Русская линия
Русская линия Николай Коняев12.08.2004 

100-летие Цесаревича Алексия — некоторые сопоставления

— Николай Михайлович, как Вы считаете, в чем духовное значение 100-летия Цесаревича Алексия?

— Когда обозреваешь всю Династию Романовых, с чего она начиналась и к чему пришла, возникает ощущение храмового строения. Мы видим, что первые Романовы даже боролись с Православием, а вот начиная с Павла его потомки стремились исправить все те ошибки, которые совершили их предшественники. И Павловичам удалось это сделать, хотя и не до конца. Но за это — за то, что они пытались это сделать — их и убили. На мой взгляд, момент прославления Царственных мучеников важен именно тем, что мы получили возможность осознать, что тот неверный путь, который был задан первыми Романовыми, может быть исправлен. Канонизация открыла нам возможность вернуться на тот путь Святой Руси, которым страна наша только и может идти.
Недавно я написал книжку «Игрушки русских императоров». Там есть глава, посвященная Цесаревичу Алексею. Я считаю, что очень правильные слова находят люди в своих публикациях о нем — светоносный отрок, светлый, светозарный. Он таким и был, он мечтал, чтобы в его стране не было несчастных людей, чтобы все были счастливы. Многие сейчас ругают Николая II, за его нерешительность, за то, что он не мог, как, например Петр I, навести железной рукой порядок. Но Николай II сделал гораздо больше. Он сумел в Своей Семье победить дух вольтерьянства, распущенности, который в общем-то и губил Россию и Царскую Династию. Он смог одержать ту победу, которую и мы должны одержать каждый в самом себе. Ибо уничтожить зло в самом себе труднее, чем даже победить внешнего врага. И вот, Царская Семья и Цесаревич Алексей показывают, что даже и потерпев поражение внешнее можно одержать победу внутреннюю, а для христианина это главное.
Я сравниваю Цесаревича Алексия с таким святым как Артемий Веркольский. Его убила стихия — молния, гроза, и односельчане даже не стали его хоронить. Его выбросили в лесу, прикрыли берестой… А потом спустя годы Артемия нашел его сверстник, Агафоник, который к тому времени успел состариться. Он проходил мимо и увидел свет на могилке Артемия. И когда он отвернул бересту, то увидел совершенно юного человека абсолютно неразложившегося. И вот эта встреча постаревшего Агафоника с товарищем своей молодости является символом той чистоты, того света, той внутренней победы, которая была одержана Артемием, хотя при этом никому и не была видна. Ведь когда человек достигает какого-то внутреннего совершенства, гармонии в себе, он об этом не кричит, все это тихо совершается. Но тем не менее, такая создается вокруг атмосфера, такое поле добра, которое конечно же производит гораздо больше действия, чем любая громогласная реформа.
Промыслительно, что 100-летие Цесаревича Алексия совпадает с возвращением Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. Эта икона сама выбирает себе место. Когда начались нестроения в Византии, она ушла и остановилась у нас в России на реке Тихвинке, и там была воздвигнута обитель — Тихвинский монастырь. Ну, а когда в 1917 г. и у нас начались нестроения, икона тоже ушла. А вот сейчас она вернулась назад. Мне кажется, что это какой-то знак. Знак того, что за эти годы все-таки что-то мы, православные люди, сделали. Я имею в виду все мы. Эти события показывают — что-то в России изменилось, не все для нас потеряно, а главное — что нам и дальше надо продолжать свое делание.

— Известно, что трагедия с АПЛ «Курск» в 2000 г. произошла в день рождения Цесаревича, да еще в день открытия Архиерейского собора, прославившего Царскую Семью. Какой Ваш взгляд на это совпадение?

— Эта трагедия показала, что очень многое в современной России неправильно устроено. Увы… Экономически и политически мы пытаемся жить на старом ресурсе и не создаем ничего нового. Трагедия «Курска» показала, что путь этот бесперспективен. Действительно — сколько мы можем продавать энергоресурсы, прежние наработки, старое оружие, ничего не создавая взамен. Нам пора опомниться и не заглядываться на америки, а жить так, чтобы исполнилась мечта Цесаревича Алексия, чтобы все в России были счастливыми. И «Курск» как раз и стал таким набатным ударом. Ведь какая тогда была ситуация? Цены на нефть были чрезвычайно высоки, и даже дыры в бюджете не надо было затыкать — люди сами потихоньку вымирали. И вроде правителям было хорошо жить, по отчетам все хорошо получалось. И вдруг в этот момент набатом ударил «Курск». Конечно, то, что это событие совпало с днем рождения Цесаревича можно толковать как простое совпадение. А может быть это и не совпадение, а одно из тех деяний святого, которые он производит…

— Да, наверное, герои АПЛ «Курск» для нас навечно останутся в нетленной славе Цесаревича Алексия. Это тот исконный образ России — Святой Руси, который является резким контрастом со всем временным для нашей истории, будничным, случайным.

3 августа 2004 г., выставка Ярмарка «Нижегородский край — земля Серафима Саровского»,
записал Сергей Чесноков

http://rusk.ru/st.php?idar=4957

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru