Русская линия
Седмицa.Ru В. Горшкова,
А. Кузьмин
21.06.2011 

День памяти благоверных князей Василия и Константина Ярославских
21 июня Русская Церковь отмечает день обретения мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501).

ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250, Владимир), Св. блгв. князья Феодор с чадами Давидом и Константином, Василий и Константин Ярославские в молении ко Христу.св. блгв. кн. ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая — в Соборе Ростово-Ярославских святых). Старший сын ярославского кн. Всеволода Константиновича и его супруги кнг. Марины, дочери кн. Олега Святославича Северского, брат св. кн. Константина Всеволодовича, племянник св. князей Василия Константиновича Ростовского и Владимира Константиновича Угличского.

Отец В. В. погиб весной 1238 г. вместе с вел. кн. Георгием Всеволодовичем в битве с войсками монг. нойона Бурундая на р. Сить. Впервые источники упоминают В. В. в числе князей из рода вел. кн. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, к-рые выжили после Батыева погрома в 1238 г. В следующем году вместе с др. князьями В. В. участвовал в торжественном перенесении останков Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир, рус. князья вместе с Ростовским еп. св. Кириллом II встречали тело старшего родственника за городом. После похорон состоялся княжеский съезд, вероятно во Владимире, на к-ром за В. В. была утверждена отцовская вотчина — Ярославль. В житии В. В. и Константина Всеволодовича рассказывается о том, что В. В. собрал оставшихся в живых горожан, позаботился о семьях ратников, павших на Сити, восстановил и обновил разоренные храмы. Однако более ранние известия летописей эту информацию не подтверждают, акцентируя внимание лишь на политической деятельности князя.

В 1244 г. В. В. побывал в Орде вместе с др. князьями Сев.-Вост. Руси во главе с вел. кн. Ярославом Всеволодовичем, прибывшими в ставку хана Батыя, к-рая в то время находилась в районе Вел. Булгара. «С своими мужи» В. В. ходил «к Батыеве про свою отчину». Всех прибывших князей хан, «почтив я честью достоиною, и отпустив я, расудив им когождо в свою отчину». В 1245 г. В. В. вновь побывал в Орде, вернулся на Русь в нач. 1246 г. В кон. дек. 1249 г. он принимал участие в траурной процессии, провожавшей в Углич тело скончавшегося 27 дек. в Ярославле св. кн. Владимира Константиновича.

В. В. скончался во Владимире, траурную процессию в Ярославль провожали вел. кн. св. Александр Ярославич Невский, братья Васильковичи — князья Борис Ростовский и Глеб Белозерский и их мать — кнг. Мария, дочь убитого монголами в Орде в 1246 г. вел. кн. св. Михаила Всеволодовича Черниговского. 8 февр. 1250 г. В. В. был похоронен в Ярославле, в соборе Успения Пресв. Богородицы, отпевание совершил Ростовский еп. св. Кирилл. Там же ок. 1257 г. был похоронен брат В. В. св. кн. Константин Всеволодович.

От брака с кнг. Ксенией у В. В. было 2 детей — кн. Василий, умерший, вероятно, малолетним, а также дочь Мария (в Крещении Феодосия), в нач. 60-х гг. XIII в. выданная замуж за св. Феодора Ростиславича Чёрного, вел. кн. Смоленского и Ярославского.

В 1501 г. произошло обретение мощей В. В. и Константина Всеволодовича. После пожара, в к-ром сгорел Ярославский кремль и Успенский собор, под полом собора были обнаружены нетленные останки князей (имена были установлены по позднейшим надгробным плитам). Житие св. князей сообщает о 15 чудесах, происшедших при обретении мощей. На время строительства нового собора мастерами вел. кн. Иоанна III Васильевича мощи князей были перенесены в деревянную Борисоглебскую ц. В 1504 г. вел. кн. Иоанн III приезжал в Ярославль для поклонения мощам В. В. и Константина Всеволодовича, помещенным во вновь отстроенном Успенском соборе, между столпами в правой стороне, под древними родовыми иконами членов Ярославского княжеского дома. (Местное предание связывает со св. князьями-братьями 3 иконы, перед к-рыми они молились и к-рые впосл. находились у их раки: Спаса Вседержителя, Ярославская икона Божией Матери и образ свт. Николая Чудотворца. Икона Вседержителя (ЯХМ) датируется нач. ХIII в. и может считаться семейной реликвией ярославских князей; Ярославская икона Божией Матери (ЯХМ) — XVI в., список с древней, не дошедшей до нас иконы; образ Николая Чудотворца не сохр.) По-видимому, к нач. XVI в. следует отнести установление местного почитания св. князей-братьев. Их память отмечена под 8 июня в Коряжемских святцах (РГБ. Унд.. 237. Л. 203 об., 1621 г.), в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в.: под 8 июня — обретение мощей и под 3 июля — память святых (РГБ. МДА.. 201. Л. 319 об., 322 об.). Во имя В. В. и Константина Всеволодовича в 1674 г. был освящен холодный юж. придел Успенского собора; в 1833 г. Ростовский и Ярославский архиеп. Авраам (Шумилин) освятил этот придел во имя св. князей-братьев после перестройки.

В 1744 г. во время нового пожара св. мощи князей обгорели, останки были собраны в ковчеги и положены в особо устроенную раку, находившуюся между юж. столпами собора. 9 апр. 1919 г. мощи были изъяты по постановлению Ярославского губисполкома и помещены в хранилище Исторического музея Ярославля, в 1989 г.- были переданы РПЦ и теперь находятся в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля.

Житие В. В. и Константина Всеволодовича было составлено во 2-й пол. 20-х гг. XVI в. мон. Пахомием по благословению Ростовского и Ярославского архиеп. Кирилла III, известно в списках XVI—XIX вв., не издано. Житие содержит большое количество ошибок. В. В. назван сыном киевского кн. Всеволода, указывается, что и сам он позднее княжил в Киеве, житие сообщает, будто бы В. В. и Константин Всеволодович погибли при взятии Ярославля Батыем, к-рый был «родом града Ярославля от веси Череможския» (по замечанию В. О. Ключевского, житие обнаруживает «равнодушие к… фактическому содержанию и к источникам, из к-рых оно черпается»). Мон. Пахомий написал также службу св. князьям с 2 канонами (первый — с азбучным акростихом) и стихиры 6-го гласа на день их памяти. Большинство списков службы сделано в старообрядческой среде.

Иконография

В. В. обычно изображается в памятниках ярославского искусства вместе с братом. В стенописи св. князья чаще всего представлены на столпах, среди св. князей и воинов, в княжеских одеждах и с мечами в руках. На иконах В. В. и Константин Всеволодович традиционно изображаются с др. ярославскими св. князьями — Феодором Ростиславичем и его детьми Давидом и Константином. Часто В. В. и Константин Всеволодович изображены в молении Ярославской или Толгской иконам Божией Матери, образу Успения Пресв. Богородицы; на этих иконах бывает написан и Успенский собор Ярославля. На иконе из собр. ЯИАМЗ «Василий и Константин в житии» (40-е гг. XVII в.) представлено 31 клеймо, иллюстрирующее жития св. князей-братьев, историю обретения мощей и посмертные чудеса. На иконе работы И. Смирнова «Василий и Константин с клеймами богородичных чудес» 1803 г. (ЯХМ), к-рая была живописной рамой к Ярославскому образу Божией Матери, братья изображены несущими свою родовую святыню. Над Ярославской иконой написан земной шар с параллелями и меридианами, к-рый увенчан Успенским собором, стоящим на стрелке между реками Волга и Которосль. Икона-складень «Василий и Константин в житии» XVII в. (ГТГ) отличается тем, что каждая из фигур обрамлена миниатюрными клеймами жития и чудес.

В 1681 г. были изготовлены 2 шитые пелены на раку В. В. и Константина Всеволодовича (ЯИАМЗ), на к-рых князья изображены в рост, прямолично. Пелены были вкладом окольничего М. П. Головина в ярославский Успенский собор.

В иконописных подлинниках дается следующее описание В. В.: «Надсед, брада Василия Великого, шапка залом черной, шуба багор, круги белы, в левой руке держит град, а в нем церковь, а правая молебна, испод лазорь» (Н. П. Барсуков).

Ист.: Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконстр. текста). М.; Л., 1950. С. 320−323; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 469−472; Вып. 3. Стб. 521, 523; Т. 4. Ч. 1. М., 2000. С. 221, 230; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298; Т. 7. М., 2001. С. 143, 152, 159; Т. 10. М., 2000. С. 113−114, 129−130, 137, 154; Т. 15. Вып. 1. Стб. 31, 347, 373, 385, 396; Т. 18. С. 66; Т. 23. СПб., 1910. С. 72, 83; Т. 25. М.; Л., 1949. С. 122, 130, 136; Новые родословные книги XVI в. // РИИР. М., 1977. Вып. 2 / Сост. М. Е. Бычкова. С. 13, 27−28, 96, 101; Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 254−255; Июль. Ч. 1. С. 177−178; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик // Ист. генеалогия. Екатеринбург; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 101 (л. 48 об.); Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 74−75.

Лит.: Крылов А. Церк.-археол. описание г. Ярославля. Ярославль, 1860. С. 8; СИСПРЦ. С. 46−47; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1864. С. 28−32; Ключевский. Древнерусские жития. С. 176−177; Лебедев А. Успенский кафедральный собор в Ярославле. Ярославль, 1879. С. 28, 33; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 174; Т. 3. С. 553; Леонид (Кавелин). Святая Русь. № 711. С. 182; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 95−97, 319−320; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татарский период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2. С. 67, 70−75; Преображенский Г. Н. Мон-ри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. Ярославль, 1901. С. 72−73; Голубинский. Канонизация святых. С. 141, 552; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития: (Обзор редакций и тексты). М., 1915. С. 237−238; Воейкова И., Митрофанов В. Ярославль. Л., 1973. Ил. 120; Ярославская иконопись XIII—XVIII вв.: Кат. выст. / Сост. И. П. Болотцева. Ярославль, 1981. Ил. 1, 19; Прохоров Г. М. Пахомий // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 177−178; Анхимюк Ю. В. Церковь Петра и Павла в Ярославле: легенды и ист. реалии // Ярославская старина: Из архива рус. провинции. Ярославль, 1992.. 1. С. 5−11; Кузнецова О. Б. «Рама с 20 клеймами богородичных явлений и чудес Ярославской иконы Богоматери» 1803 г. Ивана Смирнова в собр. ЯХМ // «От мудрости и святости былого»: 7-е Тихомировские чтения. Ярославль, 1999. С. 73−75; Кузьмин А. В. Генеалогия ростовских князей XIII — сер. XIV в. // История и культура Ростовской земли: Сб. мат-лов науч. конф., 1999. Ростов, 2000. С. 113−114.

Статья опубликована в 7-м т. «Православной энциклопедии», с.192−193

http://www.sedmitza.ru/text/2 270 746.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru