РПЦ и Ватикан пока не могут преодолеть взаимную неприязнь
Похоже, прорыва в отношениях между Русской православной и Римско-католической церквями так и не наступило, хотя в последнее время появилось немало публикаций о наметившемся позитивном сдвиге. Поводом для них послужило создание совместной комиссии двух церквей, которая должна решить спорные вопросы. Напомним, что обострение отношений произошло в 2002 году, когда Папа Иоанн Павел II принял решение об учреждении в России четырех епархий (вместо временных структур в форме апостольских администратур). Руководители Московской патриархии в ответ обвинили католиков в прозелитизме и развернули антикатолическую кампанию. В дело вмешалась и светская власть, решительно встав на сторону РПЦ. В результате наиболее активные католические священники-иностранцы были высланы из России. Уже первое заседание православно-католической комиссии показало, что в конфликте между Ватиканом и Московской патриархией православная сторона заняла гораздо более жесткую, нежели их оппоненты, позицию. РПЦ считает, к примеру, всех русских православными и требует не переманивать их в «латинство». За католицизмом остается право окормлять только немцев, поляков, литовцев и другие исконно католические народы, проживающие в России. Католики, чтобы вывести из-под удара свои общины, согласились даже интерпретировать отдельные факты как прозелитизм. Интересно, что жесткой критике со стороны чиновников РПЦ подверглись деятельность «латинского» детского центра «Родничок» в Дмитровском районе Московской области, детского дома св. Николая в Новосибирске, обеды для бедных, которые организуют католические монахини в Ангарске Иркутской области. Можно лишь глубоко сожалеть о такой критике, так как она только дискредитирует православие. Получается, что сами наладить систему социальной помощи не можем и другим не даем. Очевидно, что если бы Римская курия действительно хотела заняться прозелитизмом, то пошла бы на создание униатских приходов. Однако этого не произошло. И глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Кирилл совершенно прав, заявляя, что Ватикан не издавал никаких директив по обращению россиян в католичество. Но одно дело слова, другое — дела. В отношениях с Римской курией Москва явно прибегает к двойным стандартам, и это, конечно, не может не огорчать. Мы видим дружбу с католиками-европейцами и постоянные конфликты с лидерами российских католиков (в основном поляками и белорусами), на которые руководство РПЦ идет, видимо, рассчитывая на то, что их влияние в Ватикане падает — следующий Папа вряд ли будет поляком. В конце мая в Москве прошла международная конференция «Православный Восток и католический Запад: разделения и связи», посвященная 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами. В форуме, организованном РПЦ, со стороны католиков приняли участие итальянцы — кардинал Франческо Маркизано и представитель Святого Престола в РФ архиепископ Антонио Меннини. При этом глава российских католиков, белорус Тадеуш Кондрусевич, не был приглашен даже в качестве гостя. И еще одна любопытная деталь. В программе конференции была запланирована общая молитва в начале заседаний, однако участники ограничились слушанием молитвенного песнопения в исполнении хора, что, по словам заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина, «общей молитвой считать нельзя». Было время, когда православным разрешалось в случае крайней нужды причащаться в католических храмах. Теперь оказывается, что с ними нежелательно даже читать «Отче наш». Неужели так своеобразно Московская патриархия отреагировала на процесс объединения с Русской зарубежной церковью? Изоляционистские тенденции, присущие зарубежникам, актуализировали внутри РПЦ болезненную закрытость и боязнь экуменизма. Испытывающая серьезный внутренний кризис Русская православная церковь сегодня пытается обрести свою идентичность в борьбе со всевозможными врагами — реальными и мнимыми. Внутри церковной ограды огромную силу набрало антисектанское движение, призванное уничтожить новые религиозные течения, а вместе с тем и «ересь папизма». Православные фундаменталисты на пути ложного собирания церкви порой доходят до откровенного абсурда. Но это их мало смущает. Относительно недавно вышел в свет «Новый православный противокатолический катехизис». Книга издана по благословению епископа Мурманского и Мончегорского Симона. Католическая церковь в книге определяется как «антихристианская неоязыческая религия, поклонение в которой ведется Папе и богам-идолам, выдуманным католиками». Авторы издания утверждают, что «современное римо-католичество имеет своим непосредственным предшественником неоиндуизм, возникший в середине XIX века», и католики, «отвергнув Единого Бога, признают истинными „живыми богами“ нетриипостасных богов-идолов иудеев и мусульман, „богов“ и „верховные божества“ язычников, приравнивая их к Истинному Богу». Кроме того, если верить «Новому катехизису», католики ведут «активную, прикрываемую христианской фразеологией скрытую борьбу против Бога (Пресвятой Троицы и Христа) и его откровения (Нового Завета и Откровения в целом), закладывающую основы для создания вселенских универсальных религии и Церкви». В связи с широким распространением этого издания протоиерей Всеволод Чаплин вынужден был сделать заявление, что «содержащиеся в „Новом православном противокатолическом катехизисе“ утверждения — частное мнение авторов данного издания, не всегда соответствующее официальной позиции Русской православной церкви». И католики, и православные выработали за века раскола множество формул взаимной неприязни и претензий. Однако если Католическая церковь в XX веке в какие-то периоды своей истории наработала позитивный опыт восприятия Русской церкви как церкви-сестры, то православные в этом отношении сделали очень мало. И делать, похоже, ничего не собираются. Ведь для действительного стремления к диалогу, к открытости, к подлинному христианству нужны горение сердца, стремление к Правде Божией, подвиг веры. А это-то как раз в большом дефиците. Большем, чем при Советской власти.