Нескучный сад | Протоиерей Георгий Коваленко | 14.07.2011 |
В Киеве состоялся юбилейный поместный собор Украинской Церкви. Накануне собора в прессе появились скандальные слухи: «автокефелисты» готовят заговор, и собираются воспользоваться собором, чтобы реализовать свои «темные» планы. Переворота не произошло. Пресс секретарь Украинской Церкви уверен, что распускали слухи и нагнетали обстановку перед собором провокаторы, заинтересованные в том, чтобы посеять раздор и нарушить церковное единство.
Восьмого июля в столице Украины, в трапезной палате храма преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской лавры состоялись юбилейные архиерейский и поместный соборы Украинской Православной Церкви. Пятого числа проведение этих соборов, по просьбе блаженнийшего митрополита Киевского Владимира, благословил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Не смотря на это, незадолго до открытия Собора в Интернете появились многочисленные сообщения, о якобы готовящемся на соборе «перевороте». Некие «автокефалисты» из числа священноначалия УПЦ, как утверждали публикации, собираются принять новую редакцию устава УПЦ, способную вывести Украинскую Церковь из подчинения Московской Патрирахии, и назначить молодого председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ архиепископа Александра (Драбинко) местоблюстителем киевского митрополита, отправив нынешнего предстоятеля «на покой». Отдельно «бдительная» критика обрушилась на практику самостоятельного утверждения устава УПЦ собором и Киевским митрополитом, без благословения Московского Патриарха.
В то же время, прошедшие в стенах Киево-Печерской лавры соборы УПЦ: и архиерейский, и поместный — подтвердили единство с русской Церковью, владыка Александр не был избран местоблюстителем, более того этот вопрос даже не ставился на голосование, а рассмотрение поправок в действующий устав оказалось отложенным до следующего собора. О том, что же все-таки произошло на соборе и как понимать его постановления мы поинтересовались у пресс-секретаря Украинской Православной Церкви протоиерея Георгия Коваленко.
— Незадолго до собора, пресса сообщила о том, на соборе планируется принять ряд поправок к уставу УПЦ, в итоговом документе говорится о поправках в редакции 2007 года, почему новые поправки отвергнуты?
— Да, действительно изначально предполагалось внести некоторые изменения и дополнения к тексту Устава Украинской Православной Церкви, принятого Архиерейским собором УПЦ еще в 2007 году. Дело в том, что за эти четыре года произошли некоторые изменения, нашим Синодом были приняты некоторые решения, которые должны быть отражены в уставе. К сожалению, вопрос о внесении изменений в устав на соборе неожиданно вызвал бурную дискуссию в СМИ. Делегаты Собора также висказали свои замечания, поэтому принято решение не ставить эти изменения на голосование, а создать специальную комиссию, которая могла бы в спокойной атмосфере рассмотреть те предложения и замечания, которые прозвучали в ходе предсоборной дискуссии. Ничего страшного или предосудительно в изменении устава нет, ведь устав — это не Священное Писание, а рабочий документ, который регистрируется в государственных органах и регламентирует нашу внутреннюю жизнь в государстве Украина. Время от времени туда могут и должны вноситься какие-то дополнения или изменения. Ради церковного мира и единства Собор принял решение пока подтвердить старый текст устава, текст по которому Украинская Церковь живет уже несколько лет, и который в 2009 году уже был одобрен Архиерейским собором Русской Православной Церкви и Патриархом Московским. К следующему собору комиссия, которую возглавил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион (Шукало), в конструктивной обстановке, без информационного шума и политических спекуляций подготовит новый текст поправок. И, я думаю, они будут приняты.
— Почему известие о внесении изменений вызывало такую бурную реакцию в СМИ?
— Дело в том, что возможно некоторых смутила игра слов: «статут» — по-украински значит «устав». Но это слово очень похоже на русское «статус». так что некоторые не разобравшись до конца, решили, что речь идет о смене канонического статуса Украинской Церкви. Внесение изменений в «статут», то есть устав — в принципе не когут изменить канонический статус УПЦ. Наоборот, собор подтвердил положение Украинской Церкви, как автономной и самоуправляемой части Московского Патриархата, этому посвящен отдельный пункт в итоговом документе Собора УПЦ.
— Накануне собора в СМИ распространились слухи о том, что собор собирается для избрания местоблюстителя для предстоятеля Украинской Церкви, блаженнейшего митрополита Киевского Владимира…
— Эта идея могла родиться только в чьем-то воспаленном сознании. Более того, это могли придумать только люди, очень плохо разбирающиеся в каноническом праве. Местоблюститель может быть избран только после смерти предстоятеля или его ухода на покой. И он не имеет никакой власти, кроме одной обязанности: собрать собор для избрания нового предстоятеля. Нельзя быть местоблюстителем при живом предстоятеле, это просто нонсенс. Эту глупость придумали люди желавшие спровоцировать Церковь, посеять раздор, нарушить церковное единство. Но это им не удалось, Церковь оказалась выше провокаций, она подтвердила свое единство.
— Решения собора Украинской Церкви утверждаются самостоятельно или это должен сделать Московский Патриарх?
— В соответствие с 18 пунктом 8 главы устава РПЦ, устав Украинской Церкви утверждается Киевским митрополитом, и одобряются Московским Патриархом. Формально процедура этого одобрения никак не прописана, и не думаю, что нужно ее как-то формализовывать. Если Патриарх имеет какие-то возражения, он обращается с этим к Киевскому митрополиту и тот уже принимает решение каким образом необходимо разрешить ситуацию: созвать заседание Синода, или Собор или стоит сперва создать смешанную комиссию для изучения вопроса. Тот устав, текст которого мы приняли — был принят Архиерейским собором УПЦ, одобрен Московским Патриархом и Архиерейским собором Русской Православной Церкви. В целом же если отсутствуют возражения со стороны Патриарха, мы это трактуем как одобрение, потому что все соборные постановления мы отправляем в Москву, чтобы там с ними могли ознакомиться.
Напомним, что С 1990 года Украинская Церковь пользуется правами широкой автономии и самоуправления. Оставаясь частью Русской Церкви, она имеет собственный Синод, способна созывать собственные соборы, на которых вольна самостоятельно решать значительное количество вопросов, касающихся ее внутренней жизни и устройства. В своем управлении Украинская Церковь опирается на каноны Православной Церкви, на положения патриаршего Томоса 1990 года о даровании ей автомии и на собственный устав. В начале девяностых Украинская Церковь пережила автокефальный раскол, когда заметная часть приходов (практически все православные приходы, расположенные на Западной Украине) вышли из подчинения Русской Церкви, и создали несколько собственных автокефальных и непризнанных в православном мире юрисдикций. Со времени раскола в 1992 году, УПЦ под предстоятельством митрополита киевского Владимира (Сабодана) — остается единственной в украинском государстве канонически признанной православной церковной юрисдикцией.
Дмитрий Ребров
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 000&article=1530&print=1
Страницы: | 1 | |