Русская линия
Радонеж Алексей Харитонов14.07.2011 

О стыде и приличиях

Сейчас уже более-менее очевидно, что привело к трагедии «Булгарии» и гибели более чем ста человек — в том числе тридцати детей. Причина так же проста и очевидна, как причины катастрофы в «Хромой лошади» — простая и незамутненная жадность, желание минимизировать расходы любой ценой — даже ценой смертельной опасности для людей. Правда, в «Хромой лошади» хотя бы не было погибших детей… Власти обещают разобраться и наказать, проверить все суда, плавающие по Волге — но увы, погибших уже не вернешь. Заповедь «не убий» запрещает не только активное причинение смерти или вреда здоровью человека, но и поставление людей в неоправданную опасность — и даже если опасность не осуществилась, пронесло на этого раз, человек, халатный в этом отношении грубо нарушает заповедь и прогневляет Бога. Но увы, заповеди интересовали тех, кто принимал роковые решения, в последнюю очередь. Эта катастрофа — не просто результат преступления отдельных людей. Это плод определенной субкульутры, в которой пренебрежение к людям и стремление к результату любой ценой является чем-то само собой разумеющимся. И эта субкультура проявляет себя достаточно явно не только в катастрофах — к катастрофам она приводит — а и в определенных словах, в определенных взглядах, декларируемых без стыда, как будто так и надо. Пару примеров таких взглядов на прошедшей неделе принесли новостные ленты. Одна из «экспертных групп», работающих над «Стратегией-2020», провела в четверг пресс-конференцию «Стратегия-2020: переход от стимулирования инноваций к росту на их основе». В ходе конференции один из руководителей группы, Леонид Гохберг, поделился трудностями, с которыми сталкиваются наши инноваторы-модернизаторы. Как сообщает УТРО.ру, «на шее модернизации висят 40 миллионов пенсионеров, 13 миллионов инвалидов, свыше 5,4 миллионов безработных, 18,5 миллионов людей с доходами ниже прожиточного минимума и еще 37,6 миллионов человек сельского населения — итого почти 112 миллионов человек. Все они, по словам руководителей группы, «имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом, лишены возможности участвовать в инновационном процессе и, к тому же, при этом не владеют английским языком». Леонид Гохберг даже воскликнул в сердцах: «Я не понимаю, как эти люди до сих пор еще могут существовать без английского в условиях растущих вызовов?!» Что же, действительно, если бы пенсионеры и инвалиды владели английским языком, они могли бы произнести по адресу руководителя группы много изящных английских слов — snobbish, arrogant, haughty, wicked, stupid, и так далее, будучи же лишены таких познаний, они не смогут адекватно ответить на растущие вызовы, и вместо этого прибегнут к самым варварским и азиатским выражениям, не вполне даже понятным представителям англоязычной элиты. Такой вот взгляд на мир — есть великие идеи, есть замечательные проекты, а вот население подкачало. Мы бы сделали Россию просто замечательной страной, если бы не ее жители. То, что любые проекты, осуществляемые государством, должны осуществляться в интересах его народа — то есть тех самых людей, которые «имеют консервативный тип поведения по сравнению с Западом», просто не приходит инноваторам в голову. Другая публикация, отражающая похожее умонастроение, появилась в «Ведомостях», где Константин Симонов выступил с заметкой «Конъюнктура: Протестантская Россия», где он пишет: «Как ни удивительно, но Россию вполне можно рассматривать как страну побеждающего протестантизма. Объяснение тут простое. Как известно, протестантизм дает довольно функциональный ответ на вопрос о богоизбранности. Критерием является успех в делах. Или если уж довести до логического конца — заработанные деньги. И эта простая идея воспринимается у нас на ура. Хотя, конечно, официально никто в протестанты записываться не спешит. Важно негласное принятие простого принципа: если богатый, значит, особый, избранный. Иначе бы богатым и не стал. Происхождение капитала волнует уже во вторую очередь» Тут нам придется заступиться за протестантов — такой дикой ереси они, все же, не учат. Идея «богатый, значит, особый, избранный» является настолько вопиюще антибиблейской, что даже недавние харизматические «теологи процветания» (не говоря уже о традиционных протестантах) ее не проповедуют. Любой человек, знакомый с Евангелием, помнит судьбу богача, каждый день пиршествовашего блистательно. Богатый человек может быть благочестивым и наследовать спасение — если он употребляет свое богатство на служение Богу. Но само по себе богатство — тем более, сомнительного происхождения — это уж никак не знак избранности. Но люди, которые внушили себе, что они — особые и избранные из-за того, что у них куча денег, это увы, реальность — реальность которая приводит к трагедиям, подобным крушению «Булгарии». И тут нужно по крайней мере, требовать внешних приличий. Это непристойно, говорить о миллионах своих сограждан, что они мешают модернизации. Это постыдно — путать богатство с избранностью. А там, с привычкой к соблюдению внешних приличий, может измениться и поведение. Потому что менять его нужно. http://www.radonezh.ru/analytic/14 709.html

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru