Русская линия
Седмицa.Ru Елена Белякова,
А. Королев
03.06.2011 

Св. равноапостольные император Константин и императрица Елена

3 июня отмечается память святых равноапостольных императораСвятые равноапостольные император Константин и императрица Елена Константина I Великого (306 — 337) и матери его Елены (между 248 и 257 — после 327/8, ранее 337). При св. Константине, который обратился в Христианство, после трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру.

По всей видимости, Елена происходила из г. Дрепан в Вифинии, переименованного впосл. в Еленополь (Euseb. Vita Const. IV 61). Она была незнатного происхождения (Eutrop. Breviar. X 2. 1). Свт. Амвросий Медиоланский называет Е. stabularia, т. е. хозяйкой постоялого двора (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 42). Ок. 270 г. Е. становится супругой (конкубиной) буд. имп. Констанция I Хлора. Относительно даты рождения ее единственного сына Константина существуют значительные расхождения: между 270 и 275 гг. В 289 или в 292 г. Констанций женился на Феодоре, падчерице Максимиана Геркулия, и в 293 г. получил титул цезаря, став одним из тетрархов. В 306 г., после смерти отца, Константин, провозглашенный императором, приблизил Е. ко двору. В 324 (или ок. 325) г. она получила титул августы, «Константин дал ей право употреблять по собственному желанию царскую казну и распоряжаться всем, как она захочет и как покажется ей наилучшим» (Euseb.Vita Const. III 47). Монеты с ее изображением чеканились до весны 329 г.

Время крещения Елены неизвестно. По утверждению Евсевия, она была обращена к истинной вере сыном (Ibidem).

8 рим. надписей (CIL. Т. 6. N 1134, 1136; Т. 8. N 1633; Т. 9. N 2446; Т. 10. N 517, 678, 1483, 1484), а также Liber Pontificalis свидетельствуют о значительных владениях Е. в Риме (Лаврентское поместье), о ее постройках на Лабиканской дороге, где с ее именем связано сооружение базилики святых Маркеллина и Петра у Двух лавров, базилики Св. Креста (где была помещена частица Креста Господня), Сессорианского дворца, включавшего амфитеатр, цирк и термы. Около базилики Маркеллина и Петра был сооружен и мавзолей Е.

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин… приказал, — как полагают, — по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» (Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров // Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153).

В конце жизни, наиболее вероятно в 327−328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Е. находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Е. связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Е. сообщают Евсевий (Euseb. Vita Const. III 41−43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть имп. Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского (Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41−48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. eccl. X 7−8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии иерусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737−1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского.

Поздние источники приписывают Е. сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Е. на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене / Изд., пер.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253−262).

Е. было предпринято строительство не только храмов, но и больниц. Она раздавала милостыню бедным, освобождала заключенных и выкупала должников (Euseb. Vita Const. III 44). «Она была до того набожна, что и молилась, стоя в ряду жен и дев, вписанных в канон церквей, приглашала их к своему столу и, служа им сама, приносила на стол яства. Много также делала она подарков церквам и бедным людям» (Socr. Schol. Hist. eccl. I 17).

По кипрскому преданию, на обратном пути из Иерусалима Е. остановилась на Кипре, где в основанном ею монастыре Ставровуни оставила Крест благоразумного разбойника, частицу Честного Креста и гвоздь из него. Ей же приписывается построение храмов в селениях Пано-Лефкара и Тохни, среди реликвий к-рых также были частицы Честного Креста. Считается, что по ее приказу на Кипр были привезены из Александрии кошки, избавившие остров от змей. На п-ове Акротири был основан мон-рь св. Николая Кошачьего (??? ???), насельники которого в память об этом событии содержали значительное количество кошек. Пребывавший с 80-х гг. XVI в. в запустении мон-рь возрожден в 1983 г. как женский, и в нем возобновлена древняя традиция содержания и кормления кошек.

Из «Церковной истории» Филосторгия известно об особом почитании Е. мч. Лукиана Антиохийского (Philost. Hist. eccl. II 12−13). На основании того, что мч. Лукиан был учителем Евсевия, еп. Никомидийского, нек-рые ученые (Г. Чедвик, Ж. Бидез) предполагают, что Е. сочувствовала арианам.

Е. скончалась в Никомидии в возрасте 80 лет. Точное время ее смерти неизвестно: традиционно указывается 327 или 328 г. В наст. время историки отдают предпочтение дате ок. 330 г. Ее тело было перенесено имп. Константином в «царственный город» (Euseb. Vita Const. III 47), под к-рым одни исследователи понимают Рим, а др.- К-поль. По свидетельству Никифора Каллиста Ксанфопула, тело Е. из Палестины было перенесено сначала в Рим, а потом, через 2 года, в К-поль (Niceph. Callist. Hist. eccl. VIII 31 // PG. 146. Col. 117−120). В К-поле существовало предание о захоронении Е. вместе с имп. Константином в храме св. Апостолов. Однако наиболее достоверно, что Е. была погребена имп. Константином в Риме, в мавзолее на Лабиканской дороге, построенном в 20-х гг. IV в. при базилике святых Маркеллина и Петра. Ее останки покоились в порфировом саркофаге, возможно первоначально предназначенном для Константина. Папа Иннокентий II (1130−1143) велел перенести мощи Е. из мавзолея в ц. Санта-Мария ин Арачели. Анастасий IV (1153−1154) доставил в Латеранскую базилику порфировый саркофаг Е., в к-ром впосл. сам был погребен (в наст. время саркофаг находится в музее Пио-Клементино, Ватикан), и мощи Е. хранятся в порфировой гробнице под сенью-ротондой слева от главного алтаря ц. Санта-Мария ин Арачели.

В IX в. франк. мон. Теотгиз вскрыл саркофаг Е. и увез ее мощи (по всей видимости, их часть) в королевство франков. По повелению Реймсского архиеп. Гинкмара мощи Е. после проверки их подлинности были помещены в аббатстве св. Петра в Овиллере близ Реймса (ныне деп. Марна, Франция). В хронике Сигиберта из Жамблу (XII в.) это событие отмечено под 849 г. (Sigebertus Gemblacensis. Chronica // MGH. SS. T. 6. P. 339). От мощей происходили многочисленные чудеса. Мон. Альтман из Овиллера составил Житие Е. (ActaSS. Aug. T. 3. P. 580−599) и Сказание о перенесении ее мощей. В Риме подлинность мощей, хранившихся в Овиллере, не была признана.

Аббатство Овиллер во время Французской революции (1789−1799) было закрыто, но мощи Е. удалось спасти. В 1819 г. они перешли во владение ордена Св. Гроба Иерусалимского и затем были переданы парижской ц. святых Лупа и Эгидия (Сен-Лё-Сен-Жиль), где находятся в наст. время. На стенах церкви висят благодарственные таблички с именами получивших исцеления от мощей Е.

Честная глава Е. хранится в Трире в крипте кафедрального собора св. Петра. Она была подарена собору и горожанам в 1356 г. Карлом IV, имп. Свящ. Римской империи и кор. Чехии.

Кроме того, в наст. время частицы мощей Е. находятся в Киккском мон-ре (Кипр), в афонских мон-рях Ксенофонт и вмч. Пантелеимона, в мон-рях Агия-Лавра (близ Калавриты), ап. Иоанна Богослова Ипсилу (о-в Лесбос), Пресв. Богородицы Турлиани (о-в Миконос), в церквах Константина и Е. в Айос-Констандиносе (ном Фтиотида) и св. Лазаря (Кофинас, о-в Хиос) и др. (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190).

Все Жития, посвященные равноапостольным Константину и Е. (BHG, N 361x-369k; BHL, N 3772−3790), являются вторичными по отношению к сообщениям церковных историков и отделены от них значительным промежутком времени. Мн. сведения носят легендарный характер. Напр., жители г. Треверы (ныне Трир), где некоторое время проживала Е., считали ее уроженкой этого города. Согласно «Деяниям треверов» XII в. (Gesta Treverorum. 18−19 // MGH. SS. T. 8. P. 151−153), Е. послала в Треверы проповедника христ. веры — Антиохийского еп. Агриция, жившего в 1-й пол. IV в. (принимал участие в Арелатском Соборе, 314). В «Деяниях треверов» приведена подложная привилегия св. Сильвестра, папы Римского, в к-рой Треверы именовались главным городом Галлии и Германии. Свт. Сильвестр якобы послал горожанам важные святыни: мощи ап. Матфея, ризу (тунику) Христа и гвоздь из Честного Креста Господня, зуб ап. Петра, сандалии ап. Андрея, главу сщмч. Корнилия, папы Римского, и др. Далее в «Деяниях.» указано, что Агриций стал епископом г. Треверы (с ошибочной датой 368 вместо 330) и вскоре обратил дворец (domus) Е. в кафедральный собор св. Петра. По приказу Е. была сооружена также крестообразная ц. Св. Креста, а ее племянница Матильда построила мон-рь св. Флорина. Раскопки подтвердили, что собор св. Петра был воздвигнут свт. Агрицием на месте рим. дворцового комплекса, к-рый археологи связывают с Криспом, сыном имп. Константина. Почитание «иерусалимских» реликвий в Трире впервые зафиксировано в Житии свт. Агриция (XI в.- Ex vita S. Agritii // Ibid. P. 211−212). Наиболее известной из этих святынь была риза Христова, к-рая считалась главной святыней Трира.

Согласно Acta Sylvestri (по всей видимости, сочинение 2-й пол. V в., сохранившееся в сир. пер. VI в.), Е. была иудейкой. Эту т. зр. разделяет Й. Фогт (Vogt. 1977. P. 148).

В VIII—IX вв. англосакс. поэт Киневульф сочинил поэму «Елена», в к-рой на основании Жития Иуды (Кириака) описал обретение Честного Креста Господня. Е. представлена как могущественная царица, воплощающая торжество христианства (Cynewulf. Elene / Ed. P. O. E. Gradon. L., 1958). В средневек. валлийской традиции существовало предание о Елене, супруге узурпатора Магна Максима (383−388), к-рое отражено в мабиноги «Сон Максена Вледига» (средневалл. Breuddwyd Macsen Wledig, XI—XIII вв.). Согласно мабиноги, Елена была дочерью бриттского правителя из Сегонтия (близ совр. Карнарвона, Уэльс). Вероятно, произошло смешение преданий о Еленах. Об этом косвенно свидетельствует «История королей Британии» Гальфрида Монмутского (составлена в 30-х гг. XII в.), в к-рой рассказывается о Е., дочери Коэла, бриттского правителя Кайрколуна (Колчестера), ставшей супругой «сенатора» Констанция Хлора, резиденция которого находилась в Эбораке (ныне Йорк). Согласно Гальфриду, 3 дяди Е. сопровождали Константина во время похода против Максенция и были возведены им в сенаторское достоинство (Гальфрид Монмутский. История бриттов; Жизнь Мерлина / Изд. подгот.: А. С. Бобович, А. Д. Михайлов, С. А. Ошеров. М., 1984. С. 52−53). Ряд церквей в Уэльсе и Корнуолле был посвящен св. Елене, однако неясно, какой именно — Е. или легендарной супруге Магна Максима. В ранних англ. церковных календарях до XV в. имя Е. отсутствует, рассказ о ней включен в «Новую легенду Англии» Дж. Капгрейва (1450) и в бретонский Дольский календарь (XV в.). В Англии Е. посвящено 135 церквей (Farmer D. H. The Oxford Dictionary of Saints. Oxf.; N. Y., 19 872. P. 202). Святая упоминается под 18 авг. в ирл. Мартирологе Гормана XII в. (Fe'lire Hu’i Gorma’in: Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 158−159).

В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 3 мая указано обретение Е. Креста Господня. В ряде рукописей Мартиролога под 18 авг. отмечена память «в Риме, на Виа Лавикана, св. Елены, матери Константина» (MartHieron. Comment. P. 227, 448−450). После перенесения мощей в Овиллер почитание Е. распространилось на франк. землях. В Мартирологе Узуарда память Е. указана под тем же числом и в аналогичной формулировке, что и в Мартирологе блж. Иеронима (MartUsuard // PL. 124. Col. 373). В добавлениях к Мартирологу Адона Вьеннского память Е. отмечена под 18 авг., под 8 февр. указано «погребение св. царицы Елены» (Appendix ad S. Adonis Martyrologium // PL. 123. Col. 421, 429). В XVI в. память святой была внесена кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог (MartRom. Comment. P. 345−346).

В Византии почитание Е. получило значительное распространение в правление имп. Константина VI и имп. Ирины (780−797). В отличие от Запада в Византии, на Руси и у юж. славян культ Е. был неразрывно связан с почитанием равноап. Константина. Древнерус. книжники проводили параллели между Е. и кнг. равноап. Ольгой, получившей в крещении имя этой святой.

Лит.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 548−654; Holthausen F. Zur Quelle von Cynewulfs Elene // Zschr. f. deutsche Philologie. Halle, 1905. Bd. 37. S. 1−19; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1911. T. 3. P. 255−260; Couzard R. Sainte He’le`ne d’apre`s l’histoire et la tradition. P., 1911; Maurice J. Sainte He’le`ne. P., 1930; Deichmann F. W., Tschira A. Das Mausoleum der Kaiserin Helena und die Basilika der Hl. Marcellinus und Petrus an der Via Labicana // Jb. d. Deutschen Archa"ol. Inst. B., 1957. Bd. 72. S. 44−110; Lauer H. H. Kaiserin Helena: Leben und Legenden. Mu"nch., 1967. S. 38−44; Vogt J. Helena Augusta, the Cross and the Jews: Some Enquiries about the Mother of Constantine the Great // Classical Folia. Worcester (Mass.), 1977. T. 31. P. 135−151; Bosch P., van den. S. Helena, nobilissima femina // Clairlieu. 1980. Vol. 38. P. 71−88; Sigal P. Les miracles de Ste. He’le`ne a` l’abbaye d’Hautvillers au Moyen Age et a` l’e’poque moderne // Assistance et assiste’s jusqu’a` 1610: Actes du 97e Congr. nat. des socie’te’s savantes. P., 1979. P. 499−513; Wankenne A. Constantin et He’le`ne a` Tre`ves // Les E’tudes classiques. Namur, 1984. T. 52. N 4. P. 313−316; Drijvers J. W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of her Finding of the True Cross. Leiden; N. Y., 1992; Pohlsander H. A. Helena: Empress and Saint. Chicago, 1995.

Фрагмент статьи из 18-го тома «Православной энциклопедии», С. 293−297

http://www.sedmitza.ru/text/1 202 288.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru