Русская линия
Русский домПротоиерей Александр Шаргунов07.07.2011 

Человек родился в мир
7 июля — Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Святая Церковь из всех святых выделяет особыми праздниками Иоанн Крестительдни рождения только Божией Матери и святого Иоанна Предтечи. Это потому, что Пресвятая Дева, став Матерью Сына Божия, сделалась превысшей всех тварей: «Честнейшею херувим и Славнейшею без сравнения серафим», а о великом Предтече Своём Иоанне Сам Господь свидетельствует, что нет никого более его из рождённых жёнами. Но этот праздник говорит и о радости рождения каждого человека. «Жена, когда приходит срок ее, терпит скорбь, но потом не помнит себя от радости, потому что человек родился в мир». В этих словах Спасителя мы слышим радость Самого Бога, которая встречается с радостью родительской. И нам открывается тайна рождения человека. Бог-Творец через людей дарует новую жизнь, и родители призываются быть соработниками Бога, сотаинниками Его. Звание родительское — священно, оно идёт от Отца всяческих.

Мы знаем, что у умных и талантливых родителей могут быть неумные, неодарённые дети. Даже у родителей добрых и честных, бывает, рождаются дети злые и безчестные. Но не бывает такого, чтобы дети родительских молитв были без сугубого благословения Божия. Всё Священное Писание, вся история святости, Сама Божия Матерь убеждают нас в этом. Есть особое, таинственное избрание: «Радуйся, от утробы матерния очищенный», — поём мы в акафисте святителю Николаю и изумляемся преподобному Сергию, который во чреве матери трикратным возглашением восславил Бога. Но мы знаем также и другое: святитель Григорий Двоеслов рассказывает о ребёнке, который непрерывно ругался чёрными словами и умер в судорогах на груди отца, поражённый внезапным ужасом. Блаженный Августин, который написал семь проповедей на рождество Предтечи, всё время повторяет, что святой Иоанн — больший из всех рождённых жёнами, потому что он — сын самых горячих родительских молитв и самого подлинного целомудрия. В день рождения величайшего по Божией Матери праведника мы должны напомнить себе, что будет в человечестве рождение самого беззаконного из всех, когда-либо рождённых жёнами человека. Святитель Феофан Затворник говорит, что антихрист будет в беззаконии зачат, в беззаконии родится и будет, живя пребеззаконно, находить всё вдохновение своей жизни в вовлечении в беззаконие наибольшего числа людей. Нечеловеческая жестокость, способность убивать собственных, ещё не рождённых детей и разврат, поражающий глубины души, обращённость духа к диаволу в антимолитве — вот тайна рождения антихриста.

Постараемся как можно глубже проникнуть в смысл нашего праздника. Рождение Предтечи — плод денно-нощных молитв в течение всей жизни святых его родителей и молитвы, которую священник Захария совершил в тот день, когда вошёл один в присутствие Бога, во Святая Святых. Мы предстоим здесь перед тайной рождения человека. Захария молится перед золотым престолом, перед Богом, принося Ему благоуханное кадило, и народ в это время стоит в ожидании, молясь о самом главном: о пришествии Мессии, Христа. Но даже в эти минуты Захария думал о своём личном горе, о том, что не даёт ему Бог детей, о своём отвержении от Бога, и молился. И вот архангел Гавриил является ему, как позднее явится он Деве Марии. Две первые главы в Евангелии от Луки — как бы предисловие к Евангелию. Перед нами — созерцание общего замысла Божия о человечестве, начиная с младенчества Иоанна и Иисуса. Слово Божие ведёт нас к невидимой тайне единения между небом и землёй, где присутствие Духа Святого и сокровенная радость всех, и небесные вестники — архангел Гавриил и те, кто поёт «Слава» Младенцу, родившемуся в Вифлееме. Нам открывается на этих страницах встреча в доме Захарии двух не рождённых ещё младенцев, о которой столь часто, почти каждый день, напоминает нам святая Церковь в Евангельском чтении: «Во дни оны, восставши Мариам, иде в горняя со тщанием». И мы слышим здесь две вдохновенные молитвы: «Величит душа Моя Господа» Божией Матери, которую мы воспеваем в храме вместе с «Честнейшую херувим» каждый день, и гимн радости праведного Захарии: «Благословен Господь Бог наш, посетивый люди Своя», который мы стихословим только Великим постом, но который, кажется, должен бы звучать гораздо чаще, потому что эти две молитвы перекликаются друг с другом, как младенец Иоанн во чреве праведной Елизаветы с Богомладенцем Иисусом. Как только имя «Иоанн» было дано отцом, отверзлись уста Захарии, и он исполнился Духом Святым и стал пророчествовать. Он не может ограничиться только личной радостью, такой необыкновенной и такой неожиданной, радостью обретения сына. Эта отцовская радость велика, но ещё более высокая радость — та, которая рождается от благоутробного милосердия Божия к человеку.

В этом буквально благоутробном милосердии снова с особой силой прорывается тайна соединения Божественной и человеческой любви в благословенном чадородии. Захария трепещет от радости: из дома Давида, от семени Авраама, в котором «благословятся все народы земли», Бог обещал Спасителя. И мы сегодня входим в эту благодать, зная, что это о нас ликует Захария, что это спасение нам: это нас спасет Господь от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, и это мы призываемся служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей. «Благословен Бог наш» — таким радостным восклицанием Захарии начинаем мы свои богослужения, и всегда звучит эта молитва хвалы человека, который благословляет Бога. Но прежде Бог даёт Своё благословение. Это благословение Божие и действие благодати безконечно превосходят все слова, ибо благословение со стороны Бога относится к тайне творения. Когда Бог говорит, является что-то совершенно новое — даруется жизнь. Святость, о которой возвещает Захария, принадлежит Богу, она — сама Его Божественность. Тайна человека и его рождения заключается в том, чтобы соответствовать совершенно Богу, соединяться с Тем, Чьё имя — Любовь.

По видимости мы присутствуем в семейном собрании вокруг родившегося по милости Божией младенца Иоанна. В действительности история мира повернулась в новый век, в новую эпоху. Все, кто связан с этим событием, присутствуют здесь — смиренные и праведные Захария и Елизавета, новорождённый Предтеча Иоанн, Пречистая Дева Мария. И Господь Иисус Христос, Сын Божий, присутствует во чреве Марии. Времена нового, иного Завета открываются. Иоанн был не только Предтечей Христа — он стал, он является предтечей каждого христианина. «Да не к тому чадо тела будет, но чадо Твоего Царствия», — молится священник о каждом новокрещаемом. Святой Предтеча ещё до своего рождения и всей своей жизнью учит нас о не заменимом ничем, о едином на потребу. Он весь — взгляд, обращённый ко Христу, к Слову Божию и Агнцу Божию нераздельно. Иоанн — больший из всех, рождённых женами, потому что обладает тайной рождения и жизни человека. «Ему надо расти, — говорит он о Христе, — а мне умаляться». То же самое апостол Павел выразит другими словами: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Смысл рождения человека в том, чтобы устремляться ко Христу Богу, становясь богом по благодати, или к антихристу, чтобы расчеловечиться, становясь скотом или бесом. Где мы, где наши дети? «Что отроча сие будет?» Как молимся мы, как заботимся о христианском возрастании их? Что ждёт нас впереди, на земле и в вечности?

http://www.russdom.ru/node/4150


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru