Православие и современность | Священник Дионисий Каменщиков | 11.06.2011 |
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче, слава Тебе.
(Тропарь праздника)
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 3).
Огненные языки
В День Святой Троицы вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа. Это событие совершилось в Иерусалиме после Вознесения Господня при наступлении праздника иудейской Пятидесятницы. По закону Моисееву было принято праздновать 50-й день после Пасхи, когда заканчивалась жатва и освящались первые плоды нового урожая. С этим праздником у евреев связывалось также воспоминание Синайского законодательства.
На Пятидесятницу иудеи в великом множестве отовсюду стекались в Иерусалим. Интерес к торговле и бесконечные войны, в которых они часто становились добычей победителей, рассеял иудейский народ далеко за пределами Палестины. И вот ежегодно евреи прибывали в Иерусалим из Европы, Азии и даже Африки, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу. В городе в те дни царило невероятное столпотворение.
Ученики Христовы, как сказано в книге Деяний святых Апостолов, после Вознесения Христова возвратились в Иерусалим и единодушно пребывали в молении и молитве (Деян. 1, 12−14) в горнице (верхней комнате дома), быть может, той самой, где была совершена Спасителем Тайная вечеря. Вместе с Апостолами находились жены-мироносицы во главе с Пресвятой Девой Марией. Общее число учеников Христовых — первая община верных — достигало 120 человек. Все они пребывали в напряженном молитвенном ожидании сошествия Святого Духа, которого Христос обещал послать от Отца по Своем Вознесении (Ин. 15, 26).
И вот утром, когда ученики собирались идти в храм, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2−4).
Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (Деян. 2, 7). Ученики Христовы, своим видом обнаружив галилейское происхождение (а Галилея слыла страной темной и необразованной), приводят народ в смятение. Как эти невежды могут говорить на стольких языках, откуда у этих простецов, которые за свою жизнь обычно не видят ничего, кроме утлой лодчонки, старых сетей и Галилейского моря, взялись такие знания? Многие из удивлявшихся находят лишь одно объяснение: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).
В говорении Апостолов на разных языках мы видим прообраз того, что в Церковь Христову должны войти все племена и народы. Как когда-то Господь смешал языки строителей Вавилонской башни, и они, перестав друг друга понимать, оставили свое безумное предприятие и разошлись по разным странам, так Апостолам дар языков был дан, чтобы понести слово Божие многим народам.
«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа», — слышим мы в кондаке праздника.
Почему же сейчас мы не встречаем у христиан таких чрезвычайных способностей? Почему в настоящее время миссионерам, готовящимся проповедовать слово Божие в других странах, среди чужих народов, приходится не один год просидеть над учебниками? «Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является», — пишет догматист священник Олег Давыденков.
От Отца через Сына в Духе Святом
Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником,
Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.
Теперь зададимся вопросом: почему праздник, когда вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа, называется Церковью Днем Святой Троицы? Почему богослужение Пятидесятницы в своих песнопениях и чтениях так глубоко и назидательно раскрывает всю сущность учения о Триипостасном Боге?
Потому что в день Святой Пятидесятницы завершается домостроительство нашего спасения, в котором равно участвует Отец, Сын и Святой Дух. «Чему быть благословил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, — то присвоить верующим снизшел ныне Дух Святый», — пишет святитель Феофан Затворник.
Божественная благодать является общей для всех Трех Лиц Святой Троицы. И Отец, и Сын, и Святой Дух участвуют в ее раздаянии. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом», — пишет святитель Афанасий Великий. Почему же мы привычно говорим о благодати Святого Духа? Потому, что благодать достигает нас, по слову святителя Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Пресвятой Троицы.
«Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе», — слышим мы во время богослужения праздника.
Так, в день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Святой Троицы. Догмат о Триипостасном Боге является основным в христианстве. Все богослужения нашей Церкви начинаются с прославления Святой Троицы. В таинстве Крещения Церковь возрождает человека к вечной жизни во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Кающемуся отпускаются грехи также во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При погребении усопшего священник возглашает молитву: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой.» — и заканчивает обращением к Пресвятой Троице.
Праздник попразднственный
Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, дух разума безумию моему даруяй,
духом страха Твоего моя осени дела, и дух правый обнови в утробе моей,
и духом владычним мыслей моих поползновение утверди.
(Из молитвы коленопреклоненной
святителя Василия Великого)
Праздник Святой Пятидесятницы отмечали с великой торжественностью с первых веков христианства. Уже в Апостольских постановлениях мы встречаем указание: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (то есть Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».
День Святой Пятидесятницы, как мы слышим в церковных песнопениях, праздник попразднственный, будто венчающий, завершающий все великие двунадесятые праздники. На Божественной литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся.», что обусловлено древним обычаем крестить в этот день оглашенных.
Великая вечерня в день праздника совершается в соединении с Литургией. Во время вечерни читаются три коленопреклоненных молитвы святителя Василия Великого. (Колена преклоняются впервые после Пасхи.) Эти молитвы священник читает, стоя на коленях в царских вратах лицом к народу.
Существует древний обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома ветвями деревьев, разнотравьем и цветами. Вероятно, так еще по ветхозаветной традиции была убрана Иерусалимская горница, где Дух Святой сошел на Апостолов. Украшенные зеленью храмы и дома напоминают также о Мамврийской дубраве, где патриарх Авраам удостоился принять под видом трех странников Святую Троицу.
В понедельник после Пятидесятницы Церковью празднуется День Святого Духа. Седмица после Троицы — сплошная. Мясоед в среду и пятницу установлен не ввиду грядущего Апостольского поста, а по случаю величия праздника Святой Троицы. Как пишет церковный писатель XIII века епископ Цитрский Иоанн: «Разрешается (то есть отменяется) пост на седмицу по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».
Газета «Православная вера», № 11 (439), июнь 2011 г.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57 288&Itemid=3