Русская линия
Русский вестник16.06.2004 

Открытое письмо Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину

Глубокоуважаемый господин Президент!
К Вам обращаются деятели отечественной культуры, науки и представители российской общественности, обеспокоенные тревожным положением, сложившимся в области русского искусства и культуры. Угрожающие обстоятельства требуют незамедлительного совместного заступничества, государственной помощи в спасении созидаемого веками национального достояния и действенной заботы о духовном здоровье нашего народа. Побудительным мотивом написания этого письма стало известие (см. «Литературную газету» от 28 апреля 2004 года) о готовящемся смещении с поста художественного руководителя и главного дирижера Академической Капеллы Санкт-Петербурга выдающегося музыканта современности народного артиста СССР, лауреата Государственной премии России профессора Владислава Александровича Чернушенко и о предполагаемой реорганизации Капеллы под благовидным предлогом слияния концертных учреждений. Позволим себе напомнить, что речь идет об уникальном, единственном в мире музыкальном образовании — историческом памятнике, который по своей значимости может сравниться разве что с храмом Василия Блаженного на Красной площади в Москве или Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Хор Капеллы имеет более чем 500-летнюю историю: он был основан в 1479 году в Москве по Указу царя Ивана III как хор государевых певчих дьяков, а затем в 1703 году был переведен в Петербург _ новую столицу Российского государства.
К величайшему сожалению, это не первый опыт неумелого и бездумного укрупнения музыкально-творческих организаций. Жертвой повсеместной «глобализации», охватившей сферы культуры и СМИ, уже стало музыкальное радио «Орфей» (единственный в стране канал классической музыки), утратившее свой государственный статус, низведенное до уровня редакции, состав сотрудников которой последовательно сокращается, при этом с понижением реальной заработной платы. Кроме того, от радио «Орфей» отделены создаваемая годами фонотека, студия фонозаписи, а для вещания, время которого уже значительно сокращалось, предоставлен качественно несоответствующий классической музыке частотный диапазон, тогда как именно отношение к классической музыке является своеобразным мерилом нравственного состояния общества, могущества государства и его стабильности. В развитых странах Европы и Америки (на которые нынче в России так модно ориентироваться) радио- и телеканалы классической музыки исчисляются десятками, тогда как у нас в стране единственный музыкально-просветительный канал даже не всегда прослушивается в столице. Для выживания, как средство самофинансирования, настойчиво навязывается неуместная в литературно-музыкальных программах реклама лекарств, зубной пасты и т. д. Это ли не кощунство?! Это ли не высшая степень неуважения к себе и к своей стране?! А ведь еще живы в памяти времена, когда в любом доме, из каждой бытовой радиоточки можно было услышать шедевры мировой классики: симфонии Бетховена, Чайковского и Шостаковича, концерты Моцарта и Рахманинова, оперы Глинки и Верди… Уже взращено, что является государственным упущением, «потерянное поколение» молодых людей, которые никогда не слышали музыки Баха, Вивальди, Глинки и Свиридова и даже не знают их имен, потому что нынешняя российская действительность не предполагает такой возможности (разве что в подземных переходах в исполнении нищих музыкантов).
К сожалению, приверженцы рыночных отношений в культуре не желают понять, что целомудренное музыкальное искусство не может, подобно бесстыдному шоу-бизнесу, задирать подол и этим зарабатывать на пропитание, как не должно унизительно просить с вечно протянутой рукой подаяние у попечителей и властей. Многочисленные статьи в прессе в защиту радиостанции «Орфей» остаются без внимания Правительства, Президентского совета и Государственной Думы, а коллективные письма на имя Президента, не дойдя до адресата, возвращаются на стол к тем, кто принимал решение о так называемой реструктуризации. Теперь очередь сомнительных реорганизаций дошла до Академической Капеллы Санкт-Петербурга, влачащей жалкое существование и финансируемой из городского бюджета. Достаточно вспомнить имена композиторов и музыкальных деятелей, которые были связаны с историей Капеллы, чтобы стало ясно, что Певческая Капелла — это не только старинный музыкальный символ Санкт-Петербурга, но и воистину наше историческое российское национальное достояние. С Капеллой в разные времена были связаны: Д. С. Бортнянский, А. Ф. Львов, М. И. Глинка, М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Аренский, С. В. Смоленский, А. К. Глазунов, Ю. А. Шапорин, С. С. Прокофьев, В. Н. Салманов, Д. Д. Шостакович, Г. В. Свиридов, видные хоровые дирижеры — М. Г. Климов, Н. М. Данилин, А. В. Свешников и другие. В этом году исполняется 30 лет как Певческую Капеллу Санкт-Петербурга возглавляет выдающийся дирижер современности Владислав Чернушенко, под руководством которого Капелла заслуженно снискала мировую славу и стала гордостью хорового искусства России. С приходом Владислава Чернушенко начался новый этап в творческой жизни Капеллы, связанный прежде всего с возрождением ее исконных исторических традиций и возвращением в репертуар хора (задолго до снятия политического табу на религиозную тематику) ценнейшего пласта отечественной культуры — русской духовной музыки. Российские и зарубежные слушатели впервые открыли для себя величайшие духовные творения М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, А. Л. Веделя, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. А. Архангельского, П. Г. Чеснокова, А. Т. Гречанинова. В репертуаре Капеллы также много произведений современных талантливых отечественных и зарубежных композиторов: А. П. Петрова, Б. И. Тищенко, С. М. Слонимского, Ю. А. Фалика, Р. Максимовича, М. Теодоракиса и др. Готовящиеся преобразования выглядят чудовищными и с творческой и с чисто человеческой точек зрения (в данное время Владислав Чернушенко находится на излечении после перенесенной операции на сердце). Еще не зажила в памяти общественности кровоточащая рана, нанесенная русскому музыкальному искусству в связи с отстранением от дирижерского пульта Государственного оркестра России великого русского дирижера Евгения Светланова, чей преждевременный уход из жизни несомненно был ускорен этим необдуманным решением.
В связи с происшедшими в последнее время изменениями в кадровой политике (по всей вертикали власти) весьма настораживают тенденциозные назначения на ответственные посты в области культуры и привлечение в советники лиц, представляющих преимущественно так называемую «массовую культуру», «индустрию развлечений» и шоу-бизнес. Трудно предположить, что артисты, чьи личные интересы в прошлом, настоящем и будущем связаны с утверждением на эстраде и в СМИ «легкого жанра», смогут достойно, с глубоким пониманием, осознанием всей возложенной на них ответственности ведать на государственном уровне отечественной культурой и указывать пути развития национального искусства. Отсутствие надлежащей государственной политики в области культуры, снятие элементарной цензуры (под страхом обвинения в советском атавизме), а также преступное сознательное и бессознательное попустительство (под прикрытием демократических лозунгов построения свободного, «а ля Америка», общества) привели к воинствующему засилью на российских телеканалах музыкальных и культурно-полемических программ, открыто пропагандирующих разнузданность нравов, отрицание семейных устоев, вседозволенную половую распущенность (восхваление так называемой «однополой любви») с призывом легализации легких наркотиков. Удовлетворение низменных инстинктов толпы, разжигаемых самими авторами телепередач, ими же и трактуются как ответные предложения на спрос и чаяния народа. Многочисленные предупреждения отечественных и зарубежных деятелей культуры, священнослужителей и врачей о духовной и телесной пагубе (особенно для молодого поколения) словесно-музыкальной вакханалии с применением нейропсихического программирования остаются, к великому огорчению, «гласом вопиющего в пустыне». Героизируются как имеющие заслуги перед Отечеством эстрадные исполнители, проповедующее «искусство подворотни» и «лагерную уголовную лирику»; жаргон и манеры девиц легкого поведения и бандитов внедряются теле- и радиопродукцией в сознание как языковая норма и образец для подражания. На этом фоне вполне логичной и даже закономерной кажется авторская программа «Культурная революция» на телеканале «Культура» бывшего министра культуры М. Е. Швыдкого, где он, глумясь над высокими жизненными понятиями, такими как совесть, честь, любовь к Родине, задает «философские» вопросы: возможно ли мыслить русский язык без мата, а искусство без секса, — и отвечает отрицательно. Приблатненность, пошлость, эстетизируемое уродство и разврат торжествуют, словно настало их время и им отныне дана неограниченная никакими этическими нормами и законами беспредельная свобода. То, что на протяжении веков было чуждо возвышенному искусству и именовалось растлением, одобряется и материально поощряется в крупных размерах, тогда как истинная культура и ее бескорыстные подвижники испытывают крайнюю нужду, а бесценное национальное достояние зачастую обречено на распродажу или ликвидацию.
Деятели культуры и российская общественность со вздохом облегчения и большими надеждами приветствовали назначение на пост министра культуры и массовых коммуникаций Александра Сергеевича Соколова, чья позиция, высказанная в прессе, заслуживает уважения, как и деятельность на посту ректора Московской консерватории. При этом не может остаться незамеченным и вызывает недоумение тот факт, что бывший министр культуры России М. Е. Швыдкой, скандально известный как ярый правозащитник государственных интересов Германии (!) в вопросах реституции, остался у руля отечественной культуры, будучи по существу переведен в теневое управление.
Естественно полагать, что люди, не радеющие о благе национальной культуры и нанесшие ей значительный ущерб, не имеют морального права продолжать руководство. Трудно представить возможность плодотворного союза М. Е. Швыдкого, о разрушительной деятельности которого многократно говорилось на общественных съездах и соборах, с созидательными намерениями нового правительства.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, это письмо продиктовано настоятельным стремлением прервать пагубную для России направленность в области государственной культурной политики и изменить ее в сторону нравственного оздоровления общества, сохранения и защиты истинных культурных ценностей.
Исходя из вышеизложенного мы просим Вас оказать государственную поддержку в виде президентских грантов на реставрацию исторического здания Капеллы, содержание Певческой Капеллы Санкт-Петербурга под управлением н.а. СССР В. А. Чернушенко, а также на деятельность музыкальной радиостанции «Орфей». Мы полагаем, что эти творческие организации по праву должны обрести на государственном уровне официальный статус национального достояния. Для этого Певческая Капелла Санкт-Петербурга должна быть в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций, а не в городском подчинении, как и радио «Орфей» не может быть зависимым придатком Музыкального центра, состоящего из нескольких хоров и оркестров.
Мы надеемся, глубокоуважаемый Владимир Владимирович, что Вы отнесетесь к нашему письму с пониманием того, что вопросы культуры никогда не могут быть в такой великой стране, как Россия, второстепенными. С раскультуренным народом, утратившим свои национальные корни, невозможно провести спасительную экономическую реформу и возродить Россию в ее былой славе и мощи.

С почтением,
н.а. СССР Ирина Архипова, президент Международного Союза музыкальных деятелей, н.а. России Николай Бурляев, президент Международных кино- и театральных форумов «Золотой Витязь», Валерий Ганичев, председатель правления Союза писателей России, н.х. России Вячеслав Клыков, президент Международного фонда славянской письменности и культуры, Владимир Крупин, секретарь правления Союза писателей России, н.а. СССР Виктор Мержанов, президент Рахманиновского общества, з.а. России Михаил Никешичев, председатель Музыкального Танеевского общества, Георгий Поляченко, художественный руководитель Международных фестивалей православной музыки, Валентин Распутин, писатель, Михаил Сапонов, профессор МГК, Игорь Шафаревич, академик РАН, з.д.и. Савва Ямщиков, академик РАЕН.

P. S. Нам стало известно, что от видных музыкальных деятелей Санкт-Петербурга на имя Президента РФ также отправлено письмо в поддержку В. А. Чернушенко и Академической Певческой Капеллы Санкт-Петербурга.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru