, Яблочный Спас…

В заключение в связи с тем, что праздник Рождества святителя Николая Мирликийского связан на Руси с праздничными чествованиями его икон Великорецкой и Зарайской, необходимо добавить, что торжество связано с церковным чествованием родителей святителя Николая Мирликийского — святых праведных Феофана и Ноны Мирликийских. Это многократно отражено в стихах русских служб Рождеству святителя Николая, но, вероятно, связано с их древним почитанием в Ромейской Империи как местночтимых Патарских и Мирликийских святых.

В Москве в самом начале Звенигородского шоссе возведен и в настоящее время благоукрашается домовый храм Просветительского Фонда во имя Святителя Василия Великого. Этот храм посвящается Рождеству святителя Николая Мир Ликийских чудотворца. Древняя церковная традиция возрождается.

2 августа 2011 года

Тропарь, глас 4

Таинодерзновенне уподобился ecи, мудре Царя бо обличил еси Ангелом двократы, избави три мужи от смерти, тем по Успении твоем сияеши чюдесы, отче наш Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

В Мирех рождейся, Святителю Николае, от благаго корени боголюбиваго отца Феофана из ложесн от богонравныя утробы матере своея Ноны, проразумел еси путь спасения, исполнися множество чюдес преподобне быв сего ради, освятися и явися велий таинник Божия благодати.


Использованная литература:

Сергий (Спасский), Архиепископ Полный Месяцеслов Востока. М, 1997. Т. II. С. 377.
Черкасова Светлана. Русские службы Рождеству Святителя Николая // http://www.voskres.ru/bogoslovie/tscherkasova.htm.
Черкасова Светлана. Слава на Руси Святителя Николая // Музыкальная академия. 2001. N 1. С. 1−12.
Черкасова Светлана. Русская гимнография Святителю Николаю: проблемы ее изучения // Правило веры и образ кротости… Образ Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М.: изд-во ПСТБИ, 2004. С. 356−369.
Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса Святителя Николая чудотворца, Архиепископа Мирликийского и слава его в России. СПб., 1899 (репринт. изд. 1899 г. СПб., 1994. С. 670).
Голубцов А.П. Чиновник новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 132.

http://rusk.ru/st.php?idar=49765

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru