Русская линия
Отрок.uaПротоиерей Олег Скнарь17.06.2011 

В поисках исчезнувшего Ковчега Завета: часть 1

Читатель, наверное, помнит популярный приключенческий фильмВнесение Ковчега во Святая Святых Иерусалимского храма при царе Соломоне Стивена Спилберга «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Главный герой этой картины археолог Индиана Джонс получает важное задание от правительства США: он должен отправиться на поиски уникальной реликвии — Ковчега Завета. Но доктор археологии даже не подозревает, что аналогичный приказ уже получили тайные агенты Адольфа Гитлера…

Приключения знаменитого археолога — всего лишь плод фантазии сценаристов. Однако Ковчег неутомимо продолжают искать до сегодняшнего дня. Попробуем и мы погрузиться в эту загадочную тему и наравне с рыцарями-крестоносцами, археологами, журналистами и искателями приключений начать наше исследование.

Существовал ли вообще Ковчег Завета, или это вымысел авторов книг Священного Писания? Как и когда он исчез, если даже существовал? Может ли современная наука сообщить, где он сейчас? Эти вопросы пока остаются без окончательного ответа, хотя множество гипотез и теорий стремится приоткрыть завесу этой тайны. Многие из них похожи на сказания и легенды…

Прежде чем знакомить читателя с основными гипотезами местонахождения Ковчега, обратимся к Писанию и вспомним, как внешне выглядел и что значил для израильтян этот священный предмет.

Подробное описание Ковчега можно найти в книге Исход (глава 25, стихи 10−22) в контексте повествования о том, каким должен быть переносной Храм и как должны быть изготовлены священные предметы для Скинии*. Согласно библейскому тексту, Ковчег имел прямоугольную форму приблизительно следующих размеров: длина — 1 м 15 см, ширина и высота по 70 см.

Слово «Скиния» представляет собой пример фонетического искажения при переводе, сопровождающегося смешением смыслового понятия. Изначальное еврейское слово שְכִנָה [Shkhina] — Шхина, производное от לִשְכֹּן [lishkon] — обитать, означает «Божественное присутствие». Как раз Ковчег Завета, который располагался во внутренней комнате священного шатра, и был материальным свидетельством присутствия Невидимого Бога. Это слово заменяет в греческом переводе слово «Скиния».

Во внутренних помещениях Скинии все предметы должны были быть покрыты чистым золотом. Ковчег же был покрыт золотом не только снаружи, но и изнутри. Окаймлял Ковчег венец, выполненный из золота и поднимавшийся выше крышки. По четырём углам следовало прикрепить золотые кольца, которые были необходимы для продевания деревянных шестов, отделанных золотом, для удобства перенесения Ковчега во время движения по пустыне.

Отдельно описана крышка Ковчега — капорет (כַפוֹרֶת [kaporet]), которая являлась настолько важным элементом, что Святое Святых иногда именовалось בֵית הכַפוֹרֶת [beyt ha-kaporet] — «дом капорет». Верхнюю часть крышки должны венчать два Херувима (כְּרֻבִם [kruvim]) с распростёртыми крыльями, изготовленные из цельного куска золота, обращённые друг к другу лицом.

Самым главным содержанием Ковчега Завета было «откровение»: И положи в Ковчег откровение, которое Я дам тебе (Исх. 25, 16). Синодальный перевод словом «откровение» переводит древнееврейское слово עֵדֻת [edut], которое правильнее было бы перевести как «свидетельство, завет». В Ковчеге действительно позднее находились две скрижали Завета, которые были свидетельством союза, заключённого Богом и народом Израиля.

Древнеегипетские прототипы Ковчега Завета

В ноябре 1922 года в Долине фараонов рядом с Луксором британский археолог Говард Картер нашёл гробницу Тутанхамона. Открытие гробницы сразу стало мировой сенсацией. В рамках нашей темы наибольшего внимания заслуживает так называемая сокровищница, вход в которую «охранял» переносной ковчег со статуей Анубиса. Центром же этой камеры была позолоченная рака, внутри которой в миниатюрных канопических* гробах хранились забальзамированные внутренности фараона. На оригинальной фотографии, сделанной Картером, прекрасно видны деревянные «носилки» для переноски статуи Анубиса, которые напоминают библейские шесты для транспортировки Ковчега. Что касается непосредственно позолоченной раки для каноп, то обращают на себя внимание статуэтки богинь загробного мира Исиды и Селкет с распростёртыми руками, расположенные лицами к ковчегу — как бы защищающие его. Внешне идея расположения фигур Исиды и Селкет перекликается с расположением Херувимов над крышкой Ковчега Завета. А венчающий золочёную раку Тутанхамона ряд уреев (урей — кобра с открытым «капюшоном», символ верховной власти) напоминает золотой венец, украшающий Ковчег Завета.

Однажды профессор египтологии Джеймс Хофмеир уже указывал: «У Ковчега Завета есть внешние общие черты с ковчегами древних египтян, украшенными статуями божеств».

И действительно, если бы не библейский текст книги Исход, в котором чётко говорится о том, что форму и пропорции будущего Ковчега Завета дал Сам Господь, то можно было бы предположить, что мастера, изготавливавшие в условиях пустыни священный Ковчег, могли взять прототипом для своего детища церемониальные и погребальные ковчеги древних египтян. Нахождение евреев на Синайском полуострове и исход из Египта разделяли всего три месяца, а это значит, что ещё не стёрлись из их памяти пышные церемониальные шествия с несением в ковчеге статуи Амона, очевидцами которых они были.

Можно предположить, что Ковчег Завета, который отныне будет сопровождать израильтян к земле Обетованной — одно из первых «миссионерских заимствований», предпринятых Творцом для ещё духовно не окрепшей нации — вчерашних рабов, покинувших страну политеизма. Только теперь Ковчег — это не просто ларец для хранения и переноса святыни, а материальное свидетельство присутствия Невидимого Бога: Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всём, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым (Исх. 25, 22).

На протяжении всего сорокалетнего путешествия из Египта к земле Обетованной израильтяне шли, предводимые Ковчегом Завета. Взятие Иерихона и другие победы в сражениях уже на территории Ханаана были одержаны израильтянами с участием Ковчега, который несли в бой перед еврейскими войсками. После вступления в Ханаан Ковчег находился в стане израильтян у горы Гевал (Нав. 8, 33), затем в Вефиле (Суд. 20, 27) и в Силоме (1 Цар. 3, 3).

Приблизительно 300 лет спустя после Исхода израильтян из Египта во времена Судей Израиль постигла катастрофа — Ковчег во время боя при Авен-Езере был взят в плен в качестве трофея филистимлянами (1 Цар. 4, 11). Филистимляне, противостоявшие в Ханаане евреям, давно знали о благоволении Бога Израиля Своему народу благодаря, как думали они, священному Ковчегу. И поэтому овладение Ковчегом было воспринято ими как приобретение могущества, дающего власть над окрестными народами. Но где бы Ковчег ни находился — в Азоте, в Гефе, в Ашкелоне — филистимлян постигали несчастья. И семь месяцев спустя они отослали его назад израильтянам (1 Цар. 5, 11).

Внесение Ковчега во Святая святых Иерусалимского храма при царе Соломоне. Фреска соборного храма монастыря Дионисиат, АфонКогда уже при царе Давиде был взят древний Иевус (будущий Иерусалим), условием переноса столицы из Хеврона в Иерусалим было перемещение величайшей святыни — Ковчега Завета. Именно для него при царе Соломоне на горе Мориа был построен величественный Храм. Ковчег, согласно библейскому тексту, был помещён в Храм в Святое Святых по завершении строительства около 960 г. до Р. Х. (3 Цар. 8, 6).

В Священном Писании Ковчег Завета упоминается 193 раза, и последнее его упоминание относится приблизительно к 620 г. до Р. Х. Согласно 2 Пар. 35, 3, Ковчег ещё находился в Храме во времена царя Иосии, но он уже не упоминается ни в числе «сокровищ, вывезенных из дома Господня» при царе Иехонии, ни в подробном списке утвари, захваченной вавилонянами при падении Иерусалима в 586 г. до Р. Х. (4 Цар. 24, 13; 4 Цар. 25, 13−17).

Что произошло с Ковчегом Завета? Он был похищен? Перенесён? Спрятан? На эти вопросы библейский текст отвечает загадочным молчанием. Ковчег Завета просто исчезает со страниц Библии.

С тех пор неутомимые искатели Ковчега находили предпосылки для его поиска в Иордании, Эфиопии, Зимбабве, Ирландии, Франции, в штате Юта на американском Диком Западе и даже в Японии!

Размышляя над загадкой исчезновения Ковчега Завета, можно предположить, что только кризис катастрофических масштабов мог заставить Ковчег покинуть Святое Святых Иерусалимского Храма. Таких неспокойных периодов в истории Святой Земли до исчезновения Ковчега было очень много. Попробуем остановиться на некоторых из них.

Египетское вторжение в Израиль

Начать, наверное, следует с вторжения в Израиль в 924 г. до Р. Х. фараона Шешонка (библейский Сусаким) с многочисленными египетскими войсками (3 Цар. 15, 25). Это нападение произошло всего через несколько десятилетий после завершения строительства Храма при царе Соломоне.

Кстати, гипотеза об исчезновении Ковчега во время нашествия фараона Шешонка легла в основу вышеупомянутого фильма Стивена Спилберга.

Египетские эпиграфические памятники подтверждают, что действительно египтяне вторглись в Израиль и забрали в Танис в качестве трофеев множество сокровищ. Именно здесь, в Танисе, доктор Индиана Джонс, по сюжету фильма, и находит Ковчег Завета.

Но в действительности фараон Шешонк не захватывал Иерусалим — он был удовлетворён тем, что в качестве дани ему царь Ровоам, сын Соломона, направил большое количество сокровищ. Насколько вероятно, что среди них был и Ковчег?

Такую святыню, как Ковчег Завета, израильтяне вряд ли отдали бы добровольно. Предположение, что Ковчег при фараоне Шешонке был увезён в Египет, тоже необоснованно, так как спустя около 300 лет Ковчег вновь появляется в библейском тексте, в правление царя Иосии, примерно в 620 г. до Р. Х. Значит, всё это время он не покидал Иерусалим и находился в Святом Святых Иерусалимского Храма.

Вавилонское вторжение

Катастрофа, после которой Ковчег Завета перестал упоминаться в библейской истории, произошла в 586 г. до Р. Х. Это год разрушения войсками вавилонского монарха Навуходоносора Иерусалима и его центральной святыни — Храма.

Вавилоняне были добросовестными бюрократами и архивариусами. Они составили подробный перечень всего, что унесли с собой в Вавилонию в качестве трофеев из разграбленного Иерусалимского Храма. Но поразительно: среди перечисленной священной утвари Храма Ковчега Завета нет!

И несмотря на то, что месопотамская клинописная придворная канцелярия не подтверждает факта перемещения Ковчега в Вавилон, всё же существует один источник, который содержит в себе подобную информацию — это одна из аггад из талмудического трактата Иома. Другие же еврейские источники сохранили сказания, согласно которым Ковчег не был увезён в Вавилон, и, мало того, он вообще не покидал Иерусалим! Так, другие аггадические источники утверждают, что Ковчег сокрыт «на месте» под краеугольным «камнем мироздания» (??? ??? [even shtiya]) в Святом Святых или под полом Дровяной палаты Храма. А предание, зафиксированное во Второй Маккавейской книге, говорит о том, что Ковчег был спрятан в пещере на горе Нево на территории современного Хашимитского Королевства Иордания.

Где же находился Ковчег Завета в момент штурма Иерусалима вавилонянами? В возможном ответе на этот вопрос заключается величайшая надежда тех, кто верит, что Ковчег по-прежнему существует.

Можно предположить, что священники в момент угрозы взятия вавилонянами Иерусалима тайно эвакуировали святыню.

Надеясь найти Ковчег в недрах Храмовой горы, в 1982 г. раввин Стены Плача Иегуда Гетц в полной тайне провёл исследование пещер и полостей вместе с геофизиком, который делал замеры для вычисления плотности тоннельных стен. Они прошли через весь 300 метровый тоннель, известный как «тоннель раввинов», который был открыт в своё время под Храмовой горой и проходит параллельно Стене Плача. Но исследования были внезапно прекращены, так как мусульманские власти узнали о проводящихся измерениях под мечетью Омара. Впоследствии раввин рассказывал: «Я был почти в двенадцати метрах от Ковчега Завета».

Египет. Остров Элефантина

Но есть версия, в соответствии с которой Ковчег всё же покинул Иерусалим и Святую Землю задолго до вавилонского вторжения. Согласно ей, священники спасали Ковчег Завета не от внешнего врага, а от опасности, исходившей от собственного монарха.

За несколько лет до агрессии вавилонян в Иудее к власти приходит Манассия, сын царя Езекии. С этим монархом связано возобновление языческих традиций древних ханаанеев. Те капища, которые разрушал его отец Езекия, Манассия вновь восстановил, но самым страшным кощунством и святотатством было то, что он приказал внести в Иерусалимский Храм статую Астарты (4 Цар. 21, 1−17). Мы можем согласиться с предположением, что поводом к эвакуации Ковчега Завета из Храма послужило укрытие его от поругания.

В Иудее, где правил монарх-язычник и богоотступник, оставлять величайшую святыню было опасно. Куда священники с Ковчегом могли направиться?

Интересная мысль высказана британским журналистом Грэмом Хэнкоком, автором книги «Знак и печать», посвящённой установлению местонахождения Ковчега. По его мнению, Ковчег могли эвакуировать на юг, в Египет. Большая диаспора в это время действительно проживала на острове Элефантина. Расположенный в нескольких километрах к северу от первого порога, остров Элефантина всегда служил пограничным форпостом, защищавшим Египет от грабительских вторжений нубийцев. Здесь располагалась еврейская военная колония.

В начале ХХ века в процессе археологических раскопок здесь же были обнаружены многочисленные документы на арамейском языке, получившие известность как Элефантинские папирусы. Сегодня это единственный источник сведений о еврейской общине Элефантины.

В 1997 г. на острове археологи обнаружили остатки еврейского культового сооружения. Но это не была синагога! По контурам удалось установить, что культовое сооружение не уступало в размерах Первому Храму царя Соломона в Иерусалиме. Мало того, обнаруженный жертвенник говорил о том, что это еврейский храм, внешне, впрочем, отличавшийся от иерусалимского. В сохранившихся документах в полном соответствии с библейской терминологией священнослужители элефантинского храма называются כוֹהָנִם [kohanim] — священники, а служители языческих культов כְמָרִם [kmarim] — жрецы.

После разрушения вавилонянами Иерусалимского Храма это был единственный еврейский храм за пределами Святой Земли, и оправданием для его возведения было сооружение убежища для хранения Ковчега Завета! Правда, остаётся открытым вопрос: когда всё же Ковчег попал на остров Элефантина: во время эвакуации, спасаемый от монарха-богоотступника, — или же перед вторжением в Иудею вавилонян?

Согласно сохранившимся документам, приблизительно в 411 г. до Р. Х. египетские жрецы при содействии персидского командующего Вайдранга разрушили элефантинский храм. Но во время раскопок 1997 г. среди руин храма останков погибших людей найдено не было, а значит, храм не был разрушен внезапно. Это вселяет надежду на то, что Ковчег Завета снова «переехал».

Следующий вопрос, который перед нами встаёт, — куда направилась бежавшая из Египта еврейская диаспора Элефантины?

Эфиопия. Остров Тайя

Более чем 40 тысяч эфиопских евреев, проживающих сегодня в Израиле, ещё в начале 90 х гг. ХХ века составляли изолированную еврейскую общину Эфиопии в центре Африки. Известные в Эфиопии как фалаши («чужестранцы»), они, по мнению некоторых учёных, являются остатками колена Дана, одного из десяти затерявшихся колен, разбросанных по белу свету после войны с Ассирией (734−720 гг. до Р. Х.). Побеждённых израильтян несколькими волнами гнали в пределы Ассирии на протяжении пятнадцати лет войны. Обычно этот грустный момент еврейской истории так и называют — рассеяние десяти колен Израилевых.

Еврейская община Эфиопии бережно сохранила Пятикнижие Моисея, но они ничего не знали о передаваемом изустно Законе, который был кодифицирован только после падения Второго Храма в 70 г. до Р. Х. Следовательно, за всю историю своего существования эфиопские фалаши не поддерживали контактов с еврейской общиной Святой Земли. А это подтверждает мысль, что евреи-фалаши — потомки тех евреев (как предполагают, колена Дана), которым удалось спастись во время нашествия ассирийцев.

Можно в качестве гипотезы высказать предположение, что еврейская община Элефантины направилась именно в Эфиопию, спасая Ковчег от карательной экспедиции египетских жрецов и персидских военачальников.

Можно счесть это совпадением, но в нижеприведённом историческом факте есть логическая последовательность событий. Так, практически сразу по разрушении еврейского храма на острове Элефантина в Эфиопии среди фалашей зарождается традиция почитания Ковчега Завета. Причём центр нового культа расположился также на речном острове в высокогорьях Эфиопии.

Сегодня на острове Тайя находится древний христианский монастырь, который хранит предание о том, что в его стенах на протяжении 800 лет хранилась величайшая святыня — Ковчег Завета! С принятием христианства в IV веке Ковчег был отправлен в Аксум, где он, по глубокому убеждению христиан Эфиопии, находится по сей день.

Аксум — «Новый Иерусалим»

Христианское предание Эфиопской Церкви о прибытии Ковчега Завета в эти земли кардинально отличается от вышеприведённой гипотезы, связывающей появление Ковчега с миграцией еврейской общины Элефантины из Египта в Эфиопию.

В 2008 г. профессор Хельмут Цигерт после окончания сезонных раскопок в городе Аксум официально заявил, что раскопал руины царского дворца, датируемые Х веком до Р. Х. И, несмотря на то, что многие коллеги Цигерта не разделяли его точку зрения, немецкий археолог считает, что раскопал дворец царицы Савской. Для нас будет интересен комментарий учёного: «Дворец царицы Савской был специально сооружён для Ковчега Завета».

Действительно, упомянутое имя царицы Савской неразрывно связано в предании христианской общины Эфиопии с появлением здесь Ковчега Завета. Это предание зафиксировано в уникальном литературном памятнике эфиопской культуры «Кебра Негест» («Слава царей»).

Согласно изложенному в этом памятнике преданию, царица Савская Македа во время посещения Святой Земли была на аудиенции у знаменитого своей мудростью монарха царя Соломона. Во время длительного пребывания в Иерусалиме и частых встреч с царём Соломоном их отношения из дипломатических переросли в более близкие. И вернувшись в Эфиопию, царица Савская родила сына Давида, прозванного Менеликом. (Исследователь В. М. Лурье считает, что Менелик — это арабское искажение то ли «Сын Премудрого», то ли «Сын царёв»). Достигнув двадцатилетнего возраста, Давид-Менелик отправляется в Иерусалим, где какое-то время живёт при дворе своего венценосного отца. Отправляя сына обратно в Эфиопию, Соломон даёт ему в спутники самых знатных юношей своего двора. Среди них был главный виновник появления (согласно «Кебра Негест») Ковчега в Эфиопии — Азария. Происходил он из священнического рода и был сыном первосвященника Иерусалимского Храма. Именно Азария втайне украл из Святого Святых Ковчег Завета, в чём позднее признался Менелику. Сам Менелик счёл, что происшедшее не могло совершиться без Промысла Божия, и решил не возвращать Ковчег в Иерусалимский Храм. Так, по преданию, Ковчег и представители священнического колена для служения при нём попадают в Аксум.

Действительно, для христианской общины Эфиопии загадки исчезнувшего Ковчега не существует. Ковчег Завета около трёх тысячелетий принадлежит им.

Аксумский кафедральный собор для хранения Ковчега был построен эфиопским царём Калебом в VI веке по Р. Х., и изначально этот храм, сооружённый ради Ковчега, отождествлялся с Иерусалимским Храмом царя Соломона, а сам Аксум в сознании эфиопцев воспринимался как новый Иерусалим.

В XVI веке во время вторжения в страну мусульманских полчищ Ковчег был перепрятан, а затем, сто лет спустя, вновь вернулся на прежнее место. Лишь в 1965 г. Ковчег был перемещён в новый храм, специально построенный Хайле Селассие для его хранения. Кстати, эфиопский монарх Хайле Селассие являлся 225 м прямым потомком сына царя Соломона и царицы Савской — Давида-Менелика (свергнут в 1974 г.).

Сегодня аксумский Ковчег Завета не доступен для научного обследования! Оригинал находится под пристальной охраной священнослужителя-монаха, который назначается на этот пост пожизненно. Он не имеет права отлучаться от Ковчега. Сам Ковчег в эфиопской традиции именуется Табот. Только раз в году в январе месяце Табот выносится для совершения «тимкат» — церемониального шествия с Ковчегом Завета. Во время шествия собирается до десятка тысяч молящихся, и священники в полном облачении несут Ковчег, завёрнутый, как и в ветхозаветные времена, в специальные ткани. Целую ночь Ковчег-Табот находится в специальном шатре, в котором на протяжении всего времени совершаются богослужения. И только на рассвете после литургии Табот вновь возвращается в распоряжение хранителя.

В своей книге «Знак и печать» уже упоминавшийся нами Г. Хэнкок рассказывает, как в 1991 г. он специально приехал в Эфиопию для того, чтобы увидеть Ковчег во время шествия «тимкат». После выноса его из храма сам священник — хранитель Ковчега не пошёл участвовать в шествии, несмотря на то, что должен неотлучно находиться со святыней. Он остался в храме, где молился всю ночь. Из этого Г. Хэнкок заключил, что и во время церемонии выносится копия, а не сам легендарный оригинал, так как хранитель не мог оставить оригинал Табот без присмотра. Примечательно то, что копии Ковчега-Табота находятся в каждом христианском храме Эфиопии.

Исследователь В. М. Лурье предлагает описание аксумского Ковчега, в свою очередь, цитируя арабский источник XIII века «Абу Салих»: «У абиссинцев находится также Ковчег Завета, в котором хранятся две каменные скрижали; на них перстом Божиим начертаны заповеди, которые повелел Бог сынам Израилевым. А Ковчег Завета равен по высоте алтарю, а его ширина меньше ширины алтаря, человеку же достаёт до шеи. Он обит золотом. На его верхней крышке золотые кресты. На нём также пять драгоценных камней: четыре в четырёх углах и один в середине. Четыре раза в год на Рождество, Богоявление, Пасху и Воздвижение на Ковчеге совершают Евхаристию во дворце царя».

Из приведённого описания видно, что литургически Ковчег-Табот, находящийся в Аксуме, издревле использовался как престол для Евхаристии. А копии, которые традиционно есть в каждом эфиопском храме и которые во время праздничных шествий играют центральную роль, — это всего лишь деревянные бруски небольшого размера, завёрнутые в парчу или вложенные в ларец. И, наверное, правильнее было бы определить их как копии того, что когда-то находилось в Ковчеге Завета, — скрижалей Завета. Вполне вероятно, что ещё в древности эфиопы перенесли представление о самом Ковчеге на то, что в нём хранилось, — на скрижали Моисея. Примечательно, что эта гипотеза находит и филологическое подтверждение. В библейском иврите Ковчег всегда именуется אֲרוֹן [aron] — ковчег, ящик, ларец; но наравне с этим есть ещё одно слово, по смыслу означающее то же самое, — תֵבַת [tevat], употребляющееся в Священном Писании при описании ковчега Ноя и корзинки, в которую Иаховеда положила Моисея. И очевидно, что из tevat легко произвести tabot.

Традиция особого почитания Ковчега Завета и нахождения его копий в каждом эфиопском храме приводит к мысли о том, что оригинал может действительно находиться именно здесь, в Эфиопии.

Зимбабве. Город Харрар

Совсем неожиданную гипотезу представил в 2008 г. профессор Лондонского университета Теодор Парфит. Ещё более сенсационным был его телерепортаж для британского телевидения из пыльного хранилища музея города Харрар в Зимбабве. Профессор показал перед включённой камерой ветхую деревянную коробку и сообщил, что нашёл Ковчег Завета!

Комментируя своё заявление, учёный рассказал, что в 1990 г. он разыскал африканское племя лемба, проживавшее в пограничной зоне между Зимбабве и ЮАР, и долго изучал его. Особо привлекли внимание учёного религиозные традиции племени. В них было удивительное сходство с традициями иудаизма. Племя лемба избегало употребления в пищу свинины, разрешалось употреблять исключительно мясо домашних животных. Также они почитали субботу днём покоя, а мальчикам сразу после рождения делали обрезание.

В 1999 г. Т. Парфит с помощью анализа ДНК сумел доказать, что между представителями мужской половины племени лемба и евреями-мужчинами из семей коэнов (священники из колена Левия) существует генетическая связь.

Как в племени лемба появились еврейские гены?

В самом племени сохранились сказания, согласно которым народ до переселения на юг африканского континента жил в городе Сена (Йемен). Действительно, после завоевания Святой Земли римлянами уже в конце I века в Йемене возникла еврейская община, которая появилась вследствие переселения евреев из Палестины.

Как же профессор всё это увязал с Ковчегом? Т. Парфит сослался на манускрипт VIII века, в котором рассказывалось, что еврейская община Сены давно владела библейским Ковчегом Завета. Манускрипт даже особо называл Ковчег Ngoma Lugunda («Глас Господень»). Во время сражений воины племени лемба переносили Ngoma Lugunda на шестах-носилках, так, как транспортировали Ковчег во времена Моисея вплоть до постройки Первого Храма. Манускрипт повествует о том, что Ngoma Lugunda выбрасывало пламя, что сопровождалось устрашающими звуками.

Сделав радиоуглеродный анализ (С-14) обугленного деревянного ящика, который профессор нашёл в хранилище музея города Харрар, Т. Парфит датировал его 1350 г. до Р. Х., а именно этот год является одной из предполагаемых дат Исхода. Это и убедило учёного, что он нашёл Ковчег Завета.

http://otrok-ua.ru/ru/sections/art/show/v_poiskakh_ischeznuvshego_kovchega_zaveta_chast1.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru