Русская линия
Седмицa.Ru Т. Кольцова11.06.2011 

Обретение мощей преподобного Иова Анзерского

(Иоанн Иоаннович, в схиме Иисус; 1635, Москва — 6.03.1720, Преподобный Иов АнзерскийГолгофо-Распятский скит на о-ве Анзерском Соловецкого архипелага), прп. (пам. 6 марта, 29 мая, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Анзерский, Соловецкий, основатель Анзерского Голгофо-Распятского скита.

Источники

Сведения об И. содержатся в 2 Житиях святого, составленных в XIX в. Старшее сочинение датируется 1828−1835 гг.: текст заканчивается изложением событий 1828 г., в 1835 г. рукопись, содержащую Житие И., архим. Досифей (Немчинов) вложил в Соловецкий в честь преображения Господня мон-рь. Памятник известен в 3 списках XIX в., к-рые принадлежат к одной редакции, но представляют 2 варианта текста. Второй вариант отличается детализированностью, содержит больше фактов и подробностей из жизни И., известных по материалам соловецкого архива. При составлении Жития агиограф использовал следующие документы: при рассказе о поселении И. на Соловках — грамоту холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) 1701 г., грамоту Холмогорского архиеп. Варнавы (Волатковского) от 15 июля 1713 г., донесение соловецкого архим. Фирса (Шарапова) о приеме в мон-рь свящ. Иоанна Иоанновича; при сообщении о строительстве церквей в скиту были использованы грамоты архиеп. Варнавы, посланные в Соловецкий монастырь, 15 июля 1713 г., 18 сент. 1714 г., 15 мая 1715 г., письмо царевны Марии Алексеевны архим. Фирсу от 15 марта 1715 г., указ Синода 1827 г. о строительстве каменного храма на горе Голгофе. Агиографу были известны обстоятельства описания скитского имущества в 1723 г., он сообщает о приписке Голгофо-распятского скита к Анзерскому Елеазарову во имя Св. Троицы скиту. Автор Жития неоднократно ссылается на вкладные записи на вещах и книгах, принадлежавших Голгофо-Распятской обители. Более позднее Житие было создано на основе предыдущего сочинения архим. Порфирием (Карабиневичем-Пашутой), возглавлявшим Соловецкий мон-рь в 1861—1865 гг.

Грамоты, которыми пользовались составители Житий И., хранились в ризнице Соловецкого мон-ря. Документы Голгофо-Распятского скита имели свои описи: 1801 г. (РНБ. Солов.. 1014/1123. Л. 88−88 об.) и 1826 г. (ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1412). Архим. Досифей (Немчинов) копировал грамоты, относящиеся к Голгофо-Распятскому скиту (РНБ. Солов.. 1055/1164; ГММК. Ф. Солов. мон-ря. Ркп. 1240), и опубликовал их в составе ризничной коллекции документов Соловецкого монастыря (Досифей (Немчинов). 1836).

О деятельности И. как строителя Анзерского Свято-Троицкого скита и основателя Голгофского скита сообщается во вкладной книге Свято-Троицкого скита, написанной по благословению И. его учеником мон. Макарием в 1710 г. Об основании И. Голгофо-Распятского скита рассказывается в посвященной этому событию повести, составленной в 1713—1715 гг. кем-то из учеников святого, возможно мон. Макарием. Примечательно, что, за исключением заглавия произведения, имя И. в тексте не упоминается, вероятно, потому, что И. запретил жителям Соловков о себе рассказывать (об этом сообщается во вкладной книге Анзерского скита 1710 г.; см.: Севастьянова. 1998. С. 22−28). И. посвящена статья Соловецкого патерика, сложившегося в основном к кон. XVIII в. и до кон. XIX в. пополнявшегося новыми статьями.

Биография

Судя по синодику Голгофо-Распятского скита, отец И. принадлежал к духовенству. Мн. годы Иоанн служил приходским священником в Москве. Живя в миру, святой имел иноческий настрой, исполнял монашеское молитвенное правило, был сострадателен к бедным, раздавал много милостыни, кормил у себя дома нищих. Свящ. Иоанн был опытным духовником: в беседах и поучениях он учитывал положение и состояние исповедующегося; свои наставления основывал на Свящ. Писании и подтверждал примерами из церковной истории и жизни святых. Святой часто заступался за несправедливо обиженных. Весть о праведной жизни о. Иоанна дошла до царя Петра I Алексеевича, к-рый призвал его для служения в придворной ц. в честь Воздвижения Креста Господня (эту церковь называли Распятской). Вскоре о. Иоанн был назначен духовником царя и членов царского дома.

Через нек-рое время свящ. Иоанна обвинили в сочувствии Г. Талицкому, автору сочинения о Петре I как об антихристе. талицкий был арестован в 1700 г., под пыткой он сообщил, что рассказал о своих взглядах на исповеди о. Иоанну. Духовник, храня тайну исповеди, не доложил царю и по повелению Петра I был сослан в Соловецкий мон-рь. 13 марта 1701 г. о. Иоанн прибыл в Холмогоры. Архиеп. Афанасий (Любимов) в грамоте в Соловецкий мон-рь писал о том, что свящ. Иоанн должен быть пострижен в монашество и отдан в послушание опытному старцу. 3 апр. соловецкий архим. Фирс совершил постриг Иоанна с именем Иов, о чем доложили царю. Инок был отдан в научение мон. Ионе. Святой удивлял братию смирением, ночным молитвенным подвигом. Он выполнял тяжелую физическую работу, соблюдая при этом строгий пост. Сначала его послушанием была заготовка дров, затем он трудился в поварне, позже — в братской трапезной. По сообщению Житий, И. в преклонном возрасте не отличался здоровьем и его неоднократно искушал бес, являясь в образе врача и уговаривая меньше трудиться и жалеть себя. однако эти испытания лишь укрепляли дух подвижника. Вскоре И. был освобожден от монастырских послушаний, архимандрит благословил его затвориться в келье. Петр I хотел вернуть И. на прежнее служение, но старец просил оставить его на Соловках.

В 1702 г. по благословению архим. Фирса И. переселился в Свято-Троицкий скит на о-ве Анзерском. После того как в 1703 г. строитель скита старец Исаия скончался, Холмогорский архиепископ предложил архим. Фирсу назначить настоятелем (строителем) скита И. Вызванный в Соловецкий мон-рь, святой в 1706 г. принял назначение и просил, чтобы его удостоили пострижения в схиму, в чем ему было отказано. Одной из важнейших сторон деятельности И. в качестве строителя Свято-Троицкого скита было сохранение памяти об основателе обители прп. Елеазаре. По инициативе И. были созданы неск. редакций Жития прп. Елеазара, молитва, тропари святому. 1 марта 1710 г. ученик И. Макарий начал составление вкладной книги скита. Согласно «Сказанию. о разорении Троицкия пустынныя церкви. и како собрася вкладная сия записная книга», открывающему перечень вкладчиков во вкладной книге, И. хотел вернуть в скит имущество и книги, собранные по большей части прп. Елеазаром и утраченные во время и после Соловецкого восстания 1667−1676 гг. Составлением вкладной книги старец Макарий стремился прославить прп. Елеазара и И. как устроителей Свято-Троицкой обители. Эта цель обусловила особенность книги: 7 глав из 8 открываются небольшими вступлениями, посвященными прп. Елеазару, в «Сказании…» же подробно описана деятельность И. по возвращению собственности скита. При И. число насельников увеличилось до 30 чел. Монахов, желавших отшельничества, И. благословлял на пустынножительство. В 1710 г. по разрешению архим. Фирса святой был пострижен в схиму с именем Иисус в память Иисуса Навина. Прп. Иисус стал часто удаляться для молитвы в пустынные места, нередко посещал анзерских отшельников для духовных бесед.

18 июня 1712 г., как рассказывается в Житиях И. и в Повести об основании Голгофо-Распятского скита, святой посетил анзерского пустынножителя иеродиак. Паисия, к-рый подвизался недалеко от Свято-троицкого скита у горы, позднее названной Голгофа. После вечерней молитвы прп. Иисус в особой келье, по обычаю, читал Псалтирь и, утомившись, задремал. В видении ему явились Пресв. Богородица и прп. Елеазар Анзерский. Пресв. Дева повелела прп. Иисусу вместе с учениками схим. Матфием и мон. Макарием основать на горе, к-рую следовало назвать Голгофа, Распятский скит. Богоматерь предсказала, что в скиту будет много насельников. Др. голос повелел преподобному освятить Голгофу и водрузить на ней крест. Об увиденном и услышанном старец рассказал иеродиак. Паисию, к-рый вырезал на кресте, изготовленном прп. Иисусом, рассказ о видении. По преданию, Пресв. Богородица открыла святому, что анзерская Голгофа станет местом мученичества. Значение пророчества открылось в советский период, когда упраздненный скит стал местом гибели мн. мучеников и исповедников. 29 июня 1712 г. прп. Иисус с учениками Макарием и Матфием отправились из Свято-Троицкого скита на гору Голгофу, окропили ее св. водой, водрузили на ней крест и поставили часовню, после чего отслужили благодарственный молебен Господу Богу и Пресв. Богородице.

В 1713 г. прп. Иисус и мон. Макарий были у холмогорского архиеп. Варнавы и 15 июля получили благословенную грамоту с разрешением переселиться на Голгофу и начать строительство 2 каменных церквей: на горе — в честь Распятия, под горой, где преподобному явилась Пресв. Богородица, — в честь Успения Божией Матери. В грамоте повелевалось скит именовать Распятским, а гору — Голгофа. 18 сент. 1714 г. святой просил у архиеп. Варнавы разрешение вместо 2 храмов поставить небольшую деревянную ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с трапезной в честь Распятия. 15 мая 1715 г. по указу царевны Марии Алексеевны соловецкому архим. Фирсу построенная на Голгофе церковь была освящена в честь Страстей Господних. Под горой, у бывш. кельи иеродиак. Паисия, пустынники определили место для скитского кладбища. Первые и самые значительные вклады в строящийся Голгофо-Распятский скит поступили от членов царского дома: Петр I повелел ежегодно отпускать из архангельских гос. магазинов хлеб для братии, царица Параскева Феодоровна, вдова царя Иоанна V Алексеевича, пожаловала на строительство церкви 100 р., царевна Мария Алексеевна пожертвовала церковную утварь, облачения и книги, а также образ-мощевик Успения Божией Матери в серебряной ризе с позлащенными полями и напрестольный сребропозлащенный крест со св. мощами.

Прп. Иисус составил для Голгофского скита строгий общежительный устав, по к-рому насельникам запрещалось вкушать скоромную пищу, рыбу и вино, не разрешалось иметь личное имущество. Помимо общего иноческого правила полагалось ежедневно в кельях читать 5 кафизм Псалтири, 500 молитв Иисусовых и делать 300 поклонов. Женщины и отроки в скит не допускались. К 1718 г. в скиту жили 13 чел. помимо пустынников, подвизавшихся в уединенных кельях и приходивших в скит каждое воскресенье на богослужение. В 1718 г. Голгофо-распятский скит был разграблен разбойниками, насельники разбежались. Когда скитяне вернулись, святой упрекнул их за малодушие, и иноки дали обещание не покидать обитель ни при каких обстоятельствах.

Прп. Иисус при жизни прославился чудотворениями, исцелениями больных: он не только молился о них, но и перевязывал им раны, мазал их св. елеем. Святой исце-лил инока, обуреваемого блудной страстью. В Житии И., помещенном в Соловецком патерике, рассказывается о том, что молитва старца часто останавливала воров; злоумышленники раскаивались и оставались трудниками в скиту. В скиту не было источника воды — братии приходилось поднимать ее из озера под горой, из-за чего многие роптали. Старец молился Богу и Пресв. Богородице об обретении в скиту источника. Во время молитвы преподобному явилась Пресв. Богородица и указала место для колодца (источник существовал до 1828, когда при строительстве новой каменной церкви на Голгофе он был засыпан).

За год до кончины прп. Иисус начал приготовления к возведению в Голгофо-Распятском скиту каменного храма и заплатил строителю Свято-Троицкого скита Герману за строительные материалы. В связи с переводом Германа в др. мон-рь приготовления прекратились. незадолго до кончины прп. Иисус просил новоназначенного строителя Свято-Троицкого скита Спиридона продолжить работы и передал на строительство храма 236 р., 1 алтын и 2 деньги, иером. Филарету, мон. Проклу и послушнику Онисиму старец на те же цели оставил 100 червонных и 38 р.

Преподобный предузнал день своей кончины. Перед смертью он просил учеников совершить его погребение без участия мирян, что и было исполнено. Тело старца похоронили на Голгофе в каменном склепе, над к-рым поставили деревянную гробницу, сверху положили доску с записью основных событий жизни И. и с изображением лика преподобного. В 1721 г. почти все ученики преподобного переселились в Соловецкий мон-рь и в Свято-Троицкий скит. Указом Святейшего Синода от 23 июля 1723 г. Голгофо-Распятский скит был объединен со Свято-Троицким скитом.

После постройки в 1828 г. в Голгофо-Распятской обители каменного храма в честь Распятия (освящен 13 сент. 1830) св. мощи И. почивали под спудом в сев. теплом приделе в честь Успения Пресв. Богородицы. 11 июня 2000 г. мощи были обретены в полуразрушенном храме в честь Распятия, ныне они почивают в храме Воскресения Христова у подножия Голгофы. Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, празднование к-рому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Архиерейский юбилейный Собор 2000 г. установил общецерковное почитание И.

Ист.: Досифей (Немчинов), архим. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1836. Ч. 2. С. 362−382; Порфирий (Карабиневич-Пашута), архим. Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве (в мире духовник имп. Петра I) // Странник. 1863.. 12. С. 89−111; Севастьянова С. К. Житие Иисуса Голгофского малоизв. памятник соловецкой агиографии 1-й пол. XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 1998.. 4. С. 22−28 [раннее житие И.]; Прп. Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита / Изд. подгот.: С. К. Севастьянова. СПб., 2001. С. 213−275 [вкладная кн. анзерского скита 1710 г.].

Лит.: Никодим (Кононов), иером. Соловецкие подвижники благочестия в XVIII и XIX ст. // Странник. 1895.. 10. С. 177−201; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 192−200; Мелетий, архим. Историческое описание Голгофо-Распятского скита на Анзерском о-ве: С прил. жизнеописания священноинока Иова, в схимонасех Иисуса, основателя Голгофского скита. СПб., 19 123; Богуславский Г. А. Острова Соловецкие: Очерки. Архангельск, 19 783; Соловецкий патерик. М., 1991р. С. 109−136; Севастьянова С. К. Рассказы о Елеазаре Анзерском во вкладной книге Анзерского скита 1710 г. и традиция патерикового повествования в соловецкой лит-ре XVII—XIX вв. // Гуманитарные науки в Сибири. Новосиб., 1994.. 4. С. 11−15; она же. Цикл агиографических произведений об Иисусе Голгофском // Проблемы межтекстовых связей: Сб. науч. ст. Барнаул, 1997. С. 16−23; она же. Малоизвестный памятник соловецкой письменности нач. XVIII в. об основании Голгофо-Распятского скита // Традиция и лит. процесс: [Сб. ст.: К 60-летию Е. К. Ромодановской]. Новосиб., 1999. С. 129−137; она же. «Священноинок Иов, основатель Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове (в мире духовник императора Петра I)» соловецкого архим. Порфирия — памятник соловецкой агиографии 2-й пол. XIX в. // Тр. Рубцовского индустриального ин-та. Рубцовск, 2000. Вып. 7. С. 8−17; она же. Анзерский монах Макарий — малоизвестный автор кон. XVII — нач. XVIII в. // КЦДР: Соловецкий мон-рь. СПб., 2001. С. 204−213; Анзер и его святыни / Сост.: В. П. Столяров. М., 2001. С. 75−95; Столяров В. П. Образы Св. Земли на Соловецких о-вах // Соловецкое море: Альм. Архангельск; М., 2003.. 2. С. 99−112; Буланин Д. М. Повесть об основании Голгофо-Распятского скита // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 521−523.

Иконография

И. сложилась в Соловецком мон-ре. Современные преподобному иноки изображали «внешний вид его так: он был среднего роста, телосложения благообразнаго; имел лицо широкое, гладкое; на ланитах приметен был румянец. Глаза светлые и проницательные, взгляд приятный; волосы на голове украшены снего-светлою сединою, кудрявые, благолепно расстилались по плечам; уста и нос умеренные; борода густая, одного цвета с волосами на голове; длина ее доходила до трех дланей и в конце раздвоялась» (Соловецкий патерик. СПб., 1892. С. 136).

Согласно летописи Анзерского Голгофо-Распятского скита 1774 г., на горе Голгофе была «на западной стороне, противу церкви часовня деревянная, старая, покрыта тесом. Гробница поставлена над иеромонахом Иисусом, столярной работы, выкрашена краской голубой, наверху крест осмиконечной с подножием, слова и трость и копие желтой краски» (РНБ. Солов.. 1014/1123. Л. 115 об.). В Соловецком патерике упомянуто, что «усердием учеников блаженнаго старца над гробницею поставлена часовня и на надгробной доске изображен лик преподобнаго» (Соловецкий патерик. М., 1892. С. 108−111). Изображение И. на раке появилось после переноса ее в ХIХ в. в ц. в честь Распятия Господня, когда «мощи внутри церковной трапезы оказались по левую сторону» (РНБ. Солов.. 1014/1123. Л. 72 об.). По сведениям патерика, рака святого была в Успенском приделе этого храма. В описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. сообщается: «Рака деревянная, вышиною 181/2, длиною 42, шириною 141/2 вершков, обтянута со всех сторон парчевою материею. На верху ее образ основателя Голгофскаго скита иеросхимонаха Иисуса, написанный на доске длиною 43, шириною 151/2. Решетка с трех сторон медная, литая, а с четвертой — железная» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 458 об.).

Очевидно, иконография И. сложилась только в ХIХ в., более ранние изображения неизвестны. Послушник Анзерского скита Александр (возможно, мон. Александр (Заливский)) создал в 50-х гг. XIX в. гравюру с изображением Соловецких чудотворцев (Ровинский. 1884. С. 10). Он, вероятно, является и автором иллюстрации с изображением И. в рукописном Житии святого 2-й трети ХIХ в. (РНБ. Солов.. 1014/1123. Л. 65 об.; Розов Н. Соловецкая библиотека // Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов: Сб. ст. М., 1980. С. 326). На И. схима, мантия с каймой по краям с текстом молитвы «Трисвятое», на голове куколь. Преподобный с окладистой светлой бородой изображен сидящим на широком пне, рядом — череп человека, в руках — крест и раскрытая книга. На фоне — гора с небогатой северной растительностью, действительно напоминающая Голгофу на Анзере, на ее вершине — 5-главая церковь.

Рассказ Жития И. о видении святому Пресв. Богородицы и прп. Елеазара Анзерского нашел отражение в иконописи. По описи Соловецкого мон-ря нач. ХХ в. иконы с таким сюжетом находились в храмах о-ва Анзер: в часовне прп. Елеазара — «Явление Божией Матери преподобному Иисусу Голгофскому, длиною 24, шириною 12 вершков»; в притворе ц. Распятия Господня — «Явление Пресвятые Богородицы Иисусу Голгофскому, длиною 31, шириною 24 вершка; на ней риза и два венца сребропозлащенные, чеканной работы; на Богородице венец с короною, украшенный стразами и разноцветными стеклами; вверху церковь и сияние, а внизу подпись — белыя; зарукавья у Богородицы низаны мелким жемчугом; весу двадцать пять фунтов» (ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 40. Л. 437−438, 459 об.). В ц. Распятия Господня на стене висел образ Соловецких чудотворцев: «Преподобные Зосима, Савватий, Герман, Иринарх, Елеазар и Иисус Голгофский» (Там же. Л. 455 об.).

Изображение горы Голгофы стало важным дополнением к образу И. как в живописи, так и в графике. Так, на гравюре «Свято-Распятский скит на Анзерском острове, на горе Голгофе» 1830 г. (оттиски офорта в собраниях ГРМ, ЦАК МДА) значительную часть композиции занимает высокая гора с растительностью, животными, а также с многочисленными постройками на вершине и склонах. Над горой — образ Распятия Христова с предстоящими, по сторонам — фигуры прп. Елеазара и И. в молении (Ровинский. 1884. Ил. 18; Рус. мон-ри: Искусство и традиции / ГРМ. СПб., 1997. С. 192). В Соловецком патерике помещена иллюстрация с изображением И., созданная в Соловецком мон-ре и отпечатанная в 1897 г. в литографии Веферс в С.-Петербурге. И. представлен фронтально в рост, в схиме и мантии, руки с четками сложены на груди; на фоне — водная гладь и высокая гора с церковью на вершине (Соловецкий патерик. М., 1992р. С. 108−111. Ил.).

Икона И. была написана в Соловецком мон-ре в 1999 г. ко дню памяти святого 6/19 марта (в наст. время образ находится на о-ве Анзер в алтаре Воскресенской ц.). И. изображен по пояс, вполоборота влево, в мантии и куколе, с окладистой седой бородой, в покрытой мантией правой руке — модель 5-главого храма с колокольней, напоминающего церковь на Голгофе. К всероссийскому прославлению И. в 2000 г. написаны новые образы преподобного, в частности на иконе «Собор святых, прославленных в 2000 лето» (2000, Н. В. Масюкова) из храма Христа Спасителя в Москве. Фигура И. с одноглавым белокаменным храмом в руках помещена в правой части композиции, у святого длинная, немного раздвоенная борода и волосы на прямой пробор с небольшой проседью. Иконы И. вместе с др. Соловецкими чудотворцами созданы для Соловецкого мон-ря, напр. «Преподобные Елеазар и Иов Анзерские чудотворцы» кон. XX в.- святые представлены стоящими на скалистом острове, фронтально, с храмами в руках (Соловецкий правосл. церк. календарь, 2000 / Изд. Соловецкой обители. [Б. м.], 1999. Вкл.). Образ И. включен в состав совр. композиции «Собор Соловецких святых», напр. 2005 г. из ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове в Москве (подворье Соловецкого мон-ря) — в 1-м ряду крайний слева, в куколе, с храмом в руке. В 90-х гг. XX в. созданы графические листы с иллюстрациями к Житию святого (Там же. С. 56. Вкл.).

Лит.: Ровинский Д. А. Виды Соловецкого монастыря, отпеч. с досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884.

http://www.sedmitza.ru/text/714 532.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru