Известия | Александра Кузьмичёва (Сопова) | 17.06.2011 |
16 июня опубликован проект документа, в котором предлагаются четыре варианта процедуры избрания патриарха. До сих пор постоянного способа не существовало. Ни один из сценариев не предполагает открытого голосования (поскольку при этом на участников выборов легко оказать давление). Однако и довериться жребию никто не предлагает.
Какой из вариантов будет утвержден как постоянный — станет известно со временем. Все типы процедуры разработаны в созданном в 2009 году консультативном церковном органе — Межсоборном присутствии. В обсуждении документа принимали участие представители всех, в том числе самых дальних епархий, а также общественные организации. Теперь начинается открытая дискуссия, к которой через интернет могут подключиться все интересующиеся.
Ни один из четырех вариантов не оспаривает основного принципа — избрания патриарха собором, но при этом различает избрание Поместным или Архиерейским собором. Многие думают, что патриарх — глава православной церкви и управляет ею, как хочет. Но это не так. Глава церкви — Иисус Христос. Кроме небесного главы, у церкви, конечно, есть и земные органы управления. И тут уж, казалось бы, патриарх точно главный, но и это не так. Патриарх подотчетен собору, и собор выше патриарха.
Соборы могут быть разные. Обычно все сразу вспоминают о Вселенских соборах — но их в истории было только семь, и более они не собираются. Одной церкви, будь то русская, греческая или грузинская, невозможно собрать Вселенский собор. Все основные вопросы управления в Русской церкви решают Архиерейские соборы, включающие только епископов. Созываются они не реже, чем раз в четыре года, а Поместный собор, куда приглашают также мирян и священников, собирался в последний период только при необходимости избрания московского патриарха. Между созывами Архиерейского собора вопросы управления церкви решаются на Священном синоде.
«До сих пор у церкви не было нормативного акта, который бы раз и навсегда устанавливал процедуру избрания патриарха», — подтвердил руководитель контрольно-аналитической службы Управления делами Московской патриархии игумен Савва (Тутунов). Например, перед избранием патриарха Алексия II (в 1990 году) и патриарха Кирилла (в 2009-м) приходилось сначала определять сам способ голосования на Архиерейском соборе, а затем осуществлять эту процедуру на Поместном.
Теперь патриарх будет избираться либо Поместным собором из кандидатов, представленных Архиерейским собором; либо — Архиерейским собором из кандидатов, представленных Поместным собором. Остаются еще два варианта — выборы патриарха на Архиерейском соборе из кандидатов, определенных самим Архиерейским собором, или на Поместном Соборе из кандидатов, представленных Архиерейским собором, но при этом и сам Поместный имеет право предлагать свои кандидатуры. Именно последний способ использовался при избрании патриархов Алексия II и Кирилла.
При любой процедуре каждый кандидат имеет право взять самоотвод на любом этапе голосования. Например, в 2009 году самоотвод взял митрополит Минский Филарет.
Как пояснил «Известиям» игумен Савва (Тутунов), все четыре варианта равным образом предлагаются вниманию Русской церкви — архиереев, священников и мирян. Ознакомиться с проектом можно на официальном сайте Московской патриархии, а комментировать — на портале «Богослов.ру» и даже в ЖЖ, где еще в прошлом году создан специальный аккаунт. Как и перед предыдущим Архиерейским собором, все отклики будут рассмотрены и обобщены, так что поучаствовать в церковном законотворчестве сможет любой желающий.
Осенью нынешнего года поступившие отзывы будут систематизированы. Итоговое решение примет Архиерейский собор, причем не обязательно ближайший. Торопиться с утверждением процедуры избрания нового патриарха, надо надеяться, пока некуда.
Поместный собор 1917−18 годов, восстановив патриаршество после эпохи, когда правил синод, разработал и процедуру избрания, которую мыслил как решение на века. Тогда патриарха избрали жребием из трех кандидатов — и им стал Тихон, набравший при голосовании меньше всего голосов. Известна и реакция митрополита Антония (Храповицкого) — кандидата с наибольшим количеством голосов: «Дуракам везет». Впрочем, этот «дурак» стал святым Русской церкви. Революция и гонения на церковь заставили в 1943 году избирать следующего патриарха — Сергия — без соблюдения установленной процедуры, «большевистскими» темпами после встречи архиереев со Сталиным. Сегодня способ избрания 1917 года — жребием из трех кандидатов — даже не предлагается.