Русский вестник | А. Василенко | 16.06.2004 |
СКОБЕЛЕВСКИЙ МАРШ
Режиссер Борис Лизнев — русская легенда кинофорума. Николай Петрович Бурляев признавался, что, затевая в 1990 году такое громадное дело, как кинофорум «Золотой Витязь», он испытывал определенные сомнения в успехе дела. Однако когда Борис Лизнев принес ему тогда свой фильм «Зеленинский погост», Николай Петрович понял, что кинофоруму быть! За «Зеленинский погост» Борис получил своего первого «Золотого Витязя».
Вторым «Золотым Витязем» был отмечен в 1994 году фильм Б. Лизнева «Лукошко для дождя». И на 13-м кинофоруме и члены жюри, и зрители восприняли как должное, что в конкурсе видео- и телевизионных фильмов победила его картина «Скобелевский марш».
Борис Лизнев глубоко продумал концепцию искусства кино и обладает даром слова и острослова. Он объясняет следующим образом свой творческий замысел:
«Михаил Дмитриевич Скобелев — один из легендарных полководцев — недооценен нашим временем. И дело не только в его личности, а еще и в борьбе идей, в противоречивой сложной судьбе России как того времени, так и нынешнего. Оказывается, есть очень много общего между прошлым и настоящим России. Лет 7−8 назад я задумал большой фильм длительностью в 1 час 52 минуты о М.Д.Скобелеве, потому что жизнь его яркая, и насыщена множеством событий. Картина должна была называться «Три жизни», так как повествование должно было охватить, во-первых, личную жизнь, реально бытовую, затем жизнь полководца, наконец, мифологическую — после смерти. Не о всех полководцах народ слагает стихи, песни, а о М.Д.Скобелеве существует большой фолклор. Он стал таким же героем народных преданий, как Илья Муромец или Стенька Разин.
Моя заявка провалялась все эти годы в Госкино, пока неожиданно не разрешили снять двадцатипятиминутный фильм. Пришлось перестраиваться — вплоть до изменения жанра. «Скобелевский марш» должен был пройти стремительно, как жизнь героя.
В нашем фильме основная задача — показать дух Скобелева. Уверен, что всегда найдутся такие, кто, снимая картину об этом полководце, будет спекулировать на его загадочной смерти, будет приписывать ему эдипов комплекс. Но такой автор будет говорить правду не о легендарном герое, а о себе. Главное в Скобелеве то, ради чего он горел, ради чего он жил, почему его любили. Несмотря на свою высокую образованность, он всегда был с народом. На свои деньги инвалидный дом построил, солдатам полушубки покупал во время Балканской кампании. В его дивизии не было ни одного обмороженного солдата, тогда как в армиях Радецкого, Святополка-#Мирского и Гурко вымерзло до половины состава.
Не надо бояться показывать о Скобелеве то, что сегодня может показаться кому-то опасным. Некоторые заявляют: «Он — националист, потому что говорил «Россия — для русских!» Но это национализм того, кто так воспринимает. Русский — это выше национальности, это — путь. Не случайно самым русским, каким он явится в будущем, Ф.М. Достоевский назвал А.С. Пушкина, в жилах которого текла в том числе и африканская кровь. Не она все решает, а то, что ты выбираешь! У России — свой путь, путь Христа, путь духовного существования!»
О художественной стороне картины Б. Лизнева председатель жюри видео- и телевизионных фильмов Сергей Зайцев сказал: «Это попытка создания нового киноязыка. Режиссер сумел с помощью нескольких фотографий представить целое полотно жизни генерала Скобелева. Это очень серьезная, новаторская работа».
Сергей Зайцев с того момента, как в прошлом году читатель «Русского Вестника» познакомился с ним, получил несколько высоких признаний своего профессионализма за фильм «Погибли за Францию». В их числе «Золотой Орел» от Национальной академии киноискусства. На церемонии вручения ему приза присутствовали всемирно известные кинорежиссеры — Никита Михалков, Милош Форман и Франко Дзефирелли.
«СТРАСТИ ХРИСТОВЫ»
Гран-при кинофорума было присуждено картине Мела Гибсона (США) «Страсти Христовы». На его показ приехали болгарские актеры Христо Наумов Шопов, исполнявший роль Понтия Пилата, и Христо Живков, сыгравшийв картине Иоанна Евангелиста. Они рассказали о том, что американская пресса выдавала скандальную информацию об этом фильме, создавая препятствия его распространению и должной оценке.
Кинофорум «Золотой витязь» — первый, кто разорвал эту блокаду, вручив Мелу Гибсону международную премию. Николай Петрович Бурляев объяснил позицию жюри так: «Мел Гибсон — кинорежиссер высочайшего уровня и человек большой души, который отважился прокричать людям всего мира о подвиге Христа».
Однако на кинофоруме не было сплошного славословия, а оценка фильма проходила в режиме диалога. Вот мнение Бориса Лизнева: «Как бы здорово ни был сделан этот фильм (техническая база Голливуда известна), он имеет существенную слабость: говорится о Боге, а художественно задача решается в режиме реального времени. Сам язык Евангелия не рассчитан на такое буквальное натуралистическое воспроизведение. Распятие Христа — это же сакральное явление, оно происходит сейчас ежесекундно. Все наше телевидение _ это распятие Христа. В фильме же выхвачен один момент из Евангелия — истязание, который занимает важное место в католической концепции, где обожествляется тело. И тут возникли сложности для режиссера — надо было ответить на вопрос, а кто истязал? Крайними в фильме оказались римские солдаты, которые изображены как головорезы из СС. Но ведь главное в Евангелии — не истязание, не убийство, а то, что народ отверг Христа в самых ужасных формах! А ведь народ мог быть спасен!»
Такого же мнения режиссер Вячеслав Орехов, который много лет проработал в кино и на этот кинофорум привез фильм о современных православных иконописцах «И живопись, и молитва». Он говорит: «Конечно, фильм сделан виртуозно. Однако все идет по одной схеме, в конечном итоге духовности нет. Но фильм может быть полезен для той молодежи, которая вне Христа.»
Режиссер Елена Шаталина получила «Серебряного Витязя» в номинации видео- и телефильмов за картину «Восхождение» — о тайной монахине, которая всю жизнь проработала по благословению духовного отца в институте туберкулеза. Елена тоже считает, что «картина сделана для современных молодых людей. Молодежи иначе не объяснишь, что такое страсти Христовы, потому что перед ее глазами по телевидению льется столько крови каждый день, что им нужно показать нечто такое, что сделал Мел Гибсон. Для старших же поколений и православных верующих эта картина чрезвычайно жестокая».
КОСОВО И МЕТОХИЯ
Как и на прежних кинофорумах, донесение правды о том, что происходит в Косове и Метохии, оставалось второй по значению целью «Золотого Витязя». На международной конференции «Духовные традиции и кинематограф христианского мира» были показаны уникальные кадры известного во всем мире сербского сценариста и оператора Нинослава Ранджеловича о трех страшных мартовских днях этого года, когда в Косове албанские террористы осуществили новый акт геноцида по отношению к сербскому народу.
По словам сербских кинематографистов, в России было сделано больше для того, чтобы была узнана правда о Косове, чем в Белграде.
В связи с последними событиями в Косове кинофорум единогласно принял обращение к парламентам Европы, в котором, в частности, говорится:
«…мы выражаем наш глубокий, идущий от самого сердца и души протест против геноцида сербского народа, живущего в Косове и Метохии на исконной территории Сербии. Геноцид, который проводят на этой священной земле нелегальные албанские бандитские формирования, подстрекающие к этому и местное албанское население на глазах у международных миротворческих сил.
Мы выражаем протест против варварского, невообразимого в современном мире, методичного уничтожения на протяжении пяти лет более 150 православных монастырей и церквей, большинство из которых являются одними из самых древних святынь — памятников культуры Сербии и Европы и находятся под охраной ЮНЕСКО.
Этот продолжающийся духовный и физический геноцид против сербского населения в Косове и Метохии немедленно должен быть остановлен резолюцией Европейского Парламента и прекращен вашим решением раз и навсегда. Апокалипсису, творящемуся в самом сердце Европы, должен быть положен конец!
Все мы, деятели культуры Европы, верим в то, что здравомыслящие парламентарии Европы разделяют наше общее чувство гнева и стыда по отношению к беззаконию, творящемуся на территории Косова и Метохии, и надеемся на немедленное прекращение этого позора Европы перед лицом всех народов мира. Европа, которая понесла столько жертв во имя освобождения ее и всего мира от фашизма, не заслуживает такой унизительной и бесперспективной в духовном плане участи.
Сегодняшняя Европа — не концлагерь!
Сегодняшняя Европа — не военная база чьих-то чужих интересов.
Сегодняшняя Европа — может и должна стать примером человеколюбия и миролюбия!..»