Русская линия | Архимандрит Нектарий (Антонопулос) | 15.07.2011 |
7−9 июля 2011 года в Москве прошёл второй Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь-2011», в котором приняли участие представители Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей, религиозных и общественных организаций, благотворительных фондов, научного сообщества из России и зарубежья. Фестиваль был организован при поддержке Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; председатель жюри — глава отдела епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
Президент фестиваля, руководитель направления синодального отдела по благотворительности Сергей Чесноков считает основной целью фестиваля восстановление нормальной семьи и возрождение традиционных семейных ценностей. По его словам, алкоголизм, наркомания, бездомность, массовые многомиллионные искусственные аборты, брошенные инвалиды, брошенные родители и брошенные дети — «все это результат разрушения современной семьи».
Греческий монах архимандрит Нектарий (Антонопулос), который руководит отделом по работе с молодежью Фивской и Левадийской митрополии Элладской Православной Церкви, — один из тех, кто не просто болеет душой за брошенных русских и украинских детей, но реально из года в год помогает таким детям найти дорогу к храму, понять себя и задуматься над смыслом жизни. Обсуждая с ребятами самые разные проблемы, отец Нектарий говорит с ними и о святости материнства, и о вреде аборта, и о других не менее серьезных вещах.
+ + +
— Ваше высокопреподобие, известно, какую значимую работу вы проводите у себя на родине. Вашим педагогическим опытом заинтересовались в России. Вице-президентом Фонда Андрея Первозванного Владимиром Анатольевичем Мищенко вы были приглашены для участия в секции Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» на острове Родос, которая была посвящена Всероссийской программе «Святость материнства», но, к сожалению, не смоги приехать. Хотят пригласить вас и на третий фестиваль «За жизнь» — а только что в Москве закончил свою работу второй фестиваль. Расскажите, пожалуйста, как обстоит дело с абортами и противодействию им в вашей стране?
— В наши дни в Греции совершают до 300 тысяч абортов в год. Думаю, эта проблема актуальна и для других стран. Нужно объединять свои усилия и развивать сотрудничество. В Греции действует некоммерческая организация — Общество защиты нерожденного ребенка «Объятие». Многие делают аборт без каких-либо чувств или угрызений совести, полагая, что эмбрион — это не живой организм. Так говорят и многие ученые. Но для Церкви это уже живая душа. А врачи из-за денег сами поощряют аборты.
— Вы проводите с ребятами беседы. Чему они обычно посвящены?
— Темы самые разные — от истории Церкви и гонения на христиан-первомучеников до самых жгучих проблем современной жизни. Ребята всегда с интересом слушают и мои воспоминания о встречах со старцами Паисием и Афанасием, с отцом Николаем, другими святыми людьми (мне посчастливилось знать около 20 святых людей и подвижников нашего времени), и беседы на такие темы, как «Юность — критический возраст», которые особенно бурно обсуждаются во время бесед. Говоря о кризисе переходного возраста, который длится с 12 до 20 лет, я подчеркиваю, что юность — это движение в тумане, когда девочки и мальчики сами часто не знают, чего хотят, кто им поможет. Выслушав мой монолог, ребята начинают задавать вопросы об отношении к себе и к своим родителям, которые, на мой взгляд, не в состоянии победить в этой революции, сотрясающей все существо ребенка. Детей любого возраста интересуют отношения со сверстниками, сложные взаимоотношения полов. Мы говорим с ними о любви и влюбленности, о понятии греха, об ответственности друг за друга и за будущих детей, о том, к каким непоправимым последствиям ведет аборт. Эти беседы никого не оставляли равнодушными.
— И вы не боитесь говорить детям о таком грехе, как аборт?
— Нет, даже считаю это необходимым. Я говорю детям о том, что, делая аборт, женщина совершает убийство и в то же время подвергает опасности себя — заражается, не может впоследствии родить. Но врачи об этом не предупреждают. Во время наших бесед мы читаем детям вслух «Историю нерожденного ребенка». Он неделю за неделей описывает то, что с ним происходит в утробе матери, что он чувствует, как формируются его органы. Например, на 12-й неделе он говорит о том, что все больше становится похожим на родителей, чувствует переживания матери — ее печали и радости. Именно в этот период женщина и совершает аборт. Последняя фраза ребенка: «Мама, почему ты меня убиваешь?» — многих повергает в шок. Я видел глаза детей и уверен, что, услышав эту историю, они уже никогда не забудут ее, что она многому может научить их и уберечь от рокового шага.
— Почему ребята с таким интересом слушают вас, так доверяют вам? Такое впечатление, что с ними никто на подобные темы не говорит.
— Многие дети, которых я приглашаю в Грецию в рамках благотворительной программы «Мост любви», не могут обсуждать эти сложные проблемы со своими родителями — их либо нет (дети воспитываются в детских домах), либо они ведут беспорядочный образ жизни. Я не читаю ребятам лекции или нравоучения, а просто рассказываю им истории из собственной жизни, поэтому они мне верят. Например, я рассказываю о том, как несколько лет назад в Фивах муж одной женщины требовал, чтобы она сделала аборт, бил по животу. Я посоветовал ей сохранить ребенка. Родилась девочка — самая красивая в Фивах и очень умная. Выучилась на врача, стала гордостью отца, готовится выйти замуж. Как-то она спросила меня, почему нельзя делать аборт. Я рассказал ей ее же историю, о которой знаем только я и ее родители. Если бы я тогда не настоял на ее рождении, ее бы не было. Когда я встречаюсь с другой супружеской парой, мы всегда улыбаемся. Врачи не советовали им рожать пятого ребенка, а я уговорил оставить его. Ребенок получился замечательный, стал гордостью семьи.
— Вы проводите беседы в лагере для детей. А вне лагеря встречаетесь с молодежью?
— Да, дважды в неделю я встречаюсь со своими духовными чадами в Фивах и Афинах. Но разговариваю не только с детьми, но и со взрослыми. Родителям и педагогам я повторяю, что есть три добродетели — терпение, терпение и еще раз терпение. А детям говорю: «Помните, то, что вы делаете своим родителям, то ваши дети будут делать вам. Если нет любви в душе, есть страх — змея жалит, собака кусает».
— Особенностью вашего лагеря является благотворительность. А дети из полных и многодетных семей могут попасть в лагерь?
— Обычно мы приглашаем ребят со сложной судьбой, иногда ничего не знающих о Боге, о храме. Наша цель — предоставить социально незащищенным детям из детских домов, приютов, неполных семей возможность пожить в условиях православной христианской общины, почувствовать Бога и познать своего ближнего, иными словами — проникнуться по примеру первых христиан таинством Церкви Христовой. Но во время моих поездок по России и Украине я знакомлюсь с многодетными семьями священников и иногда приглашаю их детей, так как и благочестивые родители далеко не всегда имеют возможность отправить своих чад не только в Грецию, но и в свои местные лагеря. Например, в прошлом году из Севастополя приезжали дочери священника Олега Холюта — Мария и Ольга. Они поняли, что Греция — это их второй дом, что здесь они не гости, а свои. Из Евпатории приезжали шестеро из семерых детей протоиерея Георгия Куницина. Матушка Елена работает директором воскресной школы. Их старший сын Кирилл заканчивает Белгородскую духовную семинарию, собирается поступать в академию, 19-летняя Анна учится в Одессе в институте им. Мечникова на факультете журналистики. Остальные дети учатся и в обычной, и в музыкальной школах — 16-летний Михаил, 14-летние Анастасия и Мария, 12-летняя Лиза, 10-летняя Екатерина. Четверо детей ездили в Грецию три раза, а трое — один раз. И хотя их дорога к Богу началась еще в утробе матери, они признаются, что после посещения лагеря и православных святынь Греции их вера укрепляется.
— Знаю, что все ребята заполняют анкеты, в которых пишут о своих впечатлениях. Вам переводят написанное ими на греческий язык?
— Конечно. Например, в августе 2010 года к нам приезжали ребята из двух детских домов Севастополя. Я помню почти всех детей. 14- летний Роман Угнич из детдома N 1 был в лагере два раза, 13-летний Александр Соланик — четыре раза, 18-летняя Екатерина Онищук — три раза, а ее ровесница Диана Тирских — шесть раз. Всем понравились поездка по Босфору, путешествия на паромах, катание в пещерах на лодке, посещение городов Патры, Афины, Салоники, других мест. Ребята из детского дома N 2 впервые попали к нам в 2010 году. 14-летнему Тимуру Попову очень понравились храм святой Софии в Стамбуле и встреча с патриархом Варфоломеем. 18-летнему Валентину Афутину запомнились все святые места, храмы и особенно тот, где на крыше растут дубы. 16-летняя Татьяна Журавлева была в восторге от Греции и сожалела, что все хорошее так быстро заканчивается. Ее и еще нескольких ребят из детского дома я приглашу в Грецию получать высшее образование. За счет средств нашего монастыря в Афинах уже учатся ребята из России и Украины.
— Но ведь и их учеба, и столь обширная программа лагеря требуют больших материальных затрат. Кто финансирует ваш лагерь?
— Материальный вопрос — это наша самая насущная проблема, особенно сейчас, когда в Греции экономический кризис. До 2010 года хватало средств, собранных благочестивыми греками. А в прошлом году мы вынуждены были взять банковскую ссуду, чтобы оплатить связанные с приемом детей расходы (ежегодно они составляют около 350−400 тысяч евро), которые требуются на закупку чартерных рейсов, на проживание и питание детей, на организацию паломнических поездок. Нашу благотворительную программу финансируют епархиальное управление Фивской и Левадийской митрополии, монастырь Преображения Господня Сагмата, а также множество частных лиц, которые прониклись чувством христианского милосердия и сострадания к обездоленным, брошенным детям, терпящим насилие в современном равнодушном и ожесточенном обществе. Многие люди с достатком имеют возможность помочь, но, увы, не делают этого. К сожалению, в июне 2011 года к нам смогли приехать только дети из Крыма, а для детей из России спонсоров найти не удалось. В прошлом году благодаря фонду «Русский мир» был снят фильм «Мост любви» о нашем лагере. Но это был не профессиональный фильм, и его не показывали на телевидении. В 2011 году фонд выделил небольшие средства на новый фильм «Дети святителя Луки», но этих средств не хватает на съемку фильма в том виде, как он был задуман авторами. Остается уповать на помощь Божию. Господь не оставит наш лагерь и ваших русских детей без Своей помощи. Я очень люблю детей, имею большой опыт работы с молодежью. Несколько раз в год бываю в Крыму и, посещая приюты и детские дома, вижу в глазах несчастных детей нетерпение и трепет. Когда я слышу наиболее часто задаваемый мне вопрос: «А мы поедем в Грецию?» — мне бывает не под силу ответить «нет».
— Отец Нектарий, для греков ваше имя неразрывно связано с именем святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, о котором вы рассказываете в своей книге, документальном фильме, в беседах с паломниками и участниками лагеря.
— Бог предоставил мне честь открыть святителя Луку для Греции, где очень полюбили этого святого, где уже существует более 30 церквей, посвященных ему. На земле Греции совершается много чудес по его молитвам, везде есть его иконы. Гостеприимство, которое греки оказывают российским и украинским детям со сложной судьбой, — это подарок им от святого Луки. Именно в Симферополе, где находятся мощи святителя, я познакомился и с детьми из Сибири (из поселка Алябьевский Тюменской области), и с крымскими детьми из разных детских домов и приютов, которых я приглашаю в наш лагерь. Юные паломники обязательно посещают наш монастырь Сагмата (основателем которого считается преподобный Климент), небольшую часовню во имя святителя Луки и расположенный в ней музей. Дети участвуют в Божественной литургии, прикладываются к нашим главным святыням — кресту с частицей Честного Древа Животворящего Креста Господня, частице мощей святого Луки, к его архиерейской митре и к чудотворной иконе. Возле иконы в отдельном киоте находятся многочисленные дары, принесенные людьми, которых исцелил или которым помог святой архиепископ-хирург. И святитель Лука, и преподобный Серафим Саровский, которых очень почитают в Греции, помогают скрепить узы наших народов.
— При вашем участии о святителе Луке снят прекрасный документальный фильм (к сожалению, не переведенный пока на русский язык), изданы книги о русском профессоре — лауреате Государственной премии.
— Я проехал почти по всем местам, связанным с его именем. Побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Ташкенте, где он был пострижен в монашество, в Пенджикенте, где над ним была совершена архиерейская хиротония, в Самарканде, Архангельске, Вологде, Великом Новгороде и Нижнем Новгороде, Вырице, Екатеринбурге, Котласе, Красноярске, Норильске, Петрозаводске, Тамбове, Тихвине, Тобольске, Тюмени, Туруханске, Сургуте, Ханты-Мансийске, Югорске, в Дивеево, на Соловках, Валааме, объехал Золотое Кольцо России и всю Украину. Очень хорошие отношения сложились у нас с митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, где недавно прошли конференция и торжества, посвященные 50-летию со дня кончины святителя Луки.
— Кроме святителя Луки, которого благодаря вашим трудам так глубоко почитают греки, о каких еще святых ребята могут узнать во время лагерной смены?
— Каждый год мы посещаем с ними остров Кефалония, где находится честная стопа святого апостола Андрея Первозванного, и город Патры, где в соборе Андрея Первозванного поклоняемся честной главе первого ученика Христа и кресту, на котором он был распят. Часто ездим и на остров Керкира (Корфу), который находится в Ионическом море. Обычно мы поклоняемся здесь мощам святителя Спиридона Тримифунтского и святой царицы Феодоры — супруги византийского императора Феофила, которая боролась с иконоборцами и установила в IX веке иконопочитание в Православной Церкви на VII Вселенском Соборе. В память об этом событии Церковь установила праздник Торжества Православия.
— В 2007 и 2010 годах в Даниловом мужском монастыре мы имели счастье приложиться к деснице святителя Спиридона Тримифунтского.
— 15 сентября 2010 года эту святыню сопровождала делегация Элладской Православной Церкви во главе с митрополитом Керкирским Нектарием. Мы учились вместе с ним, а позже служили на острове Керкира, где я принял монашеский постриг. Поэтому я питаю к этому месту особенно теплые чувства. Когда 11 августа 2010 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, владыка Нектарий увидел меня с детьми, взглядом он выразил сожаление, что я не предупредил его о нашем приезде. Я всю жизнь прожил в Греции, но всего второй раз присутствовал на потрясающе красивой литании — торжественном крестном ходе с мощами Спиридона Тримифунтского. Уверен, что дети никогда не забудут, как их благословил святой, которого в России почитают наравне со святителем Николаем Чудотворцем.
— Расскажите немного о себе и своих родителях.
— Я родился в Афинах в 1952 году. Отец — инвалид Второй мировой войны, мама работала в химчистке. В семье было четверо сыновей. С детских лет я решил посвятить себя Богу. Закончил семинарию, богословскую школу в Афинах и богословский факультет Афинского университета. Мне всегда нравилось общаться с детьми, и я всю жизнь посвятил работе с молодежью.
— Спасибо, отец Нектарий, и за ваш рассказ и за то, что вы делаете для наших детей. Хочется верить, что в России найдутся люди, которые не дадут рухнуть тому «Мосту любви», который вы столько лет возводите с помощью святителя Луки, — мосту, соединяющему Грецию и Россию.
С архимандритом Нектарием (Антонопулосом) беседовала Ирина Ахундова
Переводили Лиля Абиева, Наталья Николау
http://rusk.ru/st.php?idar=49373
|