Татьянин день | Константин Рева | 10.06.2011 |
Каждый великий церковный праздник открывает пред нашим взором ту или иную сторону церковного бытия: суть нашей веры, содержание христианской надежды, реальную силу истинной любви, — то, что составляет глубинное содержание настоящей жизни каждого христианина и всей Церкви изо дня в день. Праздник как бы заостряет наше внимание на той или иной грани жизни в Боге, можно сказать, обновляя это знание. Именно с этим связано ежегодное воспоминание давно произошедших событий, которые до сих пор имеют особое непреходящее значение для всего мира и особенности для нас в Церкви. Одним из таких праздничных дней является день святой Пятидесятницы, который чаще всего называют днем Святой Троицы.
В этот день Церковь вспоминает событие, произошедшее на 50-й день после Воскресения Христова, когда на собранных в Сионской горнице учеников Господа Дух Святой сошел в виде языков пламени. По словам святителя Иоанна Златоуста, «апостолы получили огонь, чтобы попалить и истребить все грехи вселенной. Как огонь, упав в терние, легко истребляет его всецело, так и благодать Духа истребляет грехи людей».
Исполненные благодатью Святого Духа апостолы с дерзновением стали проповедовать о «великих делах Божиих», на разных языках. Огромная масса паломников, прибывших в Иерусалим на праздник Пятидесятницы из разных городов мира, часто уже с трудом говоривших на еврейском языке, услышали Благую весть о Христе на своих родных наречиях! Из уст неученых простых галелеян на разных языках лилась речь о новой жизни в Боге, что привлекло пристальное внимание множества народа. Проникновенная проповедь апостола Петра побудила около трех тысяч человек в тот же день сердцем воспринять веру в Мессию-Христа Иисуса и принять крещение во оставление грехов. Крестившиеся составили первую общину Церкви Христовой, став началом исторического бытия Тела Христова — Церкви в мире. Неудивительно, что именно день Сошествия Святого Духа на апостолов часто именуют днем рождения Христовой Церкви.
Это историческое событие, подробно описанное апостолом и евангелистом Лукой во второй главе книги Деяний святых Апостолов произошло почти две тысячи лет назад в Иерусалиме с конкретными людьми, и кажется, что оно не имеет прямого отношения к нам, людям XXI века. Но это мнение поверхностно, ведь оно не учитывает внутреннего смысла, того, что произошло в те дни на Святой Земле.
Сошествие Святого Духа на апостолов стало венцом Божьего домостроительства спасения человеческого рода, потому что все те великие «дела Божии», которые предшествовали этому событию (Рождество Христово, Его Крещение на Иордане, Преображение на Фаворе, Божественные Страдания и Смерть на Голгофе, всесветлое Воскресение Христово и преславное Вознесения на Елеонской горе) именно через принятие апостолами благодатных даров Духа Святого в день Пятидесятницы стали актуальными для всей Церкви в целом и каждого христианина в частности на все времена.
По словам святителя Иоанна Златоуста, «древние пророки, хотя сами и имели Духа, но другим не сообщали; апостолы же, напротив, исполнили Духом безчисленное множество людей».
Важно заметить, что дарование изобильных даров Святого Духа апостолам стало началом нескончаемой жизни Духа в Церкви Христовой. Однажды зажженная свеча-Церковь светит тем же огнем Духа по сей день и будет светить до скончания века, ведь, по словам Господа, «не мерою дает Бог Духа» (Ин.3,34). Благодатные дары, в обилии излитые на учеников Христовых, словно огонь от свечи к свече, стали передаваться от апостолов к ученикам. С этого времени каждый человек, который входит в Церковь, через крещение и миропомазание приобщается тех же даров Святого Духа, что и ученики Христовы в день Пятидесятницы, поэтому каждого христианина без сомнения можно назвать участником той самой Пятидесятницы.
Само же по себе принятие даров Святого Духа дает каждому христианину возможность стать реальным участником жизни во Христе и со Христом, то есть возможность приобщится к Тому, Кто исполнил всякую правду: стал новым Адамом, исцелил и преобразил человеческое существо, став человеком, оставаясь истинным Богом; добровольно пострадал и умер; победив грех и смерть — Воскрес. В святом крещении мы соумираем со Христом и восстаем от мертвы вместе с Ним. Его смерть становится нашей смертью, Его Воскресение — нашим воскресением, Его жизнь — нашей жизнью, поэтому и восклицает апостол Павел о своей христианской жизни «я сораспялся Христу, уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2,19−20). Вот эта преображенная жизнь во Христе приобщает нас самым непосредственным образом ко всем событиям земного пути Господа Иисуса, которые Он подъял «нас ради человек и нашего ради спасения». Это приобщение Христу всякого человека стало реальным лишь после сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы, поэтому воспоминание об этом событии с такой торжественностью ежегодно совершается в Церкви.
Издревле осмысление данного события занимало умы церковных авторов в особенности гимнотворцев, которые создали удивительный корпус церковных гимнов, который звучит в этот день во всех Православных храмах. Содержание практически всех песнопений этого дня настолько глубоко с богословской точки зрения, что его крайне трудно сразу же воспринять не только в переводе, но даже на языке оригинала. Это связано с тем, что одной из центральных тем гимнографии праздника Пятидесятницы стало осмысление той полнота ведения Бога в Троице, которое было даровано миру через сошествие Святого Духа на апостолов.
Как известно, в течении человеческой истории Богоявления происходили не раз, в том числе явление Бога в Трех Лицах, но эти теофании не сообщали того реального знания о Боге и, главное, ведения Самого Бога, как это произошло в день Пятидесятницы. Ведь через Сына Божия мы познали Отца (Ин.14,9−11), через Него же в мир был послан Дух Святой (Ин.16,7). Именно посредствам благодати Святого Духа ниспосланной в день Пятидесятницы, мы облекаемся во Христа, Который пребывает с нами до скончания века (Мф.28,20), а через Сына Божия мы познаем Отца, то есть имеем возможность истинно приобщиться к Богу «в Троице славимому». Неудивительно, что с древних времен этот праздник стал именоваться днем Святой Троицы.
Со дня сошествия Святого Духа на апостолов благодатной возможностью подлинного Богообщения одаренны все чада Церкви Христовой. Те, кто смог реализовать эту возможность должным образом, почитаются в Церкви как святые. Следовать их примеру Церковь Христова призывает всех своих верных чад.
Святые жили в разное время и в разных местах, имели различное социальное положение, их подвиги были самыми разнообразными, но, несмотря ни на что, они смогли обрести то неложное спасение, которое даровано миру посредствам благодати Святого Духа в день Пятидесятницы. Неслучайно в первое же воскресение после Пятидесятницы совершается память «всех святых от века Богу угодивших»: святые предстают перед нами как зримый пример того, что спасение доступно каждому в Духе Святом.
Вместе с тем, бесчисленный сонм всех святых от века Богу угодивших, будучи торжеством святости реальных людей, некогда живших и подвизавшихся в различных концах Света в разное время, для многих наших современников остается чем-то далеким, расплывчатым, заоблачным и просто недостижимым. Потому промыслительно, что в некоторых Поместных Православных Церквях ко второму воскресению после Пятидесятницы были приурочены соборные памяти святых, прославившихся своими подвигами в конкретной Поместной Церкви. В Русской Православной Церкви в свою очередь, ввиду ее огромных просторов и пространности списка Русских святых, помимо памяти всех святых в земле Российской просеявших, в третье воскресение после Пятидесятницы и в некоторые иные дни года были установлены соборные памяти святых различных епархий. Что во многом позволяет на конкретных примерах жизни святых, подвизавшихся рядом с нашими предками в наших городах и селах, ясно увидеть, что святость это реально достижимая цель христианской жизни. Соборным памятям Русской Церкви будет посвящена отдельная публикация.
Дух Святой — Утешитель, исходящий от Отца, почивающий в Сыне, всегда воспринимался в христианской традиции как оживляющее все начало, именно поэтому зримым символом дня святой Троицы стала свежая трава и молодые покрытые зеленью березки, которыми на Руси обильно украшают храмы в этот день.
Уникальной особенностью богослужения дня святой Пятидесятницы являются особые коленопреклонные молитвы, которые читаются на вечерне не накануне, а в самый день праздника. Церковная традиция чаще всего приписывает их перу святителя Василия Великого. Эти молитвы довольно большие по объему, но вместе с тем крайне содержательные и богословски глубокие. В них соборный голос Церкви возвышается к Единому Богу в прошениях о благостоянии в мире Самой Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших (в том числе и «во аде держимых»). Эти молитвы позволяют ощутить то великое единение всех людей, принявших некогда Христово благовестие, которое стало возможно лишь благодатью Святого Духа, ниспосылаемой в мир со дня святой Пятидесятницы.