В Государственном историческом музее в Москве 27 мая 2004 года состоялись Первые панаринские чтения, посвященные памяти выдающегося русского мыслителя Александра Сергеевича Панарина. Голос ученого ворвался в ума и сердца людей на самом остром изломе нашей непростой истории. Время Панарина по настоящему начиналось именно сейчас, и его труды еще долго будут служить России провидческим предостережением в нелегком поиске своего пути. Одну из последних книг А. Панарина 'Православная цивилизация в глобальном мире' можно назвать духовным завещанием ученого. Самые острые вопросы современного мира он рассматривал сквозь призму православной доктрины, прежде всего основанной на нравственной сострадательности и защите слабых. Это то, от чего нас упорно пытается оградить сегодня эпоха репрессивного постмодернизма. Панарин не предлагает простого выхода из западни постиндустриального общества, но каждая строка звучит как напоминание всем нам. 'Сохраняя православную идентичность, мы не просто храним некий высокочтимый кодекс — мы храним самих себя в истории, оказавшейся для нас смертельно трудной и опасной'. Подобных цитат из книги можно привести бездну. Плотность и быстрота панаринской мысли, как яркое свечение, ослепляет мгновенно, но истинное осознание и наслаждение от слова философа приходит позже и эта внутренняя работа, наверное, главное, на что рассчитывал ученый в своем провидческом поиске. Теория дарения, которая всегда была неотделима от понятия православной цивилизации, преподана как аксиома, без которой теряет всякий смысл любой вид материального прогресса. Не разучимся мы не требовать за все созданное только лишь эквивалента любой оплаты, оставляя в духовном и материальном продукте частичку себя, как бесценный дар другому — значит будем живы. Вот бы такие аксиомы преподать в наших школах, да в экономических академиях… Размышляя над вопросами глобализации А. Панарин явственно давал понять, что мнимые сиюминутные дивиденды несравнимы с угрозой непредсказуемых и возможно необратимых последствий построения однополярного мира. По Панарину, он может быть также опасен, как и простая дихитомия (деление) социализм-капитализм. 'Как ни серьезна экологическая угроза, планетарная агония, связанная с авантюрой однополярного мира, может наступить раньше экологических пределов выживания', — пишет Панарин. Искушение глобализмом было представлено им как гигантское искушение в отказе человека от самого себя, неспособность и нежелание собственной идентификации. Хозяевами жизни сегодня становятся не те, кто имеет на это истинное право, а те, кто это право без всяких усилий и высших помыслов о преобразовании жизни смог приобрести в свое личное, безраздельное и безответственное пользование. Подмена героев и понятий нашей непростой эпохи явление тревожное, но сам процесс обязательно может быть обратимым, если общество даст достойный ответ на любые попытки диктата норм безнравственности и духовной приватизации. К голосу ученого, который многим казался и кажется неудобным, что вполне объяснимо — политические компромиссы и истинная духовная свобода вещи трудносовместимые, прислушиваются сегодня все больше людей. И если первые панаринские чтения прошли скромно и остались почти незамеченными, то можно быть уверенным, что завтра книги А. Панарина, его ученики скажут свое веское слово и помогут каждому неравнодушному человеку еще раз по новому взглянуть на свою историю и собственную судьбу. Нельзя сказать, что такие гиганты, как Панарин уходят, оставляя этот мир. Нам всем еще предстоит расслышать голос ученого. Великое предостережение Александра Панарина. А. ВАСИЛЬЕВ