НГ-Религии | Александр Петров | 16.06.2004 |
-Ваше Преосвященство, расскажите как вы пришли к священству и как вам удается совмещать научную и преподавательскую деятельность в Москве с епископским служением в Курске?
— Я родился в верующей семье, все мои предки были старообрядцами. Никогда не думал быть священником, но, как это часто бывает, «мы предполагаем, а Бог располагает». Пятнадцать лет назад случилось так, что меня совершенно неожиданно нашли в Москве старообрядцы. Они сказали, что курской общине возвратили храм и приходу срочно нужен священник.
В 1991 году я принял монашество, был рукоположен в сан священника и направлен на приходское служение в Курск. Возникла странная ситуация — я продолжал работать в Московском химико-технологическом институте имени Д.И. Менделеева и вместе с тем был священником. Вначале было очень сложно: я разрывался между лекциями и богослужениями. Через два года руководство университета пошло мне навстречу, под меня стали подстраивать расписание занятий.
В истории Церкви в России были примеры священнослужителей, совмещавших духовное и светское служение. Можно вспомнить священника Павла Флоренского, который занимался разработкой плана ГОЭЛРО, архиепископа Луку (Воино-Ясенецкого), отличного хирурга и доктора наук.
— Что послужило причиной вашего отделения от Новозыбковской Архиепископии Древлеправославной Церкви?
— В декабре 1999 года восемь приходов, включая мой приход в Курске, где я в сане иеромонаха был настоятелем, временно прекратили молитвенное общение с Новозыбковской Архиепископией. Одновременно с нами разорвал общение и епископ Тульчинский и всея Румынии Евмений (Титов), окормляющий старообрядческие приходы в Румынии. Для этого у нас были серьезные канонические основания. Мы видели, что руководство Архиепископии все более и более тяготеет к «никонианской» Церкви, т. е. Московскому Патриархату.
Вот конкретный пример. В связи с принятием нового законодательства о свободе совести в 1997 году все религиозные общины должны были пройти перерегистрацию. Для этого нужно было предоставить в управление юстиции наряду с уставными документами еще две бумаги: основы вероисповедания и краткую историческую справку. Никто из простого священства и мирян их не читал. Однако совершенно случайно они попали в руки настоятеля одного из приходов Краснодарского края, протоиерею Георгию Ефимову. В них было сказано, что Русская Православная Церковь и Русская Древлеправославная Церковь по своим канонам идентичны. Эти официальные документы были подписаны Предстоятелем Древлеправославной Церкви. Мы пытались добиться изменения этих формулировок, но тщетно. Для нас это был очень важный момент, и фактически он и послужил основным толчком, приведшим к прекращению молитвенного общения.
В прошлом году мы официально зарегистрировали в органах юстиции Курскую Епископию Русской Древлеправославной Церкви (РДЦ). В епископский сан меня посвятил епископ Евмений (Титов), постоянно пребывающий в Румынии.
— Сколько приходов находится в вашей юрисдикции? Зарегистрированы ли они?
— На данный момент в моей юрисдикции находятся четыре прихода в Курской области, два прихода на Кубани, два в Дагестане, небольшие общины в Сочи и в Санкт-Петербурге, несколько приходов на территории Украины. Все они зарегистрированы в местных управлениях Минюста, но есть приходы, в которых верующие отказываются от регистрации.
— Каковы сегодня ваши взаимоотношения с Новозыбковской Архиепископией и ее Предстоятелем Александром (Калининым), называющим себя Древлеправославным Патриархом Московским и всея Руси?
— В 2003 году архиепископ Александр (Калинин), объявил себя Патриархом Русской Древлеправославной Церкви. Однако я знаю, что в Министерстве юстиции эта Патриархия не зарегистрирована.
В ноябре прошлого года мы провели Собор, на котором присутствовали представители Новозыбковской Архиепископии. Тогда разговора не получилось, так как ее представители вели переговоры с позиции силы. Поэтому наши отношения до сих пор остаются такими, какими они были во времена разрыва молитвенного общения. Замечу, что в Деяниях нашего Собора было отмечено, что мы готовы к переговорам.
— Расскажите о вашем приходе в Курске, насколько известно из сообщений правозащитных органов, он был захвачен сторонниками Новозыбковской Архиепископии. Что там произошло и что вы намерены предпринять?
— Во время захвата церкви Успения Богоматери в Курске — 15 мая, я был в командировке в Румынии. Как мне потом рассказывали, сторонники Архиепископии во главе с их Патриархом Александром ворвались в храм во время богослужения и выгнали всех молящихся. Подобная ситуация уже была в 2001 году.
Мы обратились в местные органы власти, к мэру Курска и в УВД. Однако нам ответили, что внутренние церковные вопросы мы должны решать сами. Я считаю, что это неверный подход: ведь мы их не просим решить наши внутренние разногласия, а заявляем о том, что совершено уголовное преступление — захват муниципальной собственности.
Окончательный вывод властей и силовых структур был таков: «состава преступления нет». Более того, власть приложила руку к тому, чтобы специально запутать и без того сложную ситуацию. Управление юстиции ранее зарегистрировало захватчиков храма по тому же юридическому адресу, что и нас, а договор о безвозмездном пользовании помещениями храма, в котором всегда молились старообрядцы, почему-то был подписан с митрополитом Курским и Рыльским Ювеналием — иерархом Русской Православной Церкви.
Мы пытаемся решить эту проблему только легитимным путем. Мы послали обращение, подписанное нашими прихожанами президенту, генпрокурору, в Конституционный суд, Госдуму и даже в Кестон институт в Оксфорде, занимающийся защитой прав верующих в России.
Как пастырь и предстоятель этой Церкви я пытаюсь сдерживать человеческие эмоции. Но если власти бездействуют, то народная стихия решает проблемы собственными руками. В результате может возникнуть опасная ситуация, о чем я неоднократно предупреждал власти.
— В каком состоянии находится возбужденное против вас уголовное дело по обвинению в контрабанде?
— Мне кажется, что и прокуратура, и даже суд понимают полную абсурдность этого дела. Но сегодня речь идет не о моем обвинении, а о том, как бы спасти чистоту и честь мундира. Абсурдность состоит в том, что священнослужитель едет к своим прихожанам в Кременчуг на Украину, везет с собой необходимую для богослужения литературу и утварь, а его обвиняют в контрабанде и приговаривают к трем годам тюрьмы условно.
— Существует ли, на ваш взгляд, связь между вынесенным против вас обвинением и вашими отношениями с Новозыбковской Архиепископией?
— Косвенные признаки говорят о том, что к этому обвинению приложили руку мои «друзья» из Новозыбкова.
НГ Религии 16