Русская линия
Санкт-Петербургские ведомости Л. Леусская04.06.2011 

Вигвам цесаревича

Музей-заповедник «Царское Село» продолжает осваивать Александровский дворец. Царская СемьяВпервые за последние восемь десятилетий для публики открылись комнаты, где проходила жизнь императорских детей. Развернутая здесь выставка так и называется «Александровский дворец. В гостях на Детской половине»

Маленький царевич Алексей воображал себя индейцем. В день вернисажа Детская половина утопала в букетах сирени. Бывшие личные комнаты детей Николая II наполнились игрушками, книгами, фотографиями, мундирами, платьями… Владельцы этих вещей смотрят с фотографий и портретов. Создать ощущение их незримого присутствия удалось дизайнеру выставки — известному театральному художнику Эмилю Капелюшу. Кажется, вот-вот на первом этаже императрица зазвонит в колокольчик и на лестнице послышится топот детских ног.

У Александровского дворца особая судьба. Кваренги строил его по заказу Екатерины в качестве свадебного подарка венценосной бабушки любимому внуку. Но Александру Павловичу больше нравился Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец.

Семейным гнездом царствующей семьи Александровский дворец стал во время правления Николая I. Императорская чета проводила здесь большую часть года. Детские воспоминания Александра II, Александра III, Николая II, их братьев и сестер связаны с этим дворцом.

Для последнего российского императора любимый дворец в Царском Селе был местом, где он из монарха превращался в частное лицо — любящего мужа и отца. По воле судьбы именно здесь его семья провела последнюю ночь перед дорогой к гибели.

Интересно, что мемориальная экспозиция Детской половины просуществовала до конца 1931 года. Ее могли закрыть двумя годами раньше, так планировали власти. Но интерес к этим интерьерам был настолько велик, что, как только в прессе появились сообщения о ликвидации, в Наркомпрос и Совнарком хлынули письма протеста. После закрытия музея напоминанием о личных комнатах царских детей остались уникальные акварели художников Яр-Кравченко и Непринцева.

Сегодня благодаря выставке на Детскую половину на время вернулись мемориальные вещи, оказавшиеся в разных собраниях: в Музее игрушки Сергиева Посада, музее-усадьбе «Останкино», в Театре кукол С. В. Образцова. Около двух сотен экспонатов сформировано тематически. «Семейное гнездо Романовых» представляют портреты членов семьи Николая I, мундиры, одежда, игрушки его детей. Замечательный детский мебельный гарнитур великого князя Александра Николаевича прибыл из собрания московского музея-усадьбы «Останкино».

В разделе «Августейшая семья Николая II» в витринах крестильное платье наследника цесаревича, покрывало, подаренное французским правительством на рождение великой княжны Анастасии Николаевны, шефские платья великих княжон, шефские мундиры цесаревича.

Один из самых интересных интерьеров Детской половины — Игральная комната. Она предназначалась для великих княжон, а после их взросления перешла цесаревичу Алексею. Из Музея игрушки в Сергиевом Посаде вернулся вигвам — соревновательная игра начала прошлого века. Недавно было установлено, что и кукольный театр, ныне хранящийся в московском Музее театра кукол, принадлежал наследнику российского престола.

Книги, ноты, учебные принадлежности, расписание занятий рассказывают о воспитании и образовании императорских детей. Снимки дают представление о мужестве и силе духа семьи, пережившей арест в родном доме, терпеливо, не теряя достоинства сносившей новые условия жизни.

Директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова прокомментировала открытие выставки на Детской половине Александровского дворца: «Не случайно выставка расположена именно здесь. Это комнаты детей Николая II, их спальни, игральная, спальни фрейлин. Мне кажется, выставка получилась трогательная, щемящая, романтическая. Это воспоминание не только об игрушках, когда-то здесь находившихся. Прежде всего это воспоминания о детях, которые в них играли. Воспоминание о трагической судьбе семьи. Может возникнуть даже чувство вины. Выставка апеллирует не к уму и знаниям, а к душе. Она рассчитана на сочувствие. Мне кажется, Эмиль Капелюш сумел создать нужную атмосферу».

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10 277 104@SV_Articles


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru