Радонеж | Алексей Харитонов | 11.06.2011 |
В эти дни Святая Православная Церковь отмечает один из величайших праздников — день Святой Троицы. Мы вспоминаем сошествие Святого Духа на Апостолов, которое явилось исполнением обетования воскресшего Спасителя: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. (Деян.1:8)». Вот как Писание повествует об этом событии: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. …. При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. (Деян.2:1−4; Деян.1:14)»
Книгу Деяний Апостольских иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» — и действительно, Апостольская Церковь, которую мы видим в Деяниях, созидается Святым Духом. У Апостолов не было армии; у них не было какой-то мощной финансовой поддержки; это была просто небольшая группа людей, которая с самого начала столкнулась с яростным противодействием своей проповеди. И то, что Церковь Христова выросла из этого горчичного зерна в великое дерево, осеняющее все народы — чудо. Мы поем в Церкви: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса»; и действительно, находясь в Церкви, мы находимся внутри чуда — по всем человеческим планам и расчетам, Церкви быть не должно, и ей снова и снова предвещали исчезновение с лица земли. Она должна была исчезнуть, так и не родившись, после Распятия Господа; она должна была быть задушена в зародыше при гонениях на Апостолов; она должна была быть поглощена при распространении Ислама; она должна была отмереть при распространении безбожия; она должна была погибнуть от рук великих атеистических диктатур ХХ века.
Люди неверующие — с евангельских времен — часто требуют какого-нибудь «знамения с неба», какого-нибудь явного, неоспоримого чуда. Беда в том, что столкнувшись с этим чудом, они отказываются верить. Чудо, неоспоримое знамение Божиего присутствия в человеческой истории, у нас перед глазами — это Святая Православная Церковь. Церковь, в которой продолжает жить Святой Дух.
Дух, который созидает веру, надежду и любовь. Дух, который влагает в сердца людей твердую решимость следовать заповедям Божиим и твердое упование на вечное спасение. Дух, который изгоняет из сердец страх, уныние и отчаяние. Как говорил Святой Апостол перед лицом своей мученической кончины, «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Фил.1:23)».
Эта всепобеждающая надежда возвещается и сейчас — потому что и сейчас люди остро нуждаются в ней. Мы можем еще раз в этом убедиться, обратившись к недавним новостям, например, к случаю с недавно запрещенной властями сектой «Алля-Аят». Организатором секты (как это нередко бывает) стал человек уже неоднократно судимый. Фархат Абдуллаев сообщал своим адептам, что он, ни много ни мало, как «божественная личность, создатель всего сущего» и обещал им исцеление от всех болезней — включая рак, СПИД и туберкулез — при помощи своих шарлатанских методик. Его бизнес процветал — люди платили сотни тысяч рублей, чтобы получить исцеление, которого, естественно, не поучали. Хуже того, несколько человек умерли из-за того, что, увлекшись учением секты, отказались от услуг обычной медицины.
Почему люди верят такого рода мошенникам? Ответ очевиден — от отчаяния. Страшный диагноз превращает смерть из чего-то, о чем человек совсем не думал, будучи поглощен житейскими попечениями, в что-то близкое и неизбежное. Испуганные люди начинают метаться, хватаясь за соломинку. По-человечески это очень понятно — все мы люди, и всем нам предстоит горечь смерти. Конечно, мы призваны ответственно относиться к своем у здоровью — избегать вредных привычек, вовремя обращаться к врачам — но все мы знаем, что в конце концов умрем. И все мы нуждаемся в надежде перед лицом смерти.
И вот Святой Дух дает истинную надежду и уверенность в том, что Христос победил смерть, и тем, кто принадлежит Ему, нечего бояться. Как говорит Апостол, «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. (Рим.8:16−18)». Апостолы смело шли навстречу гонениям, боли, смерти — потому что Святой Дух исполнял их радостью и надеждой. И эту радость и надежду и сегодня может обрести каждый, кто присоединится к Церкви Христовой и примет Святого Духа.