Русская линия | Артемий Слезкин | 19.07.2011 |
Пишу эти строки 12 июля 2011 года. Перед глазами со всей ужасающей ясностью стоит гибель сотен людей на потонувшем дизель-электроходе «Булгария». Вот сводки: «Двухпалубный дизель-электроход „Булгария“, построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Судно, совершавшее круиз, следовало из города Болгар в Казань. По последним данным МЧС Татарстана, в списках находившихся на борту судна значились 209 человек, но четверо из них в круиз не отправились. Спасены 79 человек, 59 признаны погибшими, судьба остальных неизвестна».
Страшно, когда неожиданно прерывается жизнь пожилого человека. Вдвойне страшнее, если гибнет ребенок или молодой, полный сил человек. На «Булгарии» было около 40 детей, судьба их к настоящему моменту не известна. Ясно, что они погибли. В то время, когда светские СМИ, смакуя подробности «рейтинговой новости», выдают все новые и новые порции «смертельной» информации, православные, наверное, молятся сейчас об упокоении душ погибших в селениях праведных.
Как же легко человек может умереть! Как быстро! И самое трагичное не в том, что из этой жизни ушли люди, а в том, какова посмертная участь тех из них, кто жил без Бога, вне Бога и созданной Им Церкви. А ведь Иисус Христос предупреждает нас в Евангелии: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24, 42). И еще: «В чем застану, в том и сужу». В чем же застал Господь утонувших пассажиров «Булгарии»? В молитве? В покаянии? Или в хмельном веселье, блуде, нераскаянности, безпопечительности о своей будущей вечной жизни? Да, страдания и боль родственников погибших можно понять. Но каково самим погибшим, многие из которых, к своему удивлению и ужасу, обнаружили, что смерти как таковой нет. Тело, да, погибло. Но жизнь души продолжается, и будет продолжаться вечно. Только где — в раю с Господом, ангелами и святыми или в преисподней, среди мерзких бесов и грешных, умерших без покаяния, людей?
И что значат для этих погибших людей теперь дорогие одежды, навороченные мобилы, крутые машины, переполненные добром квартиры, которыми они пользовались при жизни? В гробу карманов нет. Голыми приходим в мир, голыми и уходим. Только душа понесет с собой на Суд все то добро и то зло, что она совершала при жизни. И одной из важнейших вещей, благодаря которой душа может быть помилована Богом, является милостыня, подаваемая ею при жизни.
Милостыня важна для усопшего, если ее творят в его воспоминание близкие, родные и друзья почившего. Соединенная с горячей молитвой Церкви об упокоении, она может изменить решение Господа, отправившего душу в ад. Душа может быть взята из ада и поселена в раю — по молитве и милостыне оставшихся на земле людей. И все же никогда не надо забывать, пока мы живы, что нужно творить милостыню самим, без напоминания, по зову сердца. Нужно помнить слова Христа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5,7).
Надо всегда помнить, что милостыня заглаживает наши грехи. «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать» (Тов. 12, 8−9).
Расскажу один случай, который потряс меня и навел на мысль написать это эссе. У одной моей знакомой умер муж. Бывший. Они были уже давно в разводе. От этого брака был ребенок, на которого была подписана квартира усопшего. Знакомая попросила нас освободить квартиру от вещей покойного, чтобы можно было квартиру сдать в аренду, пока ребенок несовершеннолетний. Когда мы открыли антресоли, то обомлели. Они были забиты постельным бельем. Мы насчитали 6 или 7 комплектов: простынь, наволочки, пододеяльники. Оказывается, это белье собирала еще мать покойного (в советские годы это был дефицит). И так они лежали в антресолях годами, не используемые. Действительно, зачем столько постельного белья одному человеку?
И вот мы погрузили эти и другие вещи в машину, и отвезли в монастырь, где попросили монахов поминать усопшего. То есть, другими словами, мы совершили милостыню, отдав вещи тем, кто в них нуждался. Очень хочется надеяться, что эта наша милостыня принесет утешение или облегчение страданий человека за гробом. Но спрашивается: разве не мог этот человек ПРИ ЖИЗНИ, САМ раздать ненужное ему имущество! Ведь такая сознательная, «самостоятельная» милостыня имела бы много больший вес в очах Божиих, чем наша милостыня по смерти владельца этих вещей! Дорога ложка к обеду, уж действительно! Надо все делать во время, самому творя добро во славу Божию, и не дожидаться, что это добро будут делать за тебя другие. Потом. После твоей смерти.
Человек, немилостивый при жизни, после смерти не может уже ни каяться, ни творить добро. Он пожинает плоды прожитой жизни. Да, как я сказал, Господь может приклонить к нему милость за усердные молитвы Церкви, близких людей усопшего, за милостыню в его память. Но зачем обрекать себя на такую зависимость! Надежда на оставшихся на земле людей у души усопшего есть, но не факт, что эти люди будут молиться за усопшего и подавать за него милостыню. Во что страшно-то! Усопший — что больной в больнице, по рукам и ногам привязанный к койке и полностью зависимый от бескорыстного врача и милостивых медсестер. Ведь как часто бывает: умер человек, погоревали конечно, поплакали, но с годами — раны затянулись, и редко-редко вспомнят покойного. А то и вовсе — зарыли в землю и как-будто не жил человек — некому о нем и вспомнить.
Дорога ложка к обеду, вот уж точно. Люди! Не откладывайте дела милосердия «на потом». Однажды вы можете оказаться на судне, подобном «Булгарии», и когда судно начнет тонуть, окажется, что никакого «потома» нет и никогда уже не будет. «В чем застану, в том и сужу». Страшно умирать без покаяния, без добрых плодов своей жизни. Спасаться можно разными путями, и милостыня — самый короткий путь.
Страшный Суд будет по Евангелию. И приговор Судии будет по делам милосердия. Господь не спросит нас, какие знания мы приобрели, какие науки постигли, сколько книг прочитали, Он спросит, накормили ли алчущего, напоили ли жаждущего, приютили ли странного, посетили ли больного, потому что все, что вы сделали ближнему, — говорит Господь, — вы сделали Мне (Мф. 25, 40).
Да будут милостивые помилованы во веки веков!
http://rusk.ru/st.php?idar=49394
|