Фома | Сергей Алексеев | 31.05.2011 |
28 мая исполнилось 420 лет с момента гибели царевича Димитрия, восьмилетнего сына Ивана Грозного. Церковь почитает его как святого. За что? Мы решили спросить у доктора исторических наук Сергея Алексеева.
— Обычно человека канонизируют для некоего духовного примера. Чтобы люди могли молиться ему и «тянуться» за ним, принимая за идеал его образ жизни, поступки, либо черты характера… А какой духовный пример призван подать святой благоверный царевич Димитрий, умерший еще совсем ребенком?
— Я думаю (да и не я один, это мнение многих богословов и историков церкви), что канонизация царевича Димитрия, его гибель призваны напомнить прежде всего о том, что есть определенные границы, которые нельзя переступать. Даже если ты уверен, что сможешь умело управлять страной (а Борис Годунов был замечательным управленцем), — есть рубеж, который нельзя переходить, если хочешь остаться христианином. А если ты в какой-то момент решил, что люди у тебя под ногами мусор, что можешь переступать через человеческие жизни, то ты дойдешь до самой бездны падения и власть твоя, сколь бы она не была хороша, будет очень недолгой. Что мы собственно и видим на примере Годунова.
Борис Годунов был мудрым политиком и после смерти благоверного царя Федора Иоанновича (старшего брата царевича Димитрия) — заручился поддержкой всего народа. Номинальной, конечно, поддержкой, поскольку решение принималось не народной массой, но формально это было решение всей страны.
И в результате страна, которая выбрала правителем прямого или косвенного убийцу царевича, поплатилась за это. Многие ждали от правления Годунова благ, а дождались Смуты.
— И всё-таки за что канонизировали царевича Димитрия?
В борьбе за власть Борис Годунов приказывает убить восьмилетнего мальчика, царевича. Отрок умирает от ножевых ранений. В чем проявляется его святость?
— Царевич Димитрий канонизирован как невинный страдалец, как жертва политических распрей, канонизирован с убеждением в том, что Бог принимает подобные невинные жертвы в Царствии Своем. Основания для канонизации Димитрия в то время, безусловно, были. Хотя, конечно, как и во всех случаях канонизации, наряду с причинами высокого, духовного плана есть и мирские причины, достаточно хорошо известные. Были политические события в истории московского государства конца XVI — начала XVII века, которые несомненно ускорили эту канонизацию и поспособствовали ей.
— Какие факты из этой истории известны наверняка? Насколько точно можно сегодня говорить о тех событиях, о том, что царевич Димитрий действительно был убит?
— Исследователи, которые специально занимаются этими событиями (большинство из них, во всяком случае) полагают, что царевич Димитрий действительно был убит. Конкретные виновники этой гибели могут варьироваться. Есть версия о том, что сам Борис Годунов отдал такой приказ… Есть версия, что кто-то из его родственников мог помочь таким образом Борису в борьбе за власть… Есть иные варианты вплоть до того, что противники Бориса могли использовать гибель царевича — другое дело, что это уже маловероятно.
Есть, конечно, некоторые исследователи, которые отрицают факт убийства царевича Димитрия. Они полагают, что-либо действительно произошел несчастный случай, либо это было невольное самоубийство. Но эти предположения, на мой взгляд не находят основания в источниках. Те сведения источников, которые у нас есть, всё-таки, на мой взгляд, указывают на убийство.
— Как устанавливалось и развивалось почитание этого святого?
— Почитание царевича Димитрия как святого в принципе, возникло в Угличе стихийно, еще задолго до канонизации. При этом понятно, (что уже имея дело с Лжедмитрием) Борис Годунов пытался обратить народное почитание Димитрия Угличского в свою пользу, как доказательство его смерти. Но большую часть правления Бориса Годунова это почитание, конечно, носило больше оппозиционный характер. Даже последние политические маневры Бориса ничего не могли здесь изменить.
Понятно, что если царевич святой, то значит — невинно убиенный, значит он мученик. Кто в этом виноват? Виноват Годунов.
А когда на престол вступил уже Лжедмитрий, почитание убиенного царевича как святого стало невозможным — притом, что оно сохранялось уже не только в Угличе, но распространилось в последние месяцы правления Годунова и в Москве, и в других местах. Понятно, что если официально Димитрий живой и на троне, то почитать убиенного царевича нельзя. Только после гибели Лжедмитрия, при Василии Шуйском произошла официальная канонизация Димитрия. Но обстановка гражданской войны и регулярное появление самозванцев не располагали к тому, чтобы почитание по-настоящему утвердилось и приняло организованные формы.
Только после окончания Смуты, после прихода к власти династии Романовых, после восстановления русской патриархии почитание царевича Дмитрия принимает организованные формы входит в практику как русской Церкви. А также (что немаловажно для русской историографии) становится непременным элементом
русского летописания смуты, в котором гибель царевича Димитрия служила прологом и отчасти даже объяснением последующих трагических событий.
Беседовала Александра Архипова.
СПРАВКА:
Сергей Алексеев родился в 1972 году в Москве. Окончил Российский государственный гуманитарный университет в 1993 году. С 1995 года преподает в Московском гуманитарном университете (МосГУ). Доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории МосГУ. Автор более 300 научных, научно-популярных, учебно-методических работ, в том числе 23 монографий и учебных пособий. Сфера научных интересов — история и культура Руси и Восточной Европы в Средние века, история религии. Председатель правления Историко-просветительского общества, главный редактор ежегодного альманаха «Историческое обозрение».