Русская линия
Седмицa.Ru09.06.2011 

Святой Иоанн Русский, исповедник

9 июня Русская Церковь отмечает память святого Иоанна Русского (+1730), Святой Иоанн Русский, исповедникпоказавшего истинный пример исповедничества христианской веры. Несмотря на жестокие пытки и испытания, которыми турки пытались склонить его к принятию ислама, святой Иоанн остался верен христианству.

Иоанн Русский [греч. ᾿Ιωάννης ὁ Ρώσσος] (ок. 1690−1730), прав., исп. (пам. 27 мая). Род. в Малороссии, служил солдатом в армии Петра I и был взят в плен во время Прутского похода (1711). Иоанн Русский был продан в рабство турецкому аге, начальнику конницы, жившему в Каппадокии в г. Прокопион (ныне Ургюп, Турция). Турки старались жестокими побоями и оскорблениями склонить И. Р. к принятию ислама, его бросали в навоз, жгли кожу и волосы на голове, но он проявил себя стойким исповедником христ. веры. И. Р. ухаживал за скотом и жил в стойле рядом с лошадьми. Безропотно и добросовестно исполняя все приказания хозяина, в вопросах веры И. Р. проявлял необычайную твердость. Со временем ага и его жена, видя честность и усердие И. Р., стали доверять ему и предложили переселиться из конюшни в небольшое помещение при сеновале, но И. Р. отказался. Днем он работал, а ночью возносил молитвы Господу. Изнуряя тело постом, И. Р. отдавал пищу бедным греч. семьям. Каждую субботу он причащался в пещерной ц. вмч. Георгия. И. Р. говорил, что Господь для его спасения судил ему жить в рабстве и на чужбине.

Во время хаджа аги в Мекку в его доме собрались родственники и хозяйка приготовила угощения. И. Р. попросил у нее блюдо плова — любимого кушанья господина, обещая отправить плов в Мекку. Хозяйка подумала, что И. Р. хочет раздать еду бедным, но исполнила его просьбу. И. Р., уединившись, обратился с горячей молитвой ко Господу, и блюдо чудесным образом было перенесено в Мекку. Вернувшись вечером из большой мечети на постоялый двор, голодный ага был крайне удивлен, найдя в запертой комнате горячий плов. На медном блюде он увидел клеймо, к-рым была помечена вся металлическая посуда в его доме. Он привез блюдо с собой в Прокопион, и так все узнали о чуде.

Своей праведной жизнью И. Р. снискал уважение всех жителей Прокопиона — турок, греков и армян, считавших его любимым Богом праведником. Ага и его жена хотели освободить И. Р. и просили его переселиться из конюшни в домик, но он снова отказался. Перед смертью И. Р. пожелал причаститься. Священник, боясь прийти в дом аги, прислал ему причастие внутри яблока. Тело И. Р. было погребено рядом с пещерной ц. вмч. Георгия. В нояб. 1733 г. И. Р. явился во сне причащавшему его священнику и сказал, что его тело осталось нетленным. Над могилой святого появился огненный столб. Когда греки открыли гробницу, то обрели благоухающие нетленные мощи. Верующие перенесли их в церковь и положили в специально устроенной раке.

У мощей происходили многочисленные случаи чудесной помощи и исцелений по заступничеству И. Р.: парализованные начинали ходить, бесноватые успокаивались, слепые прозревали, больные исцелялись. Могила И. Р. стала местом паломничества всей Каппадокии.

В 1832 г., во время войны султана Махмуда II с егип. правителем Ибрагим-пашой, Прокопион был взят янычарами, к-рые разорили ц. вмч. Георгия, а мощи И. Р. выбросили из раки и решили сжечь на костре. Когда они развели огонь, то увидели, что вынесенные во двор мощи чудесным образом вернулись в раку. Они взяли останки святого и бросили в костер. В этот момент они увидели посреди огня живого И. Р., грозившего им. В ужасе янычары бежали, оставив награбленное. Возвратившиеся христиане нашли мощи И. Р. целыми, но почерневшими от копоти.

Через неск. лет жители Прокопиона выстроили большую ц. во имя свт. Василия Великого. В 1845 г. они перенесли туда мощи И. Р., но они дважды исчезали из нового храма и оказывались в ц. вмч. Георгия. На третий раз прихожане отслужили молебен и совершили всенощное бдение перед перенесением, обращаясь с молитвой к И. Р. После этого мощи святого обрели покой в храме свт. Василия Великого. Служба с Житием И. Р. анонимного автора была издана в 1849 г. в Афинах (на средства к-польских судовладельцев, уроженцев Прокопиона); в 1899 г. она была переработана и переиздана в К-поле М. Гедеоном.

В 1862 г. одна из жительниц Прокопиона увидела во сне И. Р., поддерживающего крышу школы. На следующий день крыша обрушилась, но никто из детей не пострадал. В 1874 г. И. Р. открыл во сне потомкам аги убийцу их дочери и место захоронения тела.

Несмотря на многократные попытки, И. Р. чудесным образом не допускал, чтобы его мощи делили на части. Исключением является перенесение в 1880 г. десницы святого в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь на Афоне. Один из иноков мон-ря, Андрей, в 1878 г. был чудесно спасен по молитве И. Р. на обратном пути из Прокопиона. На средства насельников Пантелеимонова мон-ря в Прокопионе в 1886—1892 гг. был возведен храм во имя И. Р. В 1898 г. в него были перенесены мощи святого из ц. свт. Василия Великого.

В 1924 г., во время греко-тур. обмена населением, жители Прокопиона увезли мощи И. Р. на о-в Эвбея. Место нового поселения они назвали Неон-Прокопион (ныне Прокопи). Мощи святого были помещены в ц. св. равноапостольных Константина и Елены. В 1930 г. было начато строительство величественного храма во имя И. Р. Во время гражданской войны в Греции Сев. Эвбея избежала кровопролития, как и предсказывал И. Р., являясь местным жителям и обещая свое покровительство.

Церковь начала действовать 27 мая 1951 г. и окончательно была завершена в 1969 г. В 1980 г. был пристроен пронаос. Роспись начата в 80-х гг. ХХ в. худож. С. Папастаматиу и продолжается в наст. время С. Сергиадисом. Старейшая из хранящихся в храме икон — образ И. Р. со сценами жития — датируется ок. 1790 г. Мраморный иконостас выполнен в 1959 г. И. Филиппотисом, представителем Тиносской школы скульпторов. Некоторые из помещенных в нем икон созданы старцем Даниилом Катунакийским. К мощам святого стекаются тысячи паломников. Настоятель храма прот. Иоанн (Вернезос) собрал факты и предания о жизни и чудесах И. Р., записывая рассказы старых переселенцев из М. Азии. Однажды во время вечерней службы, кадя перед ракой с мощами святого, он подумал, как хорошо было бы для издания новой книги иметь фотографию блюда, некогда перенесенного по молитве И. Р. из Прокопиона в Мекку. Через неделю в Неон-Прокопион приехала г-жа Линардату из Спарты. Она рассказала, что во сне ей явился святой и велел отыскать среди хранившихся в подвале вещей, к-рые ее отец привез из М. Азии, медное блюдо и, почистив, доставить его в Неон-Прокопион. Т. о. реликвия оказалась в храме во имя И. Р. Там же хранится солдатский пояс И. Р., на пряжке к-рого изображен двуглавый орел. Паломники, приезжающие в Прокопи, по обычаю, надевают пояс и головной убор, освященные на мощах И. Р.

Среди чудес И. Р.- исцеления, вразумление заблудших, спасение моряков, помощь в суде и др. Особое покровительство святой оказывает детям.

В 1962 г. имя И. Р. было внесено в календарь РПЦ. Он был прославлен в лике праведных, тогда как Греческими Церквами И. Р. чтится как преподобный. В 1967 г. в ЖМП (№ 11. С. 73−79) была опубликована составленная митр. Никодимом (Ротовым) полиелейная служба И. Р. Впоследствии там же были изданы молебный канон И. Р., переведенный с греч. языка (ЖМП. 1980. № 6. С. 72−75), и служба И. Р., сохранившаяся в рукописи нач. ХХ в. из Русского вмч. Пантелеимона монастыря на Афоне (Там же. 1983. № 7. С. 35−39). Обе службы и канон И. Р. помещены в совр. рус. Минее под 27 мая (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 173−202).

Об-вом во имя И. Р. (создано в 1962) были построены: гостиница для паломников, 2 приюта для сирот, 2 богадельни, студенческое общежитие, детский лагерь и др. благотворительные учреждения. Близ Пефкохори на п-ове Кассандра в 1989 г. был создан мон-рь во имя Иоанна Русского.

Лит.: Βερνέζος ᾿Ι. Νέα θαύματα ῾Αϒίου ᾿Ιωάννου τοῦ Ρώσου. ῾Ιερὰ Μονὴ Παρακλήτου, ᾿Ωρωπός ᾿Αττικῆς, 19 901, 20 064 (рус. пер.: Вернезос И., протоиерей. Новые Чудеса св. Иоанна Русского / Мон-рь Параклит. Оропос, 20 064); Св. прав. Иоанн Русский. Фессалоники, 1992; Святой праведный Иоанн Русский: Житие. Новые чудеса / ТСЛ. Серг. П., 1995; Χρυσόστομος (Τριαντάφυλλος), ἀρχιμ.῾Ο ῞Οσιος ᾿Ιωάννης ὁ Ρώσσος. Χαλκίδα, 2000; Βίος κα ἀσματικὴ ἀκολουθία ᾿Ιωάννου τοῦ Ρώσσου / ᾿Επ. Α. Κόντοϒλου. Προκόπιον Εὐβοίας, 2004; Святой праведный Иоанн Русский: Житие, чудеса, служба. М., 2005; Μονές Ευβοίας // Μοναστήρια και Προσκυνήματα της Ελλάδας. Αθήνα, 2009. Τ. 11. Σ. 68−95.

Статья опубликована в 24-м т. «Православной энциклопедии», с. 598−600

http://www.sedmitza.ru/text/1 224 910.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru