Радонеж | Олег Зиньковский | 18.07.2011 |
От чего же следует спасать св. Гору? Очевидно, не от внутренних проблем. За тысячу лет на Афоне сложился автономный союз монашеских республик, которые безупречно справляются с решением их общежитийных задач. Угрозы, способные нарушить устоявшийся уклад, может принести только вмешательство извне.
С точки зрения международного права Афон — территория в составе Греции, самоуправляющаяся на основе собственной Уставной хартии 1924 года. Хартия, в свою очередь, опирается на буллу византийского императора Константина Погоната, передавшего в 676 году Афон в вечную собственность монахам-насельникам.
Особый статус св. Горы закреплен в конституции Греции. «В соответствии с его древним привилегированным статусом Афон является самоуправляющейся частью Государства Греция», говорится в ст. 105. Управление Афоном совместно осуществляют 20 монастырей, безраздельно владеющих его территорией. Созданная ими система управления не может быть изменена. Светская власть представлена на Афоне губернатором, ведет административное наблюдение за действиями представителей монастырей и гарантирует сохранение общественного порядка, а также безопасность находящихся на Афоне лиц. В духовном аспекте Афон находится под юрисдикцией Вселенского (Константинопольского) Патриарха. Таковы положения греческой конституции.
Некоторые правоведы говорят о сюзеренстве, либо протекторате Греции над Афоном. В этом толковании Греция и Афон являются суверенными образованиями. Афон делегирует Греции ряд важных полномочий, таких как ведение внешней политики, но сохраняет собственное управление.
В 1979 году Греция заключила с Евросоюзом Договор о вступлении в эту организацию и присоединилась к ней два года спустя. Частью ЕС по умолчанию стала и св.Гора. Была принята отдельная короткая декларация относительно Афона. Процитируем ее: «Европейский союз признает, что особый статус Афона, гарантированный ст. 105 конституции Греции, обусловлен исключительно причинами духовного и религиозного порядка. Поэтому Евросоюз позаботится о том, чтобы особый статус Афона был учтен при применении существующих и разработке новых правовых актов ЕС, особенно в части освобождения от таможенных сборов и налогов, а также по вопросам предоставления вида на жительство».
Как видим, Договор о присоединении Греции к ЕС не предусматривал экстерриториальности Афона или генерального изъятия его из сферы действия права Евросоюза. Речь идет лишь об «учете особого статуса». К примеру, Афон де-юре является частью налогового и таможенного пространства ЕС. Тем не менее на св. Гору сейчас не распространяется положение о налоге ЕС на добавленную стоимость. В 1992 году Греция примкнула к Шенгенскому соглашению об отмене виз и паспортного контроля между подписавшими его государствами-членами ЕС. И здесь была согласована оговорка относительно «Горы Афон». Текст почти дословно повторяет формулировки декларации о присоединении Греции к Евросоюзу. «Стороны договорились учесть особый статус Афона в процессе применения Шенгенского соглашения», говорится в декларации.
Соглашение было ратифицировано греческим парламентом пять лет спустя и вступило в силу в Греции только в 2000 году. Причиной стало сопротивление афонских монахов и части общества. Противники ратификации опасались за сохранность тысячелетней традиции, которая воспрещает доступ женщин на св.Гору. Это ограничение, именуемое аватон [греч. ??? — место, куда нет прохода], действует даже на животных женского пола. Его нарушение является преступлением согласно УК Греции и карается тюремным заключением от 2 месяцев до года.
Опасения не были безпочвенны. Уже в 90-е годы некоторые депутатки Европарламента требовали открыть Афон для женщин. Мотивом стала забота о женском равноправии. Инициативы были поддержаны министерствами иностранных дел Финляндии и Швеции. Отмечалось, что аватон противоречит законодательству ЕС, которое в принципе приоритетно по отношению к национальному законодательству государств- членов союза.
В 2001 году Европарламент принял резолюцию относительно соблюдения прав человека в странах ЕС. Пункт 98 резолюции посвящен Афону и призывает «снять запрет на посещение женщинами Горы Афон, введенный в 1045 году монахами расположенных там монастырей и нарушающий в наши дни повсеместно признанный принцип равенства полов, правовые акты ЕС по борьбе с дискриминацией и нормативы о свободе передвижения граждан внутри Евросоюза». Резолюция не носила обязательный характер, но отразила умонастроения большинства депутатов высшего законодательного органа ЕС.
Запросы депутатов, критикующих особый статус Афона, продолжались. Например, в 2001 году представитель социал-демократической фракции Европарламента, итальянец Джанни Ваттимо (Gianni Vattimo) указал, что Афон включен в список объектов миро-вого культурного наследия ЮНЕСКО и получает финансовую помощь ЕС для реставрации памятников старины. «Объекты культуры должны быть доступны для всех», продолжил депутат, «тем не менее на Афоне женщины не имеют к ним доступа». Схожий запрос в 2004 году направила социал-демократка, депутатка от Испании Мария Рохо (Mar?a Rojo).
В 2003 году голландский суд удовлетворил частный иск и признал «противоречащим правам человека» закон Греции, который подтверждает аватон. Греческое правительство реагировало негативно, сославшись на оговорку об особом статусе Афона в договоре о присоединении Греции к ЕС. Тем не менее — по существующей в Евросоюзе практике — вопрос о якобы противозаконности аватона мог бы быть передан в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, вердикты которого в принципе обязательны для исполнения странами- членами ЕС. Такая возможность существует по сей день.
Еврокомиссия и другие исполнительные органы Евросоюза вроде бы официально не ставят аватон под вопрос. Но есть тенденция как можно шире открыть Афон для внеконфессиональных туристов. Оказывается определенное давление на Священный Собор, как орган власти св. Горы, и отдельные монастыри. Выделение помощи из бюджета ЕС на дорожное строительство, модернизацию инфраструктуры и реконструкцию монастырей увязывается с приемом все большего числа туристов, без различия их веры и намерений. Некоторые еврочиновники хотели бы превратить Афон в туристическую зону, доступную практически для всех желающих, пока мужского пола.
Подведем промежуточный итог. В рамках вступления Греции в Евросоюз и ее вхождения в Шенгенское пространство был задокументирован особый статус Афона. Евросоюз обязался «учитывать» его. По факту это значит, что на св. Гору не распространяется сейчас целый ряд основополагающих положений ЕС, в первую очередь принцип «общего рынка», который гарантирует свободное перемещение людей, товаров, капитала и услуг. Стандартизированная система законов, действующая во всех странах Евросоюза и постепенно вытесняющая их национальные законодательства, также либо не действует на Афоне, либо действует с изъятиями. Это позволяет секулярно настроенным деятелям ЕС говорить об «аномальности статуса автономной самоуправляемой территории Горы Афон внутри Евросоюза» (запрос депутата Эрнеста Глинна/ Ernest Glinne, 1991 год).
Сегодня изменения этого статуса требуют лишь общественные маргиналы. Подлинно влиятельные силы ЕС занимают позицию невмешательства в дела Афона. Но она не основана на признании ценности св. Горы как источника европейской культуры и духовного центра христианства наших дней. Невмешательство вызвано незаинтересованностью. Афон находится вне поля зрения европейских элит, которые либо вовсе не знают о нем, либо рассматривают как архаичную экзотику.
Но это положение дел не вечно. Достаточно более-менее громкого повода, чтобы св. Гора оказалась в фокусе аффектированной медиа-кампании, по-английски Mediahype. Есть много либерально настроенных жителей Европы, которые, не разобравшись, с готовностью поверят сообщениям об ущемлении прав человека на Афоне. Возбужденная публика потребует принятия мер. А политики сочтут своим долгом реагировать на сигналы прессы и общественный настрой.
Почва для антирелигиозных походов существует. Последние годы в ряде европейских стран рассматривались иски атеистов, требовавших удаления распятий из детских са-дов, школ, государственных учреждений. Мотивировка — христианские символы якобы навязывают детям религиозные убеждения. А государство обязано быть нейтральным и гарантировать свободу веры — или неверия — каждого из граждан.
Эта аргументация кое-где имела успех. Конституционный суд Германии, ссылаясь на отделение церкви от государства, высказался против распятий в школах и присутственных местах. Итальянские суды схожие иски отклоняли. Тогда истица-атеистка обратилась в Европейский суд по правам человека в Страсбурге. И временно нашла поддержку. Одна из судебных палат признала, что распятие, помещенное в государственных школах, влияет на формирование мировоззрения детей, ограничивая их свободу.
В марте 2011 года это решение было пересмотрено. Общественность и власти Италии выступили за сохранение распятий в школах. При этом Италию поддержал ряд стран ЕС, где преобладает католическое население, и Греция. Против удаления распятий высказалась также группа из 33 консервативных депутатов Европарламента. В итоге суд признал распятие не только религиозным, но и культурным символом. Его публичная демонстрация, указали судьи, не ущемляет права неверующих.
Как видим, активно настроенным христианам до сих пор удается отстаивать свои позиции. Но в Европе не так много высших чиновников и депутатов, которые знают и уважают свои духовные истоки, испытывают потребность их защитить. Католицизм традиционно влиятелен в Италии, Испании, Польше. Но в ЕС почти незаметно «православное лобби». Это касается не только политиков, но и общества в целом. Действует долговременный тренд на ослабление позиций христианства. Заметны свойственные нашим дням обедняющая унификация культур, падение интереса, особенно у молодежи, к собственной истории.
Противодействовать этому можно лишь активной, кропотливой работой, борьбой за общественное мнение. Вести ее должен каждый, кому дорог Афон, для кого св. Гора и связанный с ней религиозный опыт стали ценной и неотъемлемой частью жизненного пути.
Олег Зиньковский, 9 июля 2011 года, Зальцбург
http://www.radonezh.ru/analytic/14 725.html
|