Русская линия
Трибуна Инна Карпова,
Леонид Смульский
07.08.2004 

«Здравствуй, радость моя»
Полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко — о Серафиме Саровском, хорошем кино и матерях-одиночках

— Уважаемый Георгий Сергеевич, вы часто, отвечая на вопросы журналистов, говорите о политике, выборах, экономической ситуации в регионе и отдельных субъектах Федерации, но сегодня я хотел бы поговорить с вами о нравственном состоянии нашего общества, тем более что я знаю, как серьезно вы относитесь к этим проблемам. Итак, как вы оцениваете духовное, нравственное состояние сегодняшней России?
— Я думаю, что сегодня можно говорить о восстановлении ряда духовно-нравственных традиций, которые были всегда присущи русскому народу, российскому народу, так было бы правильнее сказать.
Почему я так говорю? Потому что по роду службы мне приходится общаться с различными людьми: не только с чиновниками, но и с рядовыми, если так можно выразиться, гражданами — бизнесменами среднего уровня, рабочими, людьми, которые работают на земле. И у меня складывается такое мнение, что люди начинают вспоминать свои традиции, те морально-нравственные устои, на которых наше государство строилось в свое время. Я думаю, у людей вновь проявляется одно из качеств, которое присуще только россиянам, они в первую очередь думают о Родине, а потом о себе, как в замечательной песне поется. Это дорогого стоит, мне кажется. Люди хотят, чтобы не только им было хорошо, но стремятся к тому, чтобы и стране, и близким, и не очень близким также было хорошо. То есть люди начинают возвращаться к тому, что у нас емко и правильно выражено в таком чисто русском слове, как собор. Всем миром восстанавливать Россию, возрождать что-то. Всем миром делать Россию лучше.
Кстати, духовное возрождение общества неразрывно связано и с его экономикой.
Давайте вспомним слова одного из величайших мыслителей земли русской, Федора Михайловича Достоевского. Устами одного из своих героев он предостерег нас: «:обратитесь в хамство, гвоздя не выдумаете». То есть если мы разрушим духовное, не будет и служащего человеку материального. В XXI веке мало производить самые хитрые и умные вещи. Надо, наверное, прежде всего воспитать человека — гражданина, который сумеет всем этим воспользоваться.
Если в экономике утрачены этические нормы хозяйствования, этические нормы предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не реализует ни интересы государства, ни интересы его народа. Если в социальной сфере будем продолжать делать упор на детские дома как форму существования беспризорных детей и сирот, а не будем укреплять семью, не будем обеспечивать обретение этими детьми семьи и дома, очень многие социальные вопросы, связанные с защитой детства, защитой подростков, не будут решены. Если библейская заповедь «Чти отца своего и мать свою» не станет нормой общественного сознания в стране, бедно, без заслуженного внимания и заботы будет жить старшее поколение.
— Какую роль в воспитании общества играет сегодня религия и в особенности православная Церковь? Недавно выступая на заседании Совета руководителей Центрального федерального округа, вы даже выступали с докладом, в котором анализировали опыт взаимодействия с РПЦ.
— Я не случайно привел слова нашего великого мыслителя и писателя Федора Михайловича Достоевского, так как понимание совершенно новой ситуации во взаимодействии государства и религиозных организаций наступает только через 15 лет после окончания времен богоборчества. Понимание того, что если государство будет игнорировать духовное начало, которое несут в себе религии и особенно традиционные религии народов Российской Федерации, многое из задуманного не реализуется из-за утраты именно этого начала.
Религия, являясь одним из ведущих социальных институтов общества и находясь в одном ряду с такими категориями, как мораль, право, семья, имеет существенную особенность, дополняющую выполнение социальных обязательств государством. Она главной целью своего служения имеет милосердие и умножение любви вокруг нас, а главное — в нас самих.
Я думаю, знаковым моментом стало возвращение наших граждан к религии, к православию. Это наблюдается в первую очередь в активном участии жителей Центрального федерального округа в различного рода религиозных праздниках, которые проводит Русская Православная церковь, почитание, поклонение нашим российским, православным святыням, которых в округе очень большое количество. Да и в целом мы все прожили достаточно сложные последние пятнадцать лет. Но думаю, что вы со мной согласитесь, в целом обстановка и настроение людей меняются в лучшую сторону. Меньше стало озлобленности, меньше стало ощущения безысходности. Многие люди смотрят в будущее сегодня с оптимизмом. Я думаю, что это, наверное, главный показатель. Бездуховный человек не может смотреть в будущее с оптимизмом.
— Некоторые политики, ученые, публицисты высказывают опасение, что православие сегодня, как и в царские времена, претендует на роль государственной религии.
— Испокон веков нашу страну называли Святой Русью, и в это название прежде всего вкладывался нравственный смысл, подчеркивалась особая роль, которую Россия добровольно взяла на себя как хранительница вечных ценностей, которые всегда определяли жизнь нашей страны, задавали нравственные рамки и устанавливали традиции.
Русская Православная церковь ни на что не претендует. Она просто делает свое дело, которому служит уже более тысячи лет. А именно несет слово Божье всем людям, без исключения. Не только русским, а всем тем, кому это нужно и кому хочется это слово услышать. Поэтому говорить о каких-то претензиях Русской Православной церкви на главенствующую роль в воспитании населения или на главенствующую роль среди других религиозных конфессий, мне кажется, не совсем правильно. Другое дело, если вернуться к нашей истории, само государство Российское ведь в принципе начало по-настоящему оформляться как держава, опираясь именно на православные устои.
После Крещения Руси Россия и стала в конечном итоге великой державой. Причем все эти годы действительно Русская Православная церковь существовала как Церковь, которая определяла надежды и чаяния подавляющего большинства населения России, так как все-таки самая крупная нация, которая проживает в нашем государстве, — это русские люди. Естественно, она где-то в определенной степени доминировала. Сегодня говорить о том, что она и должна доминировать именно чисто юридически, мне кажется, нет необходимости. Я могу сказать, что каких-либо притеснений, или гонений, или попыток принизить роль и значение других конфессий Русская Православная церковь никогда не предпринимала и не предпринимает. Но главное, мне кажется, в том, что активно работает сегодня в плане нравственного воспитания населения не только Русская Православная церковь, но и другие наши основные конфессии. Эти конфессии, основные религии, делают очень важное дело: они воспитывают граждан Российской Федерации в нормальном нравственном ключе. Ни одна из религий не призывает ни к насилию, ни к воровству, ни к разнузданности какой-то. Все они, без исключения, призывают нас к любви друг к другу, к уважению друг друга, к вере. Я считаю, что в вере ничего плохого нет абсолютно. Потому что верующий человек всегда подумает, прежде чем сделать что-нибудь плохое. А подумав, как правило, не сделает.
Религия стала фактором, активно воздействующим на духовно-нравственный облик современного человека, российского общества в целом. Общество признало значимость изучения религиозного культурного наследия, несущего не только узкоконфессиональные, но и гражданские, этические, нравственные, художественные, семейные и другие ценности. Это особенно очевидно в условиях российского общества, культура и история которого теснейшим образом связаны с православием. Для человека, не знакомого с Библией, не только останутся непонятными шедевры отечественной литературы, принадлежащие перу Пушкина и Достоевского, Ахматовой и Пастернака, но и будут полностью закрытыми для осмысления картины Рембрандта и Тициана, музыка Баха и Генделя. Они не будут, например, знать происхождение поговорки «Зарыть в землю свой талант». Подобных примеров можно привести множество.
— Буквально на днях вы побывали на родине Серафима Саровского, где сейчас присутствуют, наверное, тысячи паломников. Что вы почувствовали там, в чем роль и значение этого человека в истории России, в ее духовном наследии?
— Вопрос, на первый взгляд, простой, но на него трудно ответить. Потому что трудно передать все положительные эмоции, которые я там испытывал. Действительно, Серафим Саровский — чисто русский святой, причем почти наш современник. Во всяком случае мы о нем знаем не из каких-то преданий старины далекой. Это и воспоминания о нем современников, и реальные записи его деяний, в том числе его откровений по ряду вопросов, в том числе и касающихся будущего России. То есть его можно рассматривать практически как нашего современника. Это, наверное, очень важно. Ну и, конечно, то тепло, которое исходит от его учения, оно заставляет, мне кажется, любого становиться мягче и добрее.
Для меня главное во всем его подвиге — это необъятная, всеохватывающая любовь к ближнему. Может быть, буду неоригинален, но я многим говорил и для себя осознал интересную вещь: он приветствовал каждого приходящего человека фразой: «Здравствуй, радость моя, Христос воскресе». Попробуйте сказать эти слова со злобой или равнодушием, с неприязнью. Не получится. Только с добротой, с каким-то таким хорошим чувством эти слова можно сказать. Всего-то три слова: «Здравствуй, радость моя». А уже и у тебя на душе хорошо, и у того человека, к которому ты так обращаешься.
— Есть в России проблемы, о которых все знают, все говорят, но они никак не решаются. Это злоупотребление алкоголем, растущее потребление наркотиков, несокращающаяся преступность, в том числе на фоне первого и второго. Есть ли рецепты спасения нации от этих бед? Или, как опять же уверяют нас наши зарубежные «товарищи», мы обречены на то, чтобы быть пьяной нацией, криминальной Россией и так далее?
— Ну, по части рецептов я не большой специалист. Считаю, что эти проблемы можно и нужно решить. Если говорить о любви к употреблению крепких спиртных напитков, к сожалению, русский народ всегда этим отличался. Может быть, и в силу особых природных условий, в которых мы живем. Россиянин выпить всегда был не дурак. Другое дело, что подавляющее число россиян это всегда делали с умом. Сегодня, к сожалению, алкоголизм — это проблема. Серьезная проблема — алкоголизм среди молодежи. В исконных русских деревнях, в глубинке молодежь, подростки употребляют наркотики. Каждые 20 минут в России от них погибает молодой человек.
Я думаю, что главное, наверное, не рецепты, а задача. Опять же — это в первую очередь воспитание. Человек, который воспитан в определенных традициях, как правило, не будет ни злоупотреблять алкоголем, ни тем более пробовать даже вот эту дрянь под названием наркотики. Воспитание должно идти везде, начиная от семьи и заканчивая средствами массовой информации. К сожалению, и в школе, и в армии, и на работе, и в семье — везде у нас есть большие проблемы.
Отдельное «спасибо» нашему отечественному телевидению. Если посмотреть на сериалы, фильмы, которые часами демонстрируются на различных каналах, герой или героиня не выпускают сигарету, постоянно, чуть ли не каждые пять минут, идет употребление спиртного, причем не стесняясь показывают этикетку бутылки. А если говорить уже о западном кинематографе, который сегодня просто, я считаю, заполонил все экраны — как в кинотеатрах, так и на телевидении, то там же знаменитая фраза из фильма «Джентльмены удачи» «Украл, выпил — в тюрьму» обыграна по-другому. Это у нас: украл, выпил — в тюрьму. А у них: украл, выпил, убил — и уехал на Майами. Все это смотрят подростки, и для них это становится образом жизни.
Знаете, есть одно очень хорошее слово: стыд. Если мы с вами проведем эксперимент, посмотрим, скажем, десятка полтора сегодняшних газет, гарантирую, что ни в одной из них, ни в одной из телевизионных передач это слово не звучит. Сегодня многое из того, что мы делаем, — не стыдно.
Государство одно не справится ни с алкоголем, ни с наркоманией, ни с преступностью. Надо всем нам создать такое настроение в обществе, такое состояние общества, чтобы делать то, о чем мы сейчас с вами говорим, было стыдно. И причем это не обязательно осуждение по закону — посадили, штраф дали и так далее. У людей, совершающих проступки, на душе должно быть скверно.
Я уверен, что огромное количество очень хороших фильмов производится на Западе, в том числе и в США, в которых пропагандируются дружба, любовь настоящая, чистая, другие нормальные человеческие ценности. Но почему-то у нас вот одно и то же. Какой канал ни включи, сплошные убийства, драки, истязания, свободная любовь. Наверное, интересно иной раз посмотреть и боевик. Но не должно быть так, чтобы они шли везде и все время. Вы знаете, недавно посмотрел с удовольствием по каналу «Культура» фильм «Живет такой парень». Уж сколько раз я смотрел его, многие вещи наизусть знаю, но посмотрел с таким удовольствием. Сидел и думал: а ведь дети и подростки наверняка его не смотрят. А было бы неплохо. Фильм-то, кстати, и для них интересный очень. Показывают их сверстника, молодого парня. Русского, чистого, смешного такого и отнюдь не застегнутого на все пуговицы. Нормального человека показывают.
— Есть еще одна тема, я знаю, что она вас тоже цепляет за живое, — это демографическая проблема сегодняшней России. Цифры известны. Россия почти на миллион человек в год вымирает. Есть прогнозы западных доброхотов, которые уверяют, что через 15−20 лет у нас просто физически не будет боеспособного, в буквальном смысле слова, населения, которое смогло бы защитить и территориальную целостность России, и ее недра, ее природные богатства. Действительно, желающих покуситься на самый лакомый, наверное, кусок — на Россию, очень много. И при этом огромное количество абортов, два миллиона в год. Цифры ужасают, видимо, это должно стать предметом государственного разбирательства.
Наверное, вы со мной согласитесь, что, когда различные глянцевые журналы смакуют третий, четвертый, пятый развод какой-то звезды, это тоже ненормально. Мне кажется, что мы не в том направлении движемся.
— Я с вами согласен. Действительно, это очень серьезная проблема, я имею в виду демографическая. И, наверное, ее не решить никогда, если все, в том числе и государство, не начнут целенаправленную работу по воспитанию граждан опять же в плане осознания и поддержания семейных ценностей. Ведь традиционно семья, это из классики известно, является первичной ячейкой общества. Не будет семьи, значит, не будет и общества по большому счету. И то, что сегодня происходит, когда показывается и говорится о том, что абсолютно нормален распущенный образ жизни, когда сегодня практически перестали говорить об элементарных вещах, таких, как уважение к женщине, уважение к матери, когда из женщин, молодых девушек непонятно что делают, и они, стремясь подражать опять же псевдосовременной моде, забывают просто сами или хотят показать, что они отнюдь не женщины, не девушки, а непонятно кто, естественно, в таких условиях трудно надеяться на то, что мы сможем демографическую ситуацию переломить. Мне кажется, в первую очередь государству и средствам массовой информации, которые во всяком случае контролируются государством, необходимо вопросам этим уделять самое пристальное, самое серьезное внимание.
В принципе было бы, наверное, правильно, если бы создали в обществе такое мнение, что, например, семья без детей — это ненормально. Да, к сожалению, у кого-то детей быть не может в силу каких-то медицинских показаний. Это бедные люди. Я уверен, что большинство таких семей хотели бы иметь детей. Но большая часть семейных пар могут и должны иметь детей. И я считаю, что было бы правильно, если бы они понимали, что не заводить ребенка — это не просто не очень хорошо, это просто стыдно. Чтобы в обществе так и считалось, что стыдно, имея возможность завести детей, их не заводить. Чтобы общество уважало так называемых матерей-одиночек. Сегодня какое к ним отношение? В лучшем случае безразличное, а как правило, еще и оскорбительное. Ну, а чем они виноваты?
— Да они совершили больший подвиг, согласившись по каким-то своим причинам родить без мужа, чем те, которые идут на многочисленные аборты и вообще остаются без детей.
— Я считаю, что государство должно оказывать помощь таким женщинам, которые действительно пошли на подвиг, вы правы. Что касается абортов, полностью согласен и с вами, и с публикацией в вашей газете. Это ужасная тема. Если вдуматься, каждый россиянин, живущий в нашем государстве, принимает самое непосредственное участие в убийстве своих граждан. Потому что мы платим налоги. Эти налоги идут на решение многих проблем, в том числе и на бесплатную медицинскую помощь. А как известно, у нас по законодательству аборты делаются бесплатно. То есть мы с вами оплачиваем убийство наших сограждан. Я думаю, что это безнравственный аспект, а по моему личному убеждению, это еще и по большому счету соучастие в убийстве.
Газета правильно подметила: «Если женщина убивает ребенка сразу после рождения, то ей обеспечена тюрьма. А если до рождения — то больничный лист».
Да, бывают случаи, когда в силу тех или иных, в том числе и медицинских показаний нельзя, например, женщине рожать. Но должно быть это исключением.
— Русская Православная церковь в прошлые годы на двадцать лет отлучала от причастия людей, которые совершали такое святотатство.
— Я позицию нашей Церкви поддерживаю. И лично я не хочу быть соучастником убийства. И платить за это тоже не хочу. Пусть платят сами. А государство огромные деньги, которые оно тратит сегодня на оплату абортов, могло бы направить на решение других проблем. И в первую очередь, может быть, как раз на поддержку многодетных семей, на поддержку матерей-одиночек, на лечение семейных пар, которые в силу тех или иных причин, заболеваний не имеют возможности сегодня завести ребенка, но при соответствующем лечении могут это сделать. Тогда мы будем иметь желанных детей, тех детей, которых будут воспитывать гражданами нашей страны, давать им соответствующее образование и так далее.
— Спасибо!

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru