Многоуважаемый Сергей Сергеевич!
Конституционный Суд Республики Беларусь 22 декабря 2003 года обратился в наш адрес с письмом, в котором выражена озабоченность по поводу растущего недовольства граждан относительно присвоения им идентификационных (личных) номеров.
Председатель Конституционного Суда Г. А. Василевич, в частности, подчеркнул: «Обращаюсь к Вам, Владыка, с целью получения дополнительного Вашего мнения по существу решения Конституционного Суда от 26 июня 2001 года „Об идентификационном номере в паспорте гражданина Республики Беларусь“ и, кроме того, — по возражениям верующих».
В письме речь идет о решении Конституционного Суда, которое было направлено премьер-министру Республики Беларусь В. В. Ермошину (исх. N 05−04/837 от 28 июня 2001 г.), в котором предлагается «выработать дополнительные меры, направленные на совершенствование действующего законодательства в области компьютерного учета населения на основе идентификационных номеров, в том числе определение возможности выдачи паспортов без личных (идентификационных) номеров».
Кампания протеста против принятия личных номеров не является проблемой Церкви, поскольку разъяснения клиру и пастве о духовной сути этого явления и о том, как понимать государственные нововведения в области социального учета граждан, были даны на самом высоком уровне.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий 2, Священный Синод Русской Православной Церкви и Синод Белорусской Православной Церкви, Синодальная Богословская комиссия и собрания духовенства Минской епархии тщательно изучили рассматриваемый вопрос и приняли определения, позволяющие членам Церкви не вводить в противоречия правила духовной жизни и требования гражданской дисциплины, не противопоставлять свои христианские убеждения государственному социальному и гражданскому учету.
Однако в обществе продолжают муссироваться мнения и суждения отдельных граждан, как верующих, так и далеких от религии, которые не могут переступить через свои предубеждения в вопросе о наличии индивидуального номера в паспортах и связанных с этим особенностей компьютерного учета граждан.
Это общественное брожение нередко имеет внешнее происхождение, зачастую служит основанием для тех, кто стремится нарушить церковное единство и посеять смуту как в церковном, так и в гражданском обществе.
В целях предотвращения всяких попыток спекуляции настроениями церковного народа, а также по долгу печалования о своей пастве убедительно прошу Вас, многоуважаемый Сергей Сергеевич, обратиться в Конституционный Суд с официальным запросом о даче заключения по вопросу, соответствует ли Конституции Республики Беларусь практика присвоения гражданам личных номеров без их согласия, а также принять иные меры правительственного реагирования для разрешения этой проблемы.
Мнения о возможности создания альтернативной системы учета граждан не раз высказывались во время изучения проблемы в период 2000_2003 годов.
Так, 1 января 2001 года состоялась встреча представителей Церкви, Администрации Президента Республики Беларусь, МВД, Государственного комитета по делам религий и национальностей, Государственного налогового комитета и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. В ходе встречи была рассмотрена проблема присвоения гражданам республики личных номеров.
Тогда же в адрес Президента Республики Беларусь нами было направлено обращение, в котором была сформулирована просьба предусмотреть возможность получения паспорта без личного номера, отменив обязательность его присвоения гражданам.
В заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года отмечено, что «беспокойство, порождаемое действиями власти, разделяется церковным Священноначалием, ибо… люди, не имеющие налогового кода (индивидуального номера) или пластиковой карточки, могут оказаться практически лишенными возможности получать социальную и медицинскую помощь. Если подобное произойдет, возникнут все основания усомниться в принципах равноправия граждан и свободы совести — принципах, которые так активно пропагандирует современная цивилизация. Именно поэтому мы настаиваем на необходимости иметь альтернативную систему учета граждан и прочих услуг…»
Министерство юстиции поддержало позицию Конституционного Суда и 22.07.2003 года направило в адрес Правительства Республики Беларусь соответствующее письмо о необходимости реализации предложений Конституционного Суда Республики Беларусь.
Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко также не исключает возможности создания альтернативной системы учета.
Так, посетительницей официального сайта Президента Республики Беларусь был задан вопрос: «…Пойдет ли государство навстречу своим гражданам (сдавшим паспорта), как это было сделано в России, или они так и останутся изгоями, лишенными основных гражданских прав?» Глава государства ответил: «Думаю, наше государство может пойти навстречу этим гражданам. В ближайшее время Правительству Республики Беларусь будут даны соответствующие поручения по изучению и решению данного вопроса». Вопрос был задан в рамках пресс-конференции Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко «Час с Президентом», 24 октября 2003 г.
К сожалению, несмотря на намерения положительного рассмотрения проблемы, она до настоящего времени не разрешена. Нередки случаи, когда граждане официально сдают паспорта, отказываются от использования личных номеров в банковской, социальной, пенсионной и иных сферах деятельности.
Церковь обеспокоена не только духовным состоянием граждан, которые в своем протесте не способны вместить и осознать позицию, выраженную всей полнотой церковного Священноначалия. Протестующие нередко следуют за сомнительными лидерами, высказывающими свои личные взгляды по этому непростому вопросу и потенциально могут стать жертвами разного рода раскольников и сектантов, которые имеют намерения посеять смуту и разделение как в Церкви, так и в гражданском обществе.
В таких обстоятельствах мы подтверждаем четкую позицию Церкви, направленную на необходимость создания альтернативной системы гражданского учета без использования личных идентификационных номеров граждан ради сохранения спокойствия в обществе и единства в Церкви.
Позвольте, многоуважаемый Сергей Сергеевич, высказать некоторые суждения о том, какие действия можно было бы предпринять для разрешения проблемы.
Анализ действующего законодательства показывает, что в Республике Беларусь не существует законов, которые обязывают присваивать гражданам личные номера, равно как нет законов, содержащих какое-либо упоминание о личном номере гражданина.
Для реализации прав граждан на свое имя и для снятия ненужной социальной напряженности нет необходимости изменять Конституцию, Гражданский кодекс и иные законы: достаточно внести изменения в ряд подзаконных актов.
Прежде всего полагаю уместным представить на разрешение Конституционного Суда Республики Беларусь вопрос о соответствии Конституции тех правовых актов, которые предусматривают присвоение гражданам без их согласия личных идентификационных номеров.
Таковыми в первую очередь являются: Положение о паспорте гражданина Республики Беларусь, Инструкция МВД о порядке применения положения о паспорте гражданина Республики Беларусь и правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования.
Представляется возможным внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство:
1. Дополнить пункт 6 Положения о паспорте гражданина Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 14.07.93 N 463 словами следующего содержания:
«Номер идентификации вносится при согласии гражданина. Паспорт может не содержать графической и электронной машиносчитываемой записи, а также соответствующих технических средств (штрих-код, микрочип, ферромагнитные полосы и т. п.)».
2. В Инструкцию о порядке применения положения о паспорте гражданина Республики Беларусь (Приложение 2 к Приказу МВД Республики Беларусь от 1 февраля 1995 г., N 13), в пункт 6.1, после слов «Паспорт является машиносчитываемым документом, соответствующим международным стандартам», внести дополнение следующего содержания: «По желанию гражданина паспорт может не содержать графической и электронной машиносчитываемой записи, а также соответствующих технических средств (штрих-код, микрочип, ферромагнитные полосы и т. п., и не соответствовать стандарту ИКАО)».
«В пункт 6.2 данной инструкции после слов «Заполнение реквизитов паспорта осуществляется специальными подразделениями МДВ, УВД с использованием автоматизированной системы «Паспорт», внести дополнение следующего содержания: «По желанию гражданина номер идентификации не присваивается и не вносится. В случае отказа гражданина от ранее присвоенного номера идентификации, номер идентификации удаляется и не используется в автоматизированной системе «Паспорт».
Дополнить Инструкцию пунктом 52.3 следующего содержания: «В случае отказа гражданина от использования личного номера, по его просьбе вместо паспорта выдается справка N 9 без личного номера».
3. В Правила индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования внести пункт следующего содержания: «В случае отказа гражданина от принятия страхового номера, уплата социальных взносов, учет сведений о застрахованном лице осуществляется только с использованием метрических данных, номера и серии паспорта. Страховой номер не присваивается».
В тексте, нанесенном на карточку, исключить слова «изменения пола».
4. На основании статьи 10 (Документ, подтверждающий гражданство Республики Беларусь) Закона о гражданстве Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. N 136−3 гражданам, сдавшим свои паспорта в подразделения паспортно-визовой службы по месту жительства, по их просьбе выдавать справку установленного образца, идентичную справке формы N 9 без указания личного номера, удостоверяющую личность гражданина наравне с паспортом, а также с правом предъявления ее при совершения правовых сделок.
Срок действия этого документа установить до разрешения вопроса о выдаче паспортов без личных номеров.
5. Имеющиеся у граждан Республики Беларусь паспорта граждан СССР образца 1974 года, по желанию гражданина, оставить в качестве документа, удостоверяющего личность без ограничения срока действия.
6. Законодательно установить, чтобы по желанию гражданина все взаимоотношения с государством — финансовые, гражданские и иные — совершались без присвоения какого-либо идентификационного номера.
На сегодняшний день технически возможно осуществлять контроль и учет граждан в компьютерных базах по метрическим данным. Это право может быть закреплено специальным штампом в паспорте либо в справке N 9.
7. Лица, отказавшиеся от полученных ранее паспортов гражданина Республики Беларусь образца 1996 года или не желающие обменивать паспорт гражданина СССР образца 1974 года, не должны подвергаться дискриминации.
Надеюсь на благосклонное рассмотрение Вами наших предложений.
С высоким уважением,
ФИЛАРЕТ, Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Белоруссии.
29 марта 2004 года.