Русская линия
Известия Дмитрий Смолев14.07.2011 

В Покровском соборе выставлены вериги московских юродивых

В Покровском соборе, более известном как храм Василия Блаженного, завершилась реставрация двух приделов и открылась новая экспозиция, посвященная московским юродивым.

За свою 450-летнюю историю собор, возведенный на Красной площади в честь покорения Казанского ханства, знавал немало достроек, переделок и реконструкций. Но со временем в ходу осталось только слово «реставрация». Ни о каких новациях применительно к этому храму и речи быть не может, хотя специалисты и пользуются при реставрационных работах новыми технологиями и материалами. Важнейшая задача — вернуть сооружению, насколько возможно, первоначальный облик. Если же говорить точнее, то все-таки не первоначальный (представить, как выглядел собор в XVI веке, позволит разве что компьютерная графика), а хотя бы по состоянию на конец XVII столетия. Даже и такой ретроспективный рубеж достижим далеко не во всех деталях, но держать его в качестве ориентира имеет смысл.

Нынешний этап реставрации собора Покрова Святой Богородицы, что на Рву, завершился как раз к юбилею, отмечаемому в эти дни. Ровно 450

лет назад состоялось освящение главной церкви этого комплекса, который ныне включает десять храмов, соединенных между собой. Некоторые из них архитектурно воспринимаются как приделы. Именно таким двум церквям — преподобного Варлаама Хутынского и Входа Господня в Иерусалим — накануне круглой даты возвращен прежний вид. Правда, так и осталась незаделанной крупная щербина на одной из стен. Эту отметину, появившуюся в октябре 1917 года при артобстреле Кремля, решено было сохранить в назидание потомкам… Укреплено также плоское перекрытие внутренней галереи, восстановлена роспись свода северного крыльца (на небесном фоне здесь красуются золотые звезды), понижен культурный слой вокруг собора. Теперь своей очереди на окончание реставрации дожидается храм Григория Армянского — его обещают открыть для посещения в октябре нынешнего года.

Тогда же, в октябре, должна быть в окончательном виде представлена публике новая постоянная экспозиция (напомним, по своему статусу собор Василия Блаженного сейчас является филиалом Государственного исторического музея). А до той поры здесь будет работать выставка «Московские юродивые в истории Покровского собора и Варварского крестца». Ее главными героями стали трое блаженных чудотворцев — Василий, Иоанн и Максим, которые еще при жизни почитались как юродивые во Христе и впоследствии были канонизированы. Подвижники-аскеты, появившиеся на Руси по византийскому примеру, играли в Третьем Риме особую роль: они были едва ли не единственными, кому дозволялось обличать правителей и говорить им правду в лицо. Известно, что сам Иван Грозный побаивался откровений, исходящих из уст Василия Блаженного: тот упрекал царя «в жестокости и во всех угнетениях"… Разумеется, от жизни этих людей осталось больше легенд, чем подлинных исторических фактов, однако нет сомнений, что репутация их заслуженная. Стоит взглянуть хотя бы на вериги, коими юродивые усмиряли плоть ради обретения благодати, чтобы оценить нешуточность их подвига. По преданию, некоторые из вериг, представленных в экспозиции, принадлежали упомянутому Иоанну Московскому по прозванию Большой Колпак.

В любую погоду юродивые ходили почти догола раздетыми (как приговаривал блаженный Максим, «хоть люта зима, но сладок рай»), что нашло отражение в иконографии. Именно обнаженными, полностью или частично, предстают эти святые на житийных и прочих иконах. Таков же образ Василия Блаженного, вытканный на первом покрове для его раки. Покров был создан по повелению царицы Ирины Годуновой, жены Федора Иоанновича, которому юродивый перед своей кончиной предрек трон. Немалый интерес вызывает и икона XVIII века Спас Нерукотворный с предстоящими св. Максимом Исповедником и Максимом Блаженным, где весьма достоверно изображен исторический эпизод с перенесением мощей Максима Блаженного из Кремля в церковь на Варварке. Юбилейные торжества, начавшиеся с литургии во главе с патриархом Кириллом, распространились и за пределы храма. Неподалеку, на 3-й линии ГУМа, открылась выставка «Покровский собор в объективе фотокамеры». Здесь демонстрируется архитектурная съемка, которую Георгий Сапожников вел на протяжении двух последних лет. Фотограф делал акцент на конструктивных особенностях сооружения, на декоре интерьеров и фасадов. Многие кадры запечатлевают такие уголки собора, добраться до которых не под силу не только посетителям, но и музейщикам.

http://www.izvestia.ru/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика