Историческая задача «новых правых» — синтез европейской идеи с православной традицией
Взаимоотношение Церкви и гражданского общества — тема для России сравнительно новая. Спектр мнений по этому вопросу, если брать самые крайние позиции, колеблется от упреков иных религиозных конфессий в сервилизме до априорного утверждения их же в качестве неотъемлемого общественного института. Попытку начать диалог по этой сложной проблеме предприняли на днях представители «новых правых» и Союза православных граждан. Причем на заседании клуба первого объединения преимущество получили активные верующие: основной доклад делал идеолог СПГ Кирилл Фролов, он же комментировал реплики прочих выступающих. Вкратце тезисы представителя СПГ сводились к следующему: причины кризиса правой идеи в России в историческом и правовом нигилизме тех, кто ее представлял. Именно этот нигилизм не дал уже в наши дни осуществиться национальной антикоммунистической революции. Вместо того, чтобы сделать главную жертву тоталитарного строя — Русскую православную церковь — своим естественным союзником по примеру «Саюдиса» или «Солидарности», отечественные правые стали противопоставлять себя Церкви, отдав таким образом «белый» антикоммунистический электорат на откуп левым. Историческая задача «новых правых» — исправить ошибки. Синтез западной, европейской идеи с православной восточноевропейской традицией, по мнению Кирилла Фролова, позволит России сыграть самостоятельную роль в мире. Гражданское общество невозможно без включения в него православных граждан как социально активной консервативной прослойки, отстаивающей традиционные ценности. С последним трудно не согласиться. Действительно, христианство прежде всего оперирует уникальной человеческой личностью. Отдавая Богу — Божье, признавая главой Церкви Иисуса Христа, врачевание морально-этических недостатков вменяется в безусловную обязанность конкретного человека. «Бревно в глазу» есть результат собственной слепоты, а вовсе не вина родителей, школы, общества или государства. Именно это обстоятельство ценно для воспитания свободного гражданина, отрицающего патернализм во всех его проявлениях. Вместе с тем существует проблема церковного дуализма, практика поведения церковной иерархии и мирян. Последние могут позволить себе большую независимость в отстаивании своего мнения, в том числе по ключевым общественно-политическим проблемам. Иерархии приходится труднее, но также будет верным сказать, что отказ от сервилизма не является первоочередной задачей многих высших церковных лидеров. Одним из немногих примеров обратного — позиция руководителя Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии митрополита Кирилла, автора Социальной концепции, подтвердившей право Церкви не соглашаться с богоборческой властью. И безусловно, если подобные настроения буду превалировать среди наших иерархов, в этом случае православная Церковь окажется крупнейшим институтом гражданского общества России.