Русская линия
Кадетское письмо Игорь Андрушкевич21.07.2011 

20 -летие начала возрождения кадетских корпусов в России

Основоположники возрождения Русских кадетских корпусов в России

В этом 2011 году исполняется 20-летие начала возрождения кадетских корпусов в России. Первый конкретный шаг для этого возрождения был сделан в июне 1991 года, на собрании инициативной группы для возрождения Донского кадетского корпуса, на квартире кадета суворовца полковника Евгения Павловича Исакова, в Москве.

В этом собрании приняли участие сам хозяин квартиры, полковник Евгений Павлович Исаков, прибывшие из Новочеркасска есаул Георгий Вячеславович Писарев и капитан Александр Попов, а также и специально прибывший из Сан-Франциско, США, Алексей Михайлович Ермаков, Председатель Центра кадетской связи Объединения кадет Российских кадетских корпусов за Рубежом.

На этом собрании было решено воссоздать в Новочеркасске «Донской Императора Александра III Кадетский корпус», хронологически первый кадетский корпус из всех кадетских корпусов существующих сегодня в России. Возглавить это начинание было поручено есаулу Г. В. Писареву. На следущий же день, эта инициативная группа вылетела из Москвы в Новочеркасск.

Донской кадетский корпус был в том же 1991 году воссоздан. Его делегация, состоявшая из Директора Корпуса есаула Г. В. Писарева и десяти кадет, в традиционной форме Донского Кадетского Корпуса, с традиционными русскими военными кокардой и бляхой с двуглавым орлом, в сентябре 1992 года приняла участие во «Встрече зарубежных кадет и суворовцев и нахимовцев» в Москве и в первой «Заре с церемонией», по уставу старой Русской Армии, состоявшейся в России после Гражданской Войны.

Таким образом, эти четыре человека являются первыми основоположниками возрождения Русских Кадетских корпусов в России. После них было еще много русских людей, которые много потрудились и продолжают трудится на этом поле русской чести, однако инициаторами и зачинщиками этого великого дела были именно эти четыре вышеназванных русских кадета. Троих из них уже больше нет с нами. Царствие им небесное! А четвёртому, А. М. Ермакову: Многая лета!

Однако, для полноты этой Летописи начала возрождения кадетских корпусов в России, необходимо отметить, что до этого выше отмеченного решающего собрания, было два предварительных учредительных исторических момента, состоявшихся в двух кадетских организациях, каковые принципиально позволили дать этот начальный толчок для возрождения русских кадетских корпусов. Эти организации были «Объединение кадет Российских кадетских копусов за Рубежом» и «Московское Содружество суворовцев и нахимовцев».

Два предварительных момента в двух кадетских организациях

I. Первый предварительный шаг в направлении возрождения Русских кадетских корпусов в России был сделан суворовцем полковником Е. П. Исаковым. В 1990 году он узнал, что не все русские кадеты исчезли с лица земли (как это давно провозглашали тогда власть имущие) и что, якобы, некоторые из них проживают в Париже. (По-видимому ему попали в руки экземпляры легендарного русского военного журнала «Военная быль», в течение десятилетий издававшегося «Обще-кадетским Объединением» в Париже). Он раздобыл адрес председателя Парижского Кадетского Объединения, А. Д. Шмемана, и написал ему письмо, в котором он предлагал зарубежным кадетам вступить в контакт с суворовцами и нахимовцами. А. Д. Шмеман это письмо переслал И. А. Козлову, Председателю 12-го Кадетского Съезда, в Сан-Франциско, в сентябре 1990 года. Это письмо было прочитано на пленарном собрании Съезда, во время его открытия.

На этом историческом 12-ом Кадетском Съезде присутствовало, согласно официальному списку, 132 кадета (среди них были еще кадеты Всероссийской Империи), в том числе митрополит Виталий и архиепископы РПЦЗ Серафим Каракасский, Антоний Сан-Франциский и Антоний Лос-Анджелесский (все кадеты), княжна Вера Константиновна, принимавшая парад кадет, Тихон Николаевич Куликовский, родной племянник Государя Императора Николая II, и несколько георгиевских кавалеров, стоявших на правом фланге во время парада, при открытии Съезда. Парад начался выносом императорского знамени Сумского Кадетского Корпуса и Георгиевского Штандарта Собственного Е. И. В. Конвоя. С жёнами, детьми и гостями число участников этого Съезда в некоторые дни доходило до 400 человек, со всех континентов мира.

Промыслительно, этот Съезд был открыт в присутствии Чудотворной Иконы Божией Матери Курско-Коренной. Архиепископ Антоний Сан-Францисский, кадет Крымского Корпуса, тогда сказал: «Двенадцатый Кадетский Съезд состоялся в наш двенадцатый час и показал, что огонёк неугасимой лампады великой общей ответственности за будущее России не угас и не угаснет». Архиепископ Антоний Сан-Францисский был преемником на сан-францисской кафедре РПЦЗ святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, единственного до сих пор канонизированного русского святого из Русского Зарубежья. Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был русским кадетом, а сегодня является небесным покровителем русских кадет.

Этот 12-ый Кадетский Съезд прошел на очень высоком духовно-идейном и академическом уровнях. Именно на этом Кадетском Съезде был публично поднят вопрос о необходимости передачи в Россию из Русской эмиграции духовного, идейного и интеллектуального наследия великого русского мыслителя и нашего идеолога, Ивана Александровича Ильина. На этот Кадетский Съезд был специально приглашен его ученик и хранитель его архива, профессор Николай Петрович Полторацкий, который прочитал обстоятельный доклад о его творчестве.

Пленум Съезда учредил специальную «Кадетскую идеологическую комиссию», из кадет из практически всех зарубежных Кадетских Объединений, для разбора и полномочного решения всех возникавших перед Съездом вопросов, и в первую очередь вопроса, поднятого полковником Е. П. Исаковым. В комисию вошли практически все тогдашние кадетские лидеры, от всех Кадетских Объединений в Русском Зарубежье, в том числе: От Нью-Йоркского Объединения председатель Г. Н. Сперанский и вицепредседатель А. Б. Йордан, От Сан-Францисского Объединения председатель И. А. Козлов и вицепредседатель К. Ф. Синькевич, от Венсуэльского Объединения председатель В. В. Бодиско и вицепредседатель Ю. Л. Ольховский, от Аргентинского Объединения вицепредседатель И. Н. Андрушкевич и от Вашингтонского Объединения председатель А. В. Боголюбов. Председателем этой специальной комиссии был назначен редактор «Кадетской переклички» Н. В. Козякин, главный кадетский идеолог.

Комиссия заседала ежедневно по несколько часов, и в ней в течение нескольких дней обсуждалось письмо полковника Е. П. Исакова, положившее начало контактам с суворовцами и нахимовцами. Комиссия с самого начала поняла, что мы находимся накануне каких-то коренных перемен в России, о чём свидетельствовало и само письмо Е. П. Исакова. По удачному выражению А. В. Боголюбова, Комиссия тогда решила, что мы все должны «стать лицом к России».

Стратегической задачей русских зарубежных кадет было всемерное содействие расцвету идеи кадетского воспитания и возрождению русских кадетских корпусов в России, для их соучастия в возрождении России, а не увековечение Русской Эмиграции в Изгнании. Сегодня важно напомнить, что с самого начала имелось ввиду именно сердечное содействие, помощь и сотрудничество русских зарубежных кадет в процессах возрождения в России, без никаких претензий на руководство или лидерство. Также полностью исключалось любое вмешательство зарубежных кадет во внутренние дела кадетских организаций в России.

В результате, тогда было положено начало трём одновременным процессам: установлению товарищеских кадетских контактов и связей с суворовцами и нахимовцами, участие в возрождении русских кадетских корпусов в России и возвратная передача русских кадетских традиций, заветов и девизов в Россию. В данной статье делается попытка дать сжатый обзор лишь второго из этих процессов: возрождения кадетских корпусов.

В связи с этим, сегодня необходимо отметить, что эта Комиссия одновременно разбирала и вопрос о возможности открытия Русского Кадетского корпуса в Зарубежье. Сегодня это особенно важно ввиду того, что большинство членов этой комиссии уже скончались, а сама комиссия не опубликовала содержание своих обсуждений и решений, кроме самой Резолюции. Сегодня говорится о том, что якобы эта Комиссия тогда решила, что такой возможности практически не существует, лишь по причине отсутствия материальных возможностей. Однако, в этой комиссии очень мало говорилось о материальных (финансовых) проблемах, так как отдавать предпочтение чисто материальным факторам среди русских кадет считалось, до некоторой степени, неприличным. Тогда, в связи с этой темой, в основном говорилось о двух проблемах: 1. В Русской Эмиграции уже тогда больше не было русских офицеров, а без русских офицеров невозможны возрождение ни существование в Эмиграции Русских Кадетских корпусов. 2. После ликвидации братского Королевства Югославии, первым королём которого был русский кадет, в мире больше не было практически ни одной страны, которая бы согласилась на существование на её территории русского военного училища, под русской христианской православной символикой. Кадетские же корпуса под чужой символикой никак не могут быть русскими, ибо таковые были основаны «во избаву же и пользу Православного Христианства», как указал «именным своим повелением» царь Петр Великий в 1701 году, об учреждении Морского Корпуса.

Одновременно, многие тогда боялись быть как-нибудь вовлеченными в какие-нибудь официальные церемонии с коммунистической интернациональной символикой. Говорилось о том, кто станет в чей строй. Было высказано предложение, обусловить наше официальное участие в потенциально возможных общих церемониях непременным условием, что все мы вместе — кадеты, суворовци и нахимовцы — станем в наш общий русский строй, только под нашей общей русской исторической символикой, то есть под общей символикой наших общих предков. Старшие кадеты Козякин, Сперанский, Бодиско и Боголюбов тогда сразу же согласились с этим предложением, в результате чего вся Комиссия единогласно утвердила этот наш общий принцип. В результате, Комиссия XII Кадетского Съезда тогда решила, в ответ на письмо полковника Е. П. Исакова:

1. Обратится ко всем русским воинам в России со специальным Обращением о символике, которое на Общем пленарном собрании Съезда прочел член Комиссии и редактор «Сан-Францисского бюллетена» старший кадет К. Ф. Синькевич. Все кадеты на пленарном заседании 12-го Кадетского Съезда утвердили это Обращение единогласно. Это «Обращение о символике» 12-го Съезда было многократно опубликовано в разных печатных изданиях, в том числе и в книге «Честь родного погона», составленной Алексеем Борисовичем Йорданом, вице-председателем Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Нью-Йорке. Эта книга была издана под редакцией Е. П. Исакова «Фондом содействия кадетским корпусам имени А. Б. Иордана» в 2003 году, в Москве. Эта книга является одним из ценных плодов последующего совместного соратничества зарубежных кадет и суворовцев и нахимовцев, наряду с двумя другими книгами полковника Е. П. Исакова, написанных при содействии зарубежных кадет: «О Доблести, Добре и Красоте» (Москва, 2000) и «К завещанной доблести» (Москва, 2002).

2. Установить принцип, что любые совместные акты и церемонии всегда будут проходить под русской символикой наших общих предков. Когда была организована «Встреча кадет и суворовцев» в России в 1992 году, это условие было строго исполнено. На Встречу было доставлено славное Знамя Суворовского Фанагорийского полка, под которым вся Встреча и прошла. Даже на Красной площади оно было полностью развернуто и под ним все присутствующие кадеты, суворовцы и нахимовцы сфотографировались на паперти Успенского собора, хотя никаких знамен, кроме специально дозволенных, на Красную площадь нельзя было вносить. (См. фотографию в «Кадетской перекличке» N 75, www.kadetpereklichka.org). Под этим же суворовским Знаменем состоялась и традиционная Заря с Церемонией, по уставу старой Русской Армии, с участием местного военного оркестра. Построением зарубежных кадет, суворовцев и кадет Донского Кадетского Корпуса командовал И. А. Козлов, а знамёнщиком был полковник Н. Н. Сычев.

3. Учредить «Центр Кадетской Связи», главным образом для налаживания и развития связи с суворовцами и нахимовцами, с целью, в первую очередь, начать возрождение русских кадетских корпусов в России. Съезд назначил Председателем этого Центра Кадетской Связи А. М. Ермакова, которому и было поручено для этого немедленно поехать в Россию (за свой счёт).

Таким образом, этот исторический XII Кадетский Съезд, состовшийся в 1990 году в местечке Санта Роза, около города Сан-Франциско, был первой организационной предпосылкой для начала возрождения Кадетских Корпусов в России.

II. Хронологически второй такой предпосылкой было Общее Собрание Московского Содружества суворовцев и нахимовцев, состоявшееся в Москве в 1991 году. На этом Общем Собрании присутствовал также и председатель Центра Кадетской Связи А. М. Ермаков, который был выбран членом Президиума этого Собрания. На этом Cобрании состоялась широкая дискуссия на тему возрождения Кадетских Корпусов в России, и было выражено пожелание немедленно приступить к осуществлению этой идеи. В тот же самый день, сразу же после этого Общего Собрания, и состоялось выше отмеченное первое организационное заседание инициативной группы для возрождения Донского Кадетского Корпуса.

Возрождение Донского императора Александра III Кадетского корпуса

Это было первое возрождение в России одного из старых исторических Кадетских Корпусов Всероссийской Империи. Может быть поэтому это возрождение можно считать не только весьма интересным, но также и примерным, во многих отношениях. С самого начала было принято решение возрождать, хотя и в новых условиях, старый славный русский Донской Императора Александра Третьего Кадетский Корпус, на принципиально тех же установках и, по мере возможности, в тех же формах, под старым девизом донцов: «Верны заветам старины».

В Русском Зарубежье, практически во всех Кадетских Оъединениях, тогда еще были живы многие старые донские кадеты. В частности, в Правлении Аргентинского Кадетского Объединения тогда еще состояло два кадета-донца: старший кадет А. Е. Эльснер, поступивший в Донской Корпус еще в России, и секретарь Объединения, А. В. Алфёров, атаман последнего 50-го выпуска Донского Кадетского Корпуса, уже в Эмиграции. В других Кадетских Объединениях Русского Зарубежья было еще больше кадет-донцов.

Зарубежные кадеты-донцы тогда с большим энтузиазмом помогли вернуть на свою Родину, в Россию, всё что они смогли в свое время вывезти из России и бережно сохранить в Эмиграции. На «Встрече» в 1992 году, во время переезда на теплоходе из Москвы в Санкт-Петербург, председатель Сан-Францисского Объединения и возглавитель Встречи И. А. Козлов передал делегации Донского Кадетского Корпуса, возглавленной директором Корпуса есаулом Г. В. Писаревым, собранные в Русском Зарубежье оригинальные бляхи, погоны, кокарды, пуговицы и значки старого Донского Кадетского Корпуса, в свое время вывезенные донскими кадетами из России и бережно ими хранимые для своевременной обратной передачи в Россию.

Сразу же после Встречи, в Сан-Францисском Кадетском Объединении была организована всемирная акция «усыновления крестников» в Донском Кадетском Корпусе, для оказания им помощи в оплате своего обучения. Эта акция приняла довольно широкий масштаб, под руководством старшего кадета Е. П. Квасникова.

Секретарь Кадетского Объединения в Аргентине, А. В. Алфёров, был коммандирован в 1993 году в Донской Корпус, на празднование 110-летнего юбилея его основания. Несмотря на свой весьма преклонный возраст и на сильные недомогания, он полетел из Буэнос-Айреса в Россию, чтобы посетить Донской и Воронежский Кадетские Корпуса. В Донском Корпусе он пробыл почти два месяца, в течение которых он законно и авторитетно передал юным донцам русские военные кадетские традиции, как последний традиционный атаман Донского Корпуса, а начальству Корпуса вручил воспоминания многолетнего офицера-воспитателя Донского Кадетского корпуса полковника В. Н. Биркина, под названием «В Донском Императора Александра III кадетском корпусе. Записки офицера-воспитателя». Эти воспоминания кадеты-донцы бережно хранили для России в течение десятилетий в Русском Зарубежье. Они были включены Е. П. Исаковым в свой труд «К завещанной доблести», изданный в 2002 году в Москве. Пространные выдержки из этих воспоминаний затем были опубликованы в «Кадетской перекличке» N 78, от 2007 года. Согласно полученным из России сведениям, в некоторых Кадетских корпусах в настоящее время дают читать эти воспоминания офицерам, желающим поступить на службу в эти корпуса, а затем ведут с ними беседу на эту тему.

В 1997 году специальная Делегация XV Кадетского Съезда посетила Донской императора Александра III Кадетский корпус в Новочеркасске, по поводу 51-го выпуска кадет этого корпуса, первого выпуска после его возрождения. Кроме того, в течение этих первых лет существования возрожденного Донского Кадетского корпуса, его посетило около десятка русских зарубежных кадет, некоторые из них многократно, всегда за свой личный счёт.

В свою очередь, когда в 1998 году в России состоялся первый Кадетский Съезд русских зарубежных кадет, XVI по счёту, в нём также приняли полноправное участие несколько выпускников возрождённого Донского кадетского корпуса.

Обращение XV Кадетского Съезда о воспитании в кадетских корпусах

В 1995 году, в Аргентинском Кадетском Объединении была создана специальная «Комиссия по определению предпосылок для наименования Русский Кадетский Корпус». Эта комиссия, под председательством кадета Пажеского корпуса, графа А. А. Коновницына, вынесла краткое точное определение этих предпосылок, которое затем было многократно опубликовано в кадетской печати. В этом определении конкретно указано, что «Религия вообще и Православие в частности занимали исключительно важное место в педагогической системе» Русских кадетских корпусов. Русские кадеты недвусмысленно считали и считают, что, в согласии с первым учредительным Царским Указом об основании Морского корпуса и в согласии с Завещанием Генералиссимуса А. В. Суворова, без исполнения этой предпосылки, никакой кадетский корпус не являяется полноценным и легитимным русским кадетским корпусом.

На XV Кадетском Съезде, состоявшемся в 1996 году в г. Санта Роза, в Калифорнии, русские зарубежные кадеты вручили делегации Донского Кадетского Корпуса его восстановленное Знамя, после прибивания его к древку 50-и серебрянными гвоздями, по традиционному уставу Русской Армии, а затем освящения архиепископом Антонием Сан-Францисским.

На этом же Съезде была учреждена специальная комиссия для составления специального «Обращения о воспитании русской молодёжи в Кадетских корпусах», адресованного «к государственным руководителям и к общественному мнению России и Русского Зарубежья». Эта комиссия состояла из председателей и представителей всех русских зарубежных кадетских объединений. Она заседала ежедневно в течение всей недели, во время которой проходил Съезд. В результате, пленум XV Кадетского Съезда единодушно принял и утвердил составленное этой Комиссией «Обращение», в редакции которого приняли участие представители от всех кадетских объединений за рубежом. «Обращение» кратко, но ясно и недвусмысленно, формулирует доктрину идеи русского кадетского воспитания и перечисляет его главные принципы, в согласии с определением Комиссии графа Коновницына. Нужно отметить, что главными авторами значительной части «Обращения» были А. Б. Иордан и А. Б. Боголюбов. Это «Обращение о воспитании русской молодёжи в Кадетских корпусах» было опубликовано многократно в кадетской печати в России и в Русском Зарубежье и включено в разные кадетские издания. Тем более вызывает большое удивление систематическое игнорирование содержания этого «Обращения» в современной дискуссии на эти темы в России. Возможно, смысл его содержания не допускает никакого пререкания, а посему подлежит умолчанию со стороны не могущих его никак принять.

XV Кадетский Съезд освободил, по его просьбе, председателя «Центра кадетской связи» А. М. Ермакова от занимаемой им должности и выразил ему благодарность за его шестилетние труды, и передал дела и функции Центра в ведение Кадетского Президиума.

В XV Кадетском Съезде приняли участие делегации возрождённых Донского и Кубанского Кадетских корпусов, а также и представители от суворовско-нахимовских организаций из России. На этом Съезде впервые был поднят вопрос о необходимости координации педагогических программ всех кадетских корпусов и вообще всех средних военно-учебных заведений, в современной России. Во время возникшей на эту тему дискуссии на общих собраниях Съезда, с участием представителей из России, выявилось два основных течения мнений. Одни считали необходимым подчинить все вновь создающиеся кадетские корпуса и все уже существующие суворовские и нахимовские училища одному общему управлению, предпочтительно в рамках Министерства Обороны. Другие же обращали внимание на то обстоятельство, что вновь образуемые кадетские корпуса возникают стихийно, по инициативе снизу, из недр самого общества, и в рамках разнородных юрисдикций. Сводить их сегодня административно всех в одну единственную юрисдикцию может погубить многих из них, тем более, что неизвестно какие еще «генеральные линии» могут возникнуть в официальных структурах. Тогда было решено не высказываться окончательно по вопросу об общем подчинении всех средних военно-учебных заведений, в рамках одной единственной юрисдикции, но ходатайствовать о создании одной общей Инспекции для всех средних военно-учебных заведений России, даже состоящих в разных федеральных, губернских и муниципальных юрисдикциях. При этом, было решено особенно подчеркивать имеющиеся в России положительные исторические прецеденты именно такого решения этих вопросов.

Последние пять Кадетских Съездов русских зарубежных кадет

Все пять последующих кадетских съезда, включая последний XXI Кадетский Съезд, состоявшийся в 2010 году в Белой Церкви и в Белграде, неизменно повторяли эту позицию.

XVI Кадетский Съезд 1998 года, впервые состоявшийся в России, в Москве и Санкт-Петербурге, обратил особенное внимание на тему кадетского воспитания в русских кадетских корпусах. По поручению и по указаниям председателя этого Съезда, А. Б. Йордана, председатель Кадетского Объединения в Аргентине И. Н. Андрушкевич прочел обстоятельный доклад на эту тему в Санкт-Петербурге и Москве, который затем был опубликован в кадетской печати, а также издан отдельной брошюрой под названием «Воспитание русской военной молодёжи».

На XVII Кадетский Съезд, состоявшийся в 2000 году в Канаде, прибыл министр иностранных дел России, И. С. Иванов, кадет суворовец. На закрытом заседании министра с членами Кадетского Президиума и председателями Кадетских Объединений был затронут ряд вопросов, касающихся содействия зарубежных кадет в процессах возрождения кадетских корпусов в России. Министр обещал дать многолетние и многократные визы тем зарубежным кадетам, которые в них нуждаются для своих поездок в Россию по кадетским делам. Однако, это обещание, за прошедшие с тех пор 11 лет, не было исполненно надлежащими бюрократическими инстанциями.

И. С. Иванов прочел перед пленумом XVII Кадетского Съезда обстоятельный доклад о международном положении, а затем ответил на ряд вопросов кадет. В ответ на прощание министра с кадетами, раздалось громогласное «ура» зарубежных кадет, продолжавшееся в течение нескольких минут, на старый лад старой Русской Армии. Это был кульминационный пункт в отношениях между представителями современного правительства России и авторитетными представителями Русской Диаспоры в мире. В заключительном докладе на этом Съезде, по поручению Президиума, в котором состояли председатели практически всех главных кадетских объединений, было сформулировано завещание кадетам в России русских зарубежных кадет: «Исполняйте Завещание Суворова».

XVIII Кадетский Съезд, состоявшийся в 2004 году в Канаде, в первом пункте своей Резолюции постановил «рекомендовать Московскому Суворовско-Нахимовскому Содружеству изучить вопрос и подготовить свои предложения о необходимости введения в систему кадетского образования Российской Федерации структуры, соответствующей требованиям русских исторических традиций, олицетворением каковых являлся генерал-инспектор военно-учебных заведений Росиии, Великий Князь Константин Константинович». В пункте шестом Резолюции было выражено «пожелание, чтобы религиозное воспитание было введено в программу обучения в кадетских корпусах».

XIX Кадетский Съезд состоялся в 2007 году в России, в Москве, Екатеринбурге и Санкет-Петербурге. В Екатеринбурге участники Съезда зарубежных кадет, совместно с сопровождавшими их суворовцами и нахимовцами, совершили паломничество на место злодейского убийства Русской Царской Семьи. В Екатеринбурге они также посетили «Лицей милиции», питомцы какового сами себя называют кадетами, а свой лицей «Корпусом». Во время торжественного построения Лицея, русские зарубежные кадеты были вдвойне приятно удивлены: Боевое Знамя Лицея соответствовало историческим традициям Русского Воинства, а текст «Клятвы» кадет Лицея в основном соответствовал «67-и Заветам для кадет», генерала Адамовича. Оказывается, этот текст был взят из частично повреждённой фотокопии этих заветов, которую привезли в Россию зарубежные кадеты.

XX Кадетский Съезд состоялся в 2008 году в Вашингтоне, в США. На этот Съезд прибыли две большие делегации из России, в составе почти сорока человек, среди них девять директоров кадетских корпусов в России. Главной темой Съезда были вопросы тесно связанные с системой кадетского воспитания в России. Съезд снова обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой учредить общее руководство для всех средних военных учебных заведений России (Суворовских и Нахимовских Училищ и Кадетских Корпусов), с общей кадетской педагогической программой, как это было в России до 1917 года. Съезд отметил, что эта просьба была уже выражена в Резолюции 18-го Кадетского Съезда, состоявшегося в 2004 году в Канаде.

XXI Кадетский Съезд состоялся в 2010 году в Белой Церкви и в Белграде, в Сербии. В 9-ом пункте cвоей Резолюции, Съезд выразил свою поддержку «суворовцам, нахимовцам и кадетам России в их усилиях возродить полностью русскую педагогическую доктрину кадетского воспитания и образования».

Зарубежная кадетская печать

Одновременно со всеми этими вышеописанными процессами, кадетская печать русских зарубежных кадет стала посвящать особое внимание теме возрождения в России идеи превосходства кадетского воспитания. Кроме уже отмеченной публикации в «Кадетской перекличке» воспоминаний офицера-воспитателя Донского Кадетского Корпуса полковника В. Н. Биркина, в этом периодическом толстом журнале русских зарубежных кадет был опубликован в последние годы ряд кадетских воспоминаний, содержащих ценную информацию на указаные темы. Многие из этих воспоминаний были разысканы сотрудниками редакции «Кадетской переклички» среди старых семейных архивов русских эмигрантов, некоторые из каковых фактически уже были обречены на гибель. Можно отметить следующие кадетские воспоминания, опубликованные в номерах 74 — 80 этого журнала (www.kadetpereklichka.org):

«200-летие основания Пажеского Е. И. В. Корпуса», полк. М. А. Гершельмана.
«Крымский кадетский корпус», К. Ф. Синькевича.
«Омский кадетский корпус XIX века», генерал-майора И. С. Дамаскина.
«Морской корпус за четверть века 1901 — 1925». А. Г. Тарсаидзе.
«Алекандровское военное училище в конце XIX века», генерала И. С. Дамаскина.
«Военно-Юридическая Академия в 1898 — 1902 годах», генерала И. С. Дамаскина.
«Пажеский Е. И. В. Корпус», 9 разных авторов.
«Письма XIX века из Афганистана и Ташкента», генерала Н. И. Разгонова.
«Командир полка в царское время», И. Н. Андрушкевича.

Кроме того, можно отметить публикацию в номерах 74 и 75 «Кадетской переклички» девятнадцати до этого нигде не опубликованных писем Новомученика лейб-медика Евгения Сергеевича Боткина свои детям.

Также было опубликовано много материалов на тему кадетского воспитания, в том числе в N 79 фундаментальное исследование полковника Е. П. Исакова «Педагогическая система Русских кадетских корпусов К. Д. Ушинского».

В связи с рядом недавних попыток введения экспериментальных реформ в педагогическую систему русских средних военно-учебных заведений, русские зарубежные кадеты заняли ясную и недвусмысленную позицию, в том смысле, что любые попытки так называемой «модернизации» в любой области, а тем паче в области педагогических систем, ни в коем случае не смеют ликвидировать достигнутые успехи на предыдущих исторических этапах. Положительная модернизация предполагает гармоническую эволюцию прошлого в будущее, а не безоглядную ликвидацию прошлого, тем паче людьми не знающими профессионально этого прошлого. Серьёзный подход в цивилизованных странах к подобным проектам реформ требует всестороннего предварительного обсуждения, с участием всех заинтересованных компетентных сторон. Русские зарубежные кадеты в этом отношении исполнили свой долг и высказались серьёзно и недвусмысленно.

В статье «Реформа военного воспитания — дело военных», в «Кадетском письме» N 62, от января 2010 года, было выражено мнение, что «военное воспитание в рамках подлинных демократии и республики должно быть специфическим, дабы можно было воспитать профессионально воспитанных и подготовленных военных и государственных лидеров… Необходимо, чтобы будущих военных воспитывали военные, также как священников должны воспитывать и обучать священники, музыкантов — музыканты, а врачей — врачи».

Электронное Кадетское письмо N 71 (kadetpismo@hotmail.com)
Буэнос Айрес, июль 2011 г. XVI год издания
Почтовый адрес: Casilla de correo 51, 1653 Villa Ballester, Argentina


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru