Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 09.06.2011 |
Родился святой в 1337 году в Волоколамске от дворян Поскочиных, при рождении был назван Феодором. Юность Феодор провел благочестиво, помогая неимущим, пытаясь поступать во всем по заповедям Божиим. Понемногу усиливалось в нем желание оставить мир, и на сороковом году Феодор удалился из Волоколамска в Москву. Здесь в Симоновом монастыре Феодор принял пострижение с именем Ферапонт. С полным послушанием выполнял Ферапонт все возлагаемые на него заботы и вместе с этим постоянно пребывал на службах церковных. Настоятель, видя усердие Ферапонта во всяком деле, нередко посылал его в ближние и дальние места по монастырским делам.
Однажды он был послан на Белое озеро. Исполнив поручение настоятеля, преподобный пожелал поближе познакомиться с Белозерской страной, обошел ее по разным направлениям. И полюбились ему густые леса, непроходимые болота, множество рек и озер. Ферапонт решил поселиться среди этой дикой природы, так соответствующей уединению и безмолвию иноческой жизни. Место было окружено густым лесом и лежало между двумя живописными озерами. Здесь преподобный поставил келью, вскопал землю, насадил овощей. Первое время в пустыне было очень тяжело для Ферапонта, на много километров вокруг не было человеческого жилья, только рев диких зверей прерывал безмолвие леса.
Нередко разбойники нападали на преподобного, желая найти у него богатство, но, увидев стремление его к нищете и иноческому уединению, оставили в покое. Когда окрестные жители узнали, что среди белозерских лесов находится великий подвижник, многие стали приходить к Ферапонту и селиться около его кельи. По просьбе иноков Ферапонт построил храм в честь Рождества Божией Матери, поставил кельи, учредил в новой обители общежитие. Молитва и неослабный труд, ремесла разного рода, переписывание книг были постоянным занятием братии. Братия просили Ферапонта быть настоятелем, но он по глубокому своему смирению отказался, и тогда братия по его благословению избрали себе игумена. Но хотя Ферапонт и не принял на себя этого сана, все-таки он оставался главным духовным руководителем братии, назидая их словом и примером. Скончался святой в 1426 году, 90 лет от роду. Мощи его покоятся в соборном храме Лужецкой обители под спудом. Московский Собор 1547 года причислил преподобного к лику святых.
Многие и многие подвижники, не успокаиваясь успехами в мире, уходили в пустыни, чтобы постигнуть науку из наук, искусство из искусств, — духовную жизнь в молитве, в послушании, в изучении святоотеческого наследия и духовной мудрости, которая способствует просвещению ума, сердца, научению человека высочайшей мудрости в различении добра и зла и выборе добра. Сейчас таких подвижников, конечно, уже нет, оскудела не только земля Русская, но и весь мир. Но, тем не менее, каждый из нас может вступить на путь жизни духовной, изучения опыта святых отцов, Священного Писания, чтобы обрести мудрость, которой так часто не хватает в жизни. Бывает, что человек вроде бы и намерения благие имеет, но в результате получается все не так. Одна сестра рассказывала: когда у нее муж сильно запил, она решила, что пришло время ему помочь, благо, что инструментов в современной медицине вполне достаточно; решили его закодировать. Договорилась со знакомыми врачами, те сказали: давайте не будем ставить ему никакие препараты, поставим обычный хлористый. Поставили укол, сделали соответствующее внушение. Человек этому поверил — пить перестал. Зато начал блудить. Да так, что в результате распалась семья. И до сих пор уже поседевший и далеко не молодой человек остановиться не может.
Почему? А потому что с дьяволом, который держит человека на крючке страстей, справиться можно только действием благодати Божией. И даже если человек использует, по людским нормам, законные методы, ставя преграды на пути страсти, она перетекает в другое русло, усиливая иную страсть. Кто с этим сталкивался, конечно, подтвердит мои слова: когда человек кодируется от пьянства, он начинает гневаться, раздражаться или впадает в уныние, кроме телевизора совершенно ничего не видит. Или, как в том случае, начинает гулять направо и налево. Страсти в нашей душе врачуются только постом и молитвой, покаянием и усердной духовной жизнью.
Другой пример отсутствия мудрости. Рассказывает женщина, что у нее в молодости была ошибка, в результате которой наступила беременность. Но в это время она уже была замужем, ребеночек родился, и она сказала, что это сын от мужа. И муж принял его как своего и воспитал, много лет уже прошло, а женщина эта все мучается муками совести: сказать или не сказать мужу, что сын-то не его. Спрашивается, зачем? Ведь отец не тот, кто родил, а тот, кто воспитал. И относятся сын к мужу, как к отцу, и отец к сыну по-отцовски. А то, что внутри такая мука, — это повод для покаяния, для Исповеди. Не стоит разрушать самое дорогое в жизни у человека, семью, каким-то неправильным представлением о честности. Женщина говорит, что надо честно рассказать, что так и так было; а что доброго будет в результате этой правды? Пусть грех будет поводом для памяти о собственном беззаконии, для покаяния и сокрушения сердечного. Но своего личного не нужно на других возлагать — это неудобоносимое бремя.
Очень много возникает разных недоумений, ошибок, когда человек встречается с неправдой, с грехом другого человека. И здесь тоже часто не хватает мудрости. Вроде бы намерения благие, хотим как лучше, а ничего не получается. Поэтому нужно воспитывать в себе правильное устроение души, правильный взгляд на ситуацию.
Об этом говорит преподобный авва Дорофей. Один инок умел во всем видеть хорошее. Приходит в келью одного брата, а у того беспорядок, пыль и грязь. И он говорит: как духовный брат усерден в духовной жизни, никакого внимания, сил и времени не хватает ему на мирскую жизнь! Заходит в келью другого брата, у того порядок, чистота, все по полочкам разложено. И он говорит себе: как прекрасна душа у этого брата, она настолько стройна и красива, что эту красоту человек созидает и вокруг себя. И так, где бы он что ни встречал, всегда находил во всем положительное, светлые стороны. Вот это воистину мудрость, воистину благодатное состояние! Будем и мы с вами, дорогие братья и сестры, учиться у святых рассуждать, размышлять, и выбирать, что есть воля Божия.