Православие.Ru | Иеромонах Макарий (Маркиш) | 08.07.2011 |
«За прошедшие десять лет мы убедились, что многие былые страхи относительно сетевых технологий
оказались действительно оправданны. Для части наших сограждан Интернет стал способом бегства
от реальной жизни в иллюзорный мир, средством удовлетворения низменных потребностей
и пространством для совершения высокотехнологичных преступлений.
Но равным образом мы убедились и в том, что в умелых и ответственных руках Интернет может быть
уникальным инструментом донесения до человека церковной проповеди, посредником в живом
общении с ближним, находящимся вдали, проводником к богослужебной жизни Церкви».
(Из обращения Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 2010 г.)
______________________
Когда Интернет стал доступным широким слоям населения и начал увереннее входить в самые разные сферы жизни, многие верующие даже не задумывались о том, какое влияние окажет глобальная сеть на религию. Отдельные исследователи, впрочем, предупреждали, что необычайная свобода и безответственность позволят публиковать в сети провокационную информацию, вбрасывать ложные сообщения, разжигать внутрицерковные конфликты и подвергать сомнению авторитеты. Признаться, читая православные форумы и блоги, приходишь к мнению, что высказанные 10 лет назад опасения подтвердились. Даже один человек может «заговорить» поднятую тему, свести на нет интереснейшую дискуссию, попутно унизив ее участников. О причинах такого поведения и путях разрешения проблемы корреспондент украинской газеты «Одигитрия» беседует с известным миссионером иеромонахом Макарием (Маркишем).
***
— Отец Макарий, когда Патриарх благословил осваивать Интернет, речь шла о проповеди, удобном средстве общения с паствой, миссионерстве. Но сегодня в глобальной сети наблюдаются антицерковные настроения. Почему так происходит?
- Потому что антицерковные (точнее, безбожные) настроения наблюдаются на планете Земля непрерывно с момента начала 3-ей главы книги Бытия — или столь же удаленной точки на оси времени в любой другой хронологии.
Интернет же вошел в нашу жизнь лишь совсем недавно, причем куда более весомо и грубо, и, главное, куда более стремительно, чем известный «водопровод, сработанный еще рабами Рима». И по мере вхождения в нем начали сказываться все те же до боли знакомые качества человеческой природы, которые издревле терзают нас, и ради победы над которыми Бог пришел на землю.
Если бросить взгляд в прошлое, мы увидим, что практически любое техническое достижение начинает служить врагу человеческого рода едва ли не быстрее, чем человеку. И компьютер ничуть не исключение. Вспоминаю пионера электронно-вычислительной техники в СССР, академика А.П. Ершова: сколько замечательных предсказаний сделал он о будущем компьютерных сетей, но даже ему не пришло в голову, что недосягаемым лидером интернет-коммерции станет порнография. О чем речь?…
— Но есть ведь и православный Интернет, и там тоже далеко не все гладко. С наглым невежеством судят о важных церковных делах, поливают грязью всех подряд, вплоть до Патриарха, — и всё это в среде людей, которые называют себя верующими.
- Вся соль в том, что «границы разделов» в Интернете очень размыты, и это его объективное свойство. Вот, к примеру, православная газета: в нее никогда, ни при каких условиях, не попадет, скажем, материал из математического журнала или руководства по зоотехнике, — не говоря уж о похабщине и безбожии. Есть, конечно, такие строго ограниченные ресурсы и в сети, прежде всего, основные церковные и епархиальные сайты, но ими православный Интернет отнюдь не исчерпывается!
Стоит только открыть на сайте свободный доступ для комментариев, обмена мнениями, обсуждения и т. п. — что и привлекает сегодня массы досужей публики, — как будьте уверены: эта зона быстро превратится в помойку. Причем не думайте, что все, или хотя бы значительное число участников в этом повинны: достаточно лишь нескольких анонимных «активистов», которые производят неслыханный объем агрессивного вздора в единицу времени, неустанно воспроизводя хорошо знакомую нам атмосферу интернет-дискуссии: собаки брешут, ветер носит.
Это несчастные люди, полное подобие наркоманов, пьяниц и игроков в рулетку. Они живут в игрушечном, «пластмассовом» мире (plastic universe — старинное английское выражение), который сами же для себя выстраивают, проводя месяцы и годы за компьютером. И если известная Моська при всём своём ничтожестве имела хоть какой-то рациональный мотив («Пускай же говорят собаки: Ай, Моська! Знать, она сильна.»), то у них и этого нет: лишь извращенная психика получает «подпитку» за счет выплеснутой злобы и бессовестной лжи.
Есть об этом превосходная сатирическая сценка: бьет в самую точку. На приеме у психотерапевта:
- Комменты пишете?
- Пишу!
- Сколько в день?
- Три тысячи.
- И что при этом чувствуете?
- Власть, могущество чувствую!..
- Примеры, примеры, подробнее!
- Ну, допустим, снял Бондарчук фильм, сорок миллионов потратил, семьсот профессионалов с ними работало. А я сел и написал: «Обитаемый Остров — полное … «. И всё! Мощь чувствую! Власть чувствую!
Когда говорят о «верующих» людях, которые упражняются в подзаборной лексике и риторике (заборы служили им излюбленным форумом в докомпьютерную эру), остается только вспомнить слова Апостола: «Бесы веруют и трепещут». Полезной иллюстрацией их «верований» служит характерная реплика:
- Сукин сын! Я гораздо лучший христианин, чем ты!
Знакомо, не правда ли? Даром, что перевод с английского, и дошло до нас еще из прошлого века (когда массовое общение в Интернете сводилось к т. наз. группам Usenet).
— В чем причина такого явления? Ведь в реальной жизни иерархичность отношений учитывается, субординация сохраняется, этические нормы не нарушаются.
- Во-первых (и, вероятно, в главных) нарушаются и в реальной жизни: лже-епископ Диомид и кучка подобных ему оборотней в рясах, к сожалению, существуют в действительности, и наивные души, гибнущие от яда их лжи, тоже вполне настоящие. То же самое происходит и в других Поместных Церквах: я сам был свидетелем ужасающих последствий «Бостонского раскола» в 80-х годах прошлого века. Так что Интернет работает здесь лишь как усилитель сигнала; генератором же служит грех в человеческом сердце.
И если продолжить аналогию с техникой, усилитель этот весьма широкополосный! Компьютер усиливает все человеческие способности, в том числе и множество самых разных грехов, от примитивной мизантропии (злобы и ненависти к людям и всему, что есть доброго в мире), от невежества, несдержанности, упрямства, занудства, до тонкой, трудно уловимой гордыни утончённых интеллигентов. Анонимность при этом становится универсальным прикрытием любого зла.
Надо добавить сюда и постыдную коммерцию: если в Интернете извлекают доход, просто-напросто щелкая по рекламе нижнего белья и туалетной бумаги, то политтехнологи и социальные инженеры не поскупятся на оплату дружного хора интернет-мосек, когда им нужно облаять что-то важное и ценное для нас с вами. Я даже провел по этому поводу небольшой эксперимент у себя в «Живом Журнале» (см. там заметку «Русофобия на правах рекламы»).
— Если Интернет выявляет и усиливает такой широкий спектр человеческих грехов и слабостей, то почему именно Церковь бьет тревогу? Ведь негативные явления, связанные с Интернетом, известны всем, но мало кто относится к ним столь серьезно.
- Понять это несложно. Кроме Церкви (и семьи — «малой церкви») нет на земле ничего, что жило бы законом любви. Всё прочее, что мы видим в человеческом обществе — государство, хозяйство, наука — живут законами целесообразности, эффективности, справедливости и т. п.; и когда эти законы нарушаются, последствия далеко не столь губительны, как от пороков, которые множатся в околоцерковной среде, в частности за счет Интернета. И, конечно же, семья страдает от подобных пороков в не меньшей мере: это, к счастью, в последние годы начали понимать практически все цивилизованные люди.
— Не лучше ли тогда вовсе отключиться от общения в Интернете, как предлагают некоторые?
- С тем же успехом и на тех же основаниях можно было бы отключиться и от телефона, и от книг: ведь сколько всякой мерзости говорят и печатают!… Православные люди, духовенство и миряне, вполне могут общаться друг с другом в Интернете посредством электронной почты или закрытых групп, и тогда их «электронное» общение ничем не отличается от любого другого. Но когда такое общение выносят в «неогороженное пространство», открывают его для бесконтрольного доступа анонимных участников, результат в конечном итоге бывает именно таким, как сказано выше.
— Может, беда и в доступности информации? Ведь получив ее частично, кто-то начинает думать, что получил всё, хотя рассмотрел лишь макушку айсберга. Отсюда и поспешные, поверхностные суждения, раздоры из-за недоразумений.
- Нет, беда не в этом. Беда в прорастании липы. Я ценю это благородное древо, но его имя созвучно с печальным знамением нашего времени: с утратой любви к истине за счет растущей любви к себе. Люди ищут что-нибудь веселенькое, интересненькое, развлекающее, щекочущее нервы, льстящее злорадству и самолюбию, — липу вместо истины. Отсюда — липовый («пластмассовый») мир, где нет разницы между компьютерными играми и реальностью.
— Появляющиеся в сети открытые письма, обращения анонимной «православной общественности», в которых звучит критика священников и иерархов — как относиться к такой практике?
- На это невозможно ответить в сжатом виде. Есть разные обстоятельства, разные объекты и формы критики. Чего в итоге больше — пользы или вреда — выясняется только на деле, причем чаще всего в динамике: раскрытие внутрицерковных проблем бывает вынужденным, когда других путей больше нет, когда мы, духовенство, не принимаем должных мер к их внутрицерковному разрешению. Анонимные же «обращения» раскрывают лишь одно: безумие их авторов.
При серьезных конфликтах дело решают не письма и обращения, а церковные суды: в последние годы они набирают силу, и можно быть уверенными, что правовой нигилизм истребится в церковной среде так же, как и в гражданской.
— Что можно сделать в сложившейся ситуации? Как защитить верующих от лживой, провокационной информации?
- Точно так же, как разумные родители защищают детей от простуды: не кутать их, не прятать от каждого сквозняка, а укреплять здоровье, развивать иммунитет, закаливать организм. В нашем случае это означает активизацию епархиальных и общецерковных СМИ, печатных и электронных, оперативную реакцию Церкви на возникающие вопросы и трудности, донесение до каждого гражданина живого слова Архиереев и Патриарха. И, конечно же, просвещение, развитие навыков работы в Интернете, содействие людям в усилиях отличить пшеницу от плевелов. Насколько мне известно, Синодальный Информационный отдел разворачивает работу в этом направлении.
Если же кто-либо из носящих священный сан будет упорствовать в распространении такой информации — пускай пеняет на себя. Не хочу называть имени одного «популярного священника-блоггера» (вы легко его найдете по сводкам заседаний Общецерковного суда): блоггерства его никто не лишает, но священства своего он лишился. Другие на очереди.
Последнее время общие усилия по защите Интернета возникают в самых разных сферах, причем результаты весьма обнадеживающие. К примеру, сотрудники российской полиции задержали преступника-педофила благодаря помощи со стороны Лиги безопасного Интернета, созданной общественностью для борьбы с половыми извращенцами во Всемирной сети.
— Но Интернет, видимо, навсегда останется зоной бесконтрольного самовыражения.
- Что ж, в свободных странах наш язык, перо и печатный пресс тоже никто не контролирует, кроме нашей совести, — однако это нимало не приближает нас с вами к матерщинникам и порнографистам. Надо просто немного потрудиться, чтобы четче провести упомянутые выше «границы разделов».
Недавно, например, протоиерей Всеволод Чаплин призвал выделить в Интернете зону общения, которая была бы доступна только для тех, кто входит в сеть под своим настоящим именем. Интернет позволяет это, причем сравнительно просто: уже сегодня для некоторых денежных расчетов в сети необходимо удостоверить свою личность. Когда эта технология распространится и упростится, можно быть уверенными, что православный верующий, как и любой уважающий себя человек, будет пользоваться только ею; другая же зона, с анонимными персонажами, останется для «бесконтрольного самовыражения» — как некогда стены кабинок в общественных уборных.
— А как же церковная миссия? Не пострадает ли она, если православные отступят в отдельную зону? Может, для участия в дискуссиях с агрессивными анонимами лучше создавать «группы оперативного информационного реагирования», как предлагает протодиакон Андрей Кураев?
- Так ведь и в тех самых кабинках мы тоже миссию не затеваем и по этому поводу ничуть не печалимся. Одно и то же свойство — адаптивность, гибкость, «самоуправляемость» (не столько в техническом, сколько в социальном смысле) порождает как пороки Интернета, так и его неоспоримые достоинства. Никто не мог предвидеть волну богомерзкой похабщины, которая зальет наши компьютеры — но никто ведь и не предвидел Лигу безопасного Интернета! Рекламу в сети, конечно, можно было предвидеть — но кто бы подумал, каким спросом будут пользоваться средства блокировки этой рекламы.
То же самое и с анонимностью, и разделением Интернета на зоны: увидим, как пойдут дела. Сегодня уже гораздо трезвее, чем вчера, оценивают читатели скандальный лай по любому серьезному поводу (о чем я писал в упомянутой заметке «Русофобия на правах рекламы»); можно надеяться, что завтра нормальные люди будут воспринимать его так, как он заслуживает, и «бесконтрольное самовыражение» в Интернете разделит компанию с порнографией.
Предложение о. Андрея Кураева направлено против возникновения «православных гетто», и в этом он, конечно, прав. Знаю, что уже сегодня по его призыву в сети действуют многие добровольцы: помоги им Господь. Но я полагаю лучшим, и сам, как могу, добиваюсь того, чтобы направить в «гетто» всех анонимных мосек: пускай там лают хоть до потери пульса и ощущают свою мощь…
— Римский судья Кассий, рассматривая дело, обычно задавал вопрос «Кому выгодно»? Как бы Вы ответили на него в контексте затронутой темы?
- Добрые результаты — людям. Злые — дьяволу.
С иеромонахом Макарием (Маркишем) беседовала Татьяна Матяш