Русская линия | Полковник Анатолий Анастасян, Игумен Алексий (Просвирин) | 08.06.2011 |
Широкомасштабные военные реформы как-то стороной обходят такой важный вопрос, как патриотическое воспитание военнослужащих. А он требует особого внимания. Ведь если человек в погонах не патриот Отечества, то не только реформы, но и само существование армии, других силовых структур просто теряет смысл. К сожалению, эту, казалось бы, очевидную истину в наше время начинают забывать, а то и откровенно игнорировать.
Очевидно, что патриотизм не рождается на голом месте, его необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И, конечно, чем раньше, тем лучше. Не будем касаться явных пробелов в системе патриотического воспитания допризывной молодёжи. Начнём с того момента, когда молодые люди уже пришли служить в армию. Уставом внутренней службы эта почётная обязанность возложена на офицеров воспитательных структур. Они должны «формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому догу и Военной присяге, патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества». Интересно, после реформирования ВС много ли осталось в строю самих офицеров воспитателей и кому тогда адресована статья в уставе? Полемизировать по этим вопросам не входит в наши планы. Да и не столь важно, кто формально будет отвечать в армии за патриотизм -офицеры воспитательных структур, сами командиры или же их новые помощники по работе с верующими военнослужащими, священнослужители. Важнее, как достичь результата.
К сожалению, сам процесс воспитания зачастую осложняется невысокими морально-волевыми качествами многих самих воспитателей. В подтверждении этого приведём даже не статистку офицерской преступности (в прошлом году ими, например, во внутренних войсках совершено почти каждое третье преступление), а данные социологического исследования, проведённого не так давно в Сибири. По его результатам патриотами себя считают менее трети опрошенных офицеров, а почти 75 процентов из них сожалеют о выбранной профессии. Ни один из респондентов не назвал среди причин, по которым он проходит службу, чувство долга, патриотизм и т. п. Чаще всего на службе их удерживает, увы, ожидание пенсий, квартир, жилищных сертификатов… Тяжело и больно это читать и осмысливать. Но факты есть факты, с ними нужно работать, их надо анализировать.
Что же случилось с нашими офицерами, с теми, кто изначально призван быть хребтом армии и опорой государству? Процитируем фрагмент вышеупомянутого исследования: «Изменилась система ценностей офицерского состава. Самопожертвование сменили собственные интересы, принципиальность и честность сменились гибкостью и лояльностью, обязанность, долг и ответственность — карьеризмом и личной безопасностью, стремление к служебному росту сменилось нежеланием нести бремя личной ответственности за состояние дел, качество и последствия принимаемых решений, решительность и воля сменились равнодушием, ленью и личной трусостью». Почему это произошло, мы попытаемся ответить чуть ниже, поскольку сами авторы исследований, военные учёные в конце своей работы не найдя объяснений этому вопрошают: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, из каких компонентов он состоит?» Как говорится, приехали.
Неуставная любовь
Между тем, патриотизму можно дать самое правильное научное толкование и обоснование, но смысл слова и так понятен каждому. В трактовке изданного институтом русского языка АН СССР академического словаря, патриот — это «тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, Родине». Корневое слово здесь любовь, но именно о ней в уставах, других документах, приказах и наставлениях, регламентирующих служебно-боевую деятельность и отношения между военнослужащими, сказано очень мало, либо не сказано ничего. Интересно, почему? Может быть, оттого, что принято считать, мол, любви в армии не место? Но нельзя же, в самом деле, считать себя любящим Отечество патриотом, ни в грош при этом не ставя со-отечественников, первые среди которых твои сослуживцы! Можно ли требовать от солдата или офицера высоких чувств к России, за которую он должен отдать свою жизнь, если придя в армию, в конкретное подразделение, защитник Родины не найдёт у своих сослуживцев и командиров не то чтобы хоть частички любви, но даже тени уважения, элементарной заботы? Получается неурядица, замкнутый круг.
Очевидно, что патриота невозможно воспитать без любви. Что говорит об этом исторический опыт, наша славная военная история? Возьмём лучшие её страницы — времена Суворова. Были ли полуграмотные солдаты его армии патриотами? Без сомнения! Причём, даже не подозревая об этом. И без всяких с ними дополнительных воспитательных мероприятий. Патриотами их сделал традиционный для того времени общинно-приходской уклад жизни, да сельский священник. Повезло им и с командиром. Кто ещё лучше Александра Васильевича коротко и ясно выражал свою любовь к Родине, к своим солдатам не только словами, но и делом, т. е. службой, всей своей жизнью?
Во время знаменитого швейцарского похода его солдатам часто приходилось мёрзнуть и голодать. 70-летний полководец намеренно переносил вместе с ними все тяготы и лишения, хотя, конечно, имел возможности избежать их. Завидев однажды своих гренадёров во время привала в Италии на берегу реки, из которой они, голодные, черпали ложками воду, полководец уселся рядом. Потребовал себе такой же столовый прибор и стал хлебать вместе с ними «италийский суп», нахваливая его: «Помилуй, Бог, как вкусно!». А затем обратился к солдатам: «Ничего, братцы, французишки близко, один переход. У них для нас всего приготовлено, напечено, да наварено. Всё наше будет!». Солдаты рассмеялись удачной шутке и были готовы и дальше идти вперёд за любимым командиром, несмотря на усталость и пустые желудки.
Или другой пример в том же походе, когда перед штурмом грозного, непреступного с виду Сен-Готардского перевала, его чудо-богатыри вдруг дрогнули и вознегодовали: «Не пойдём! Это верная гибель!». Выслушав их, Суворов без ругани и крика приказал выкопать прямо на дороге яму, лег в неё и заявил: «Заройте меня в землю и оставьте здесь своего генерала. Вы — не мои дети, а я вам боле не отец. Лучше мне умереть». Оцепенев, солдаты уже через минуту ринулись в бой и. взяли непреступный перевал. Что ими двигало? Конечно, сыновья любовь к своему командиру.
Хватало подобных ярких примеров в нашей армии и в дальнейшем до тех пор, пока люди были способны жертвовать собой. Вот и ответ учёным мужам — полковникам, вопрошавшим: «Во имя чего должен служить офицер?» и «Что такое патриотизм военнослужащего, из каких компонентов он состоит?» Во имя любви и из любви, прежде всего. Если по-настоящему любишь, то на всё готов: лечь на амбразуру; подняться под пулями снайпера в атаку; спасая людей, войти в горящий дом… В этом же и «первопричина изменения системы ценностей у офицерского состава»: в оскудении жертвенной любви, обращение её на себя.
От чистого сердца
Отчего же она так оскудела то? И солдат вроде грамотных призывают, и офицеры сплошь с высшим, а то и с несколькими высшими образованиями, да и про патриотизм и войсковое товарищество наверняка все слышали. Очевидно, что любовь не зависит от уровня образованности и полученных знаний. А отчего чего же тогда? Мы вынуждены разочаровать читателей атеистов, но убеждены, что любовь — это вовсе не продукт деятельности мозга, не результат психологических упражнений или усилий воли. Любовь даётся человеку Богом от рождения, как дар. Но не все готовы воспринять и сохранить её в полной мере. Почему? В Евангелие сказано: «Блаженны чистые сердцем, потому что они Бога узрят». Примерно то же о чистоте сердец сказано и в Коране. Кто же эти люди с чистым сердцем? Священник II драгунского Санкт-Петербургского полка протоиерей Сергей Белявский в составленном им для своих солдат кратком воинском справочнике-катехизисе отвечал на этот вопрос так: «Чистые сердцем — люди очень высокой духовности. Чистота сердца требует полного уничтожения порочных мыслей и желаний.»
Из-за того, что сердца наших воинов полны «порочных мыслей и желаний» — т. е. различных страстей и эгоизма, — у многих нынешних офицеров и нет той суворовской любви к Родине, к подчинённым, а у солдат соответственно — веры и преданности им. По той же причине, нет и ощутимых результатов в борьбе с преступлениями, связанными с насилием над сослуживцами. И процесс этот зашёл достаточно далеко. Чтобы остановить его, прежде всего, нужно исцеление, очищение сердец. Здесь очень хорошо может помочь, например, таинство исповеди — разговора по душам один на один со священником, когда человеку открывается вся глубина, все тайны его сердца, в котором, как казано в Библии, и скрывается зло.
Без сомнения эффективными будут так же различные, давно известные формы и методы воспитательной и социально-психологической работы, проводимой на высоком профессиональном уровне (об этом чуть ниже). Но только в том случае, если делаться она будет не для «галочки», а с любовью к людям, от чистого, так сказать, сердца!
Учиться любить
Итак, для воспитания патриота крайне важно, насколько воин и прежде всего офицер имеет чистое сердце, способен на самопожертвование. Увы, далеко не всем это по силам. Вспомним приведённые выше выводы исследования. Какое самопожертвование может быть у равнодушных и трусливых карьеристов, не желающих обременять себя хоть какой-то ответственностью? И поэтому часто вместо работы над собой, над своими недостатками, приходиться слышать отговорки таких офицеров, мол, солдаты пошли не те, не так, де, воспитаны.
Конечно нынешние солдаты на первый взгляд не чета суворовским чудо-богатырям, героям Бородинского поля или своим прадедам — освободителям Европы от фашистской чумы. И всё-таки именно они (других, слава Богу нет) являются наследниками славных побед предков, сохраняя на генном уровне зёрна той жертвенной любви, которые делают их настоящими патриотами. Это подтвердили события на о. Даманском, война в Афганистане, ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, боевые действия на Кавказе.
В годы Великой Отечественной войны в рядах Красной Армии, на фронте были ведь не только комсомольцы-добровольцы, но и уголовники-рецидивисты и юноши из репрессированных, раскулаченных семей. Неужели они больше любили советскую Родину, чем нынешнее поколение молодёжи нашу Россию? Вряд ли. Но пройдя вместе со своими командирами, со своим народом сквозь горнило тяжких испытаний, их сердца, очищенные и закалённые страданиями, пробудились к этой любви. И поэтому была одержана Победа.
Чтобы победить в войне грядущей, необходимо готовиться к ней заранее. Готовиться, прежде всего, сердцем, учиться любить. И это не филантропия, не пацифизм, не толстовство, а самое верное средство поддержания обороноспособности и национальной безопасности, знакомое нашим предкам с давних пор: «Нет больше той любви, кто душу подложит за други своя». Даже в войнах с применением высокоточного супероружия и высоких технологий победит в итоге тот, кто больше любит свою Родину, народ.
Развить и укрепить эту любовь смогло бы, например, более углублённое знакомство с отечественной историей: посещение памятных, святых для каждого русского человека мест, а так же музеев, мемориалов, монастырей; поездки по местам боевой славы, неформальные встречи с ветеранами войн, локальных конфликтов, людьми с интересной судьбой; проведённые на высоком уровне различные культурно-просветительные мероприятия. Сеять разумное, доброе, вечное. Всё это работа офицеров. Тех, которые считают себя патриотами.
Если завтра война.
К великому сожалению, в наше время всё больше появляется командиров, которые не особенно жалуют тему патриотического воспитания подчинённых. Ведь не за это с них будут спрашивать старшие начальники и проверяющее. Патриотизм в наше время легко определяется по отчётным документам и журналу посещаемости военнослужащими занятий по общественно-государственной подготовке. А если завтра война? Ну, во-первых, такие командиры, очевидно, надеются, что она, как водится, всё спишет; а, во-вторых, по их мнению, война наступит когда-нибудь потом, когда они благополучно уйдут на пенсию и, может быть, будут писать мемуары о том, как они доблестно служили Отечеству, защищали Родину.
В одной из подмосковных частей в ожидании визита большого начальства подобный командир взял да и отменил за неделю до важного визита обеденный перерыв для всех подчинённых, проходящих службу по контракту. В качестве, так сказать, тренировки, чтобы «лишние люди» не попались на глаза начальству в день приезда. И не беда, что этим нарушался распорядок дня, элементарные права военнослужащих, наносился вред их здоровью, а может быть, самое главное — страдал командирский авторитет. Ведь ей Богу, вряд ли пойдут в бой подчинённые за таким командиром, даже если он, дерзнув подражать Суворову, ляжет в вырытую по его же приказу могилу.
Без настоящей, непоказной любви к Родине, к своим подчинённым, невозможно воспитать настоящих патриотов, а значит трудно выполнить поставленную боевую задачу, добиться элементарного правопорядка.
Полковник Анатолий АНАСТАСЯН,
начальник 1-го отдела — заместитель начальника управления по работе с личным составом ГКВВ МВД России,
Игумен Алексей (ПРОСВИРИН),
священник храма Вознесения Господня у Серпуховских ворот г. Москвы
http://rusk.ru/st.php?idar=48881
Страницы: | 1 | |