Русская линия | Сергей Григорьев | 22.06.2011 |
Российская Федерация самостоятельно существует уже два десятка лет и всё чаще её граждане задаются вопросом: куда мы идём? Вроде как в сторону Запада, но с самим этим Западом во вражде находимся. Тогда может быть на Восток наш путь? И тут незадача — и от этого самого Востока одни угрозы слышим: или «Аллах агбар» или засилье китайцев, а японцы сами нашу исконную территорию требуют. Вот и стоит Россия на перепутье, не понимая, где враги, где друзья, и в чём её собственные интересы состоят. Такая же беда и с национальной идей российского государства: не только сама идея неизвестна, но даже у какой нации эта идея должна быть неясно: у русской или всё же российской, раз государство — российское. Попробуем разобраться.
Больше всего удивляет, что во множестве публикаций на эту тему совершенно не рассматривается, казалось бы, главный вопрос: какую цель мы ставим нашему государству, чего мы хотим от него? Ведь если мы определим цель, то, наверное, и инструмент для её достижения будет проще подобрать! Также и с национальной идеей — ведь она воплощается в цели государства. Вот и получается, что мы спорим об инструментах, оставив будущим поколениям решить зачем они нужны. Абсурд.
Древняя римская цивилизация, наследниками которой являются все европейские народы, дала два архетипа государства — правовое и властное, или, иначе имперское.
Правовое государство изначально не преследует никаких возвышенных целей, оно видит свою цель лишь в установлении справедливых законов и неукоснительном их соблюдении своими гражданами. Законы и установления такого государства не являются вечными и могут изменяться в зависимости от состояния общества, окружающего мира и других условий. Тем не менее, при всех видоизменениях правовое государство сохраняет в своём основании ряд этических норм, самую универсальную из которых принято называть Золотым правилом нравственности: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Правовому государству более подходят коллегиальные формы управления (сенат) и разделение властей на ветви (консулы, преторы, цензоры), призванные реализовать безусловное верховенства Закона над Властью. Для народов тех стран, которые мы обычно называем Западом, характерно именно такое — правовое — представление о государстве и, соответствующее ему правовое, законопослушное сознание граждан.
Возникновение второго типа римского государства — империи (от лат. imperium — власть) совпало с явлением в мир Спасителя. Непостижимым образом, помимо принесённого Христом Благовестия и бескровной жертвы за грехи человеческие, новая эра дала и новый тип цивилизованного государства — империю, то есть такого государства, в котором Власть хоть и должна соблюдать Закон, но стоит выше его. Невооружённым глазом видно несомненное подобие имперского принципа и христианского учения. Господь прямо говорит: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф.5.17). То есть исполнение Закона выше самого Закона: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк.2.27). Иными словами, исполнить Закон — значит достигнуть цели, для которой служит Закон, или, иначе, Закон — лишь средство достижения цели.
Не удивительно, что первым публицистическим текстом, написанным первым русским писателем — святителем Иларионом, стало «Слово о законе и благодати», в котором автор объясняет читателям, что появление Божественной Благодати с принятием крещения русским народом изменяет и привычное отношение к Закону, превращая его из цели — в средство. Римская империя первых трёх веков была крайне неустойчивым, нестабильным государством, стремившимся к упадку, в частности, из-за того, что в ней Закон стал подчинён Власти, которая или не имела цели вовсе, или преследовала негодные цели. Только став христианской и приняв на себя земное попечительство о достижении высшей цели — спасении человека — Римская империя обрела некую стабильность, позволившую ей просуществовать более тысячелетия и дать потомство в виде Российской империи.
+ + +
Нынешнее наше государство, как наследник советского, с видимым пренебрежением относясь к своим же законам, оправдывает это высшей целью — максимальным удовлетворением материальных и культурных потребностей гражданина. То есть, цель нынешнего нашего государства — всё тот же коммунизм, только устрояемый иным, капиталистическим способом. Неудивительно поэтому, что, слегка перефразируя крылатое выражение незабвенного Черномырдина, «какое государство не строй, а получается всё то же — советское».
Если смотреть на эту цель — максимальное удовлетворение потребностей — с духовной точки зрения, то придётся признать: человек, ставящий во главу угла удовлетворение своих потребностей, неминуемо погубит свою душу, а государство, имеющее такую цель, способствует гибели душ своих подданных или, проще сказать, «заточено» на зло. И с 1917 года мы живём именно с таком государстве, в государстве, имеющим цель — зло для души человеческой.
Православное государство со времён равноапостольного Императора Константина ставило своей целью способствовать спасению душ своих подданных. Каким образом? Очень просто — симфонией Церкви и Государства, ясно сформулированной в одной из новелл законодательства святого Императора Юстиниана: то, что православная Церковь считает грехом, и Государство должно считать преступлением и соответственно наказывать преступников, а то, что Церковь считает добродетелью — и Государство должно поощрять. Такое Государство по своей внутренней сути «заточено» на добро, а наше, нынешнее, уже почти 100 лет «заточено» на зло. Это, правда, не значит, что от такого государства исходит только зло. Хоть само Государство, как суммарная воля государственных мужей, и направлено на зло, но сами государственные мужи, как и все люди, непостоянны — они совершают как злые, так и добрые поступки. Поэтому даже в самом наихристианнейшем государстве чиновники, совершая на службе злые дела, губительно действуют на своих подданных. Также и в современном, «заточенном» на зло российском государстве, его служащие вполне могут совершать добрые поступки, хотя они подчас и вступают в противоречие с общей целью государства.
Вернёмся к началу: куда же нам идти? Если исходить из опыта прошлого, то у нас два положительных пути: или попытаться стать западными европейцами и строить правовое государство или стать христианским государством, открыто объявив его цель. И то и другое видимо для нас невозможно, хотя мы и надеемся, помня, что «..невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18.27). А как же спасаться? Возможно — спасаться малыми делами, как советовал своим многочисленным чадам в последнее десятилетие своей жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Чему и в Евангелие мы находим подтверждение — воины (госслужащие) государства, противящегося Благой вести получили простой совет от Иоанна Крестителя: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3.14). А для этого и никакой национальной идеи не надо.
http://rusk.ru/st.php?idar=49111
Страницы: | 1 | 2 | Следующая >> |