Русская линия
Православие и современностьСвященник Дионисий Каменщиков11.06.2011 

День Святой Троицы
На пятидесятый день после Пасхи Православная Церковь отмечает День Святой Троицы, или Святую Пятидесятницу. По своему значению этот праздник часто называют днем рождения Церкви.

Благословен еси, Христе Боже наш, Святая ТроицаИже премудры ловцы явлей,

низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную,

Человеколюбче, слава Тебе.

(Тропарь праздника)

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,

и почили по одному на каждом из них (Деян. 2, 3).

Огненные языки

В День Святой Троицы вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа. Это событие совершилось в Иерусалиме после Вознесения Господня при наступлении праздника иудейской Пятидесятницы. По закону Моисееву было принято праздновать 50-й день после Пасхи, когда заканчивалась жатва и освящались первые плоды нового урожая. С этим праздником у евреев связывалось также воспоминание Синай­ского законодательства.

На Пятидесятницу иудеи в великом множестве отовсюду стекались в Иерусалим. Интерес к торговле и бесконечные войны, в которых они часто становились добычей победителей, рассеял иудейский народ далеко за пределами Палестины. И вот ежегодно евреи прибывали в Иерусалим из Европы, Азии и даже Африки, чтобы отпраздновать иудейскую Пятидесятницу. В городе в те дни царило невероятное столпотворение.

Ученики Христовы, как сказано в книге Деяний святых Апостолов, после Вознесения Христова возвратились в Иерусалим и единодушно пребывали в молении и молитве (Деян. 1, 12−14) в горнице (верхней комнате дома), быть может, той самой, где была совершена Спасителем Тайная вечеря. Вместе с Апостолами находились жены-мироносицы во главе с Пресвятой Девой Марией. Общее число учеников Христовых — первая община верных — достигало 120 человек. Все они пребывали в напряженном молитвенном ожидании сошествия Святого Духа, которого Христос обещал послать от Отца по Своем Вознесении (Ин. 15, 26).

И вот утром, когда ученики собирались идти в храм, внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2−4).

Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? (Деян. 2, 7). Ученики Хрис­товы, своим видом обнаружив галилейское происхождение (а Галилея слыла страной темной и необразованной), приводят народ в смятение. Как эти невежды могут говорить на стольких языках, откуда у этих простецов, которые за свою жизнь обычно не видят ничего, кроме утлой лодчонки, старых сетей и Галилейского моря, взялись такие знания? Многие из удивлявшихся находят лишь одно объяснение: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).

В говорении Апостолов на разных языках мы видим прообраз того, что в Церковь Христову должны войти все племена и народы. Как когда-то Господь смешал языки строителей Вавилонской башни, и они, перестав друг друга понимать, оставили свое безумное предприятие и разошлись по разным странам, так Апостолам дар языков был дан, чтобы понести слово Божие многим народам.

«Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа», — слышим мы в кондаке праздника.

Почему же сейчас мы не встречаем у христиан таких чрезвычайных способностей? Почему в настоящее время миссионерам, готовящимся проповедовать слово Божие в других странах, среди чужих народов, приходится не один год просидеть над учебниками? «Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является», — пишет догматист священник Олег Давыденков.

От Отца через Сына в Духе Святом

Всесвятый Душе, исходяй из Отца и Сыном пришедый к безкнижным учеником,

Тебе Бога познавших спаси и помилуй всех.

Теперь зададимся вопросом: почему праздник, когда вспоминается и прославляется сошествие на Апостолов Святого Духа, называется Церковью Днем Святой Троицы? Почему богослужение Пятидесятницы в своих песнопениях и чтениях так глубоко и назидательно раскрывает всю сущность учения о Триипостасном Боге?

Потому что в день Святой Пятидесятницы завершается домостроительство нашего спасения, в котором равно участвует Отец, Сын и Святой Дух. «Чему быть благословил Бог Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, — то присвоить верующим снизшел ныне Дух Святый», — пишет святитель Феофан Затворник.

Божественная благодать является общей для всех Трех Лиц Святой Троицы. И Отец, и Сын, и Святой Дух участвуют в ее раздаянии. «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца через Сына в Духе Святом», — пишет святитель Афанасий Великий. Почему же мы привычно говорим о благодати Святого Духа? Потому, что благодать достигает нас, по слову святителя Василия Великого, в Ипостаси Духа Святого. Непосредственное усвоение нам благодати осуществляет именно Третье Лицо Пресвятой Троицы.

«Приидите людие, триипостасному Божеству поклонимся, Сыну во Отце, со Святым Духом: Отец бо безлетно роди Сына соприсносущна и сопрестольна, и Дух Святый бе во Отце с Сыном прославляемь: едина сила, едино существо, едино Божество. Емуже покланяющеся вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа: Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир: Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе», — слышим мы во время богослужения праздника.

Так, в день Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Святой Троицы. Догмат о Триипостасном Боге является основным в христианстве. Все богослужения нашей Церкви начинаются с прославления Святой Троицы. В таинстве Крещения Церковь возрождает человека к вечной жизни во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Кающемуся отпускаются грехи также во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. При погребении усопшего священник возглашает молитву: «Яко Ты еси воскресение, живот и покой.» — и заканчивает обращением к Пресвятой Троице.

Праздник попразднственный

Дух премудрости Твоея моим подаждь помышлением, дух разума безумию моему даруяй,

духом страха Твоего моя осени дела, и дух правый обнови в утробе моей,

и духом владычним мыслей моих поползновение утверди.

(Из молитвы коленопреклоненной

святителя Василия Великого)

Праздник Святой Пятидесятницы отмечали с великой торжественностью с первых веков христианства. Уже в Апостольских постановлениях мы встречаем указание: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (то есть Пасхи); сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».

День Святой Пятидесятницы, как мы слышим в церковных песнопениях, праздник попразднственный, будто венчающий, завершающий все великие двунадесятые праздники. На Божественной литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся.», что обусловлено древним обычаем крестить в этот день оглашенных.

Великая вечерня в день праздника совершается в соединении с Литургией. Во время вечерни читаются три коленопре­клоненных молитвы святителя Василия Великого. (Колена преклоняются впервые после Пасхи.) Эти молитвы священник читает, стоя на коленях в царских вратах лицом к народу.

Существует древний обычай в день Пятидесятницы украшать храмы и дома ветвями деревьев, разнотравьем и цветами. Вероятно, так еще по ветхозаветной традиции была убрана Иерусалимская горница, где Дух Святой сошел на Апостолов. Украшенные зеленью храмы и дома напоминают также о Мамврийской дубраве, где патриарх Авраам удостоился принять под видом трех странников Святую Троицу.

В понедельник после Пятидесятницы Церковью празднуется День Святого Духа. Седмица после Троицы — сплошная. Мясоед в среду и пятницу установлен не ввиду грядущего Апостольского поста, а по случаю величия праздника Святой Троицы. Как пишет церковный писатель XIII века епископ Цитр­ский Иоанн: «Разрешается (то есть отменяется) пост на седмицу по Пятидесятнице в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой равночестен Отцу и Сыну и по благоволению Их совершилось таинство нашего воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания».

Газета «Православная вера», № 11 (439), июнь 2011 г.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57 288&Itemid=3


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика