Одна Родина | Ангелина Демьянок | 30.05.2011 |
Это единственный преподобный из Собора Оптинских старцев (на иконе нового извода cтарцев четырнадцать), урожденный на Юге России, в Харьковской губернии, то есть на территории нынешней Украины. Родина Иосифа Оптинского (Литовкина) — село Городище Старобельского уезда Харьковской губернии (ныне Беловодского района Луганской области).
Раскинулось село у подножья мелового холма, в степях Луганщины, недалеко от лесов Юницкого Беловодского заповедника. Известно, например, о его противостоянии захватчикам: во время гитлеровской оккупации в Городище действовала подпольная группа, которую возглавляли Н. С. Задорожный и Г. М. Климко. Члены группы были расстреляны врагами. 458 жителей села сражались против немецко-фашистских войск на фронтах Великой Отечественной войны, 241 человек пал в боях.
На Пасху 2004 года мне привелось с друзьями заехать в Городище, поискать здешней памяти о старце Иосифе, прославленном русским православным миром, оставившем эпистолярное поучительное наследие и светлую память. Мы даже разыскали директора местной школы, человека, знающего кое-что о родных краях. Куда там, братья и сестры! Мы ленивы и нелюбопытны, и жизнь наша, по прошествии десятилетий безбожия, все еще темна и безблагодатна, и никто из встреченных нами в селе Городище не знал ничегошеньки о земляке, Иосифе Оптинском. Сельский храм как стоял тогда в заброшенном виде, так и теперь стоит, как видно на снимке 2010 года.
Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в семье сельского головы Ефима Литовкина и его жены Марии. Родители приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) ходить в храм, молиться и читать духовные книги, особенно жития святых. Второго сына назвали Иоанном в честь своего любимого святого Иоанна Милостивого. Можно ль было усмотреть в мальчишке будущий светильник нашей веры? Старшие наставники что-то предвосхищали, в поведении маленького Ванечки нечто примечали его отец, а также протоиерей, говоривший: «Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное». Примерно то же самое прозорливо скажет монашкам, которые привезут молоденького Ваню в Оптину пустынь, самый знаменитый оптинский старец, преподобный Амвросий: «Этот брат Иван пригодится и нам и вам».
Четырех лет от роду Ваня потерял отца, а в одиннадцать лишился матери. Пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Голодал, скитался, бывал бит жестоким хозяином.
Через много лет отец Амвросий еще раз пророчески скажет о духовной миссии своего продолжателя, духовного чада: «Вот я пою вас вином с водою, а отец Иосиф будет поить вас вином неразбавленным.»
Предание говорит, что отец Иосиф удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной, и Божия Матерь назвала его «любимче мой». Первое видение было еще в детстве, после чего ребенок стал уклоняться от игр. Вскоре после видения в селе случился пожар, огонь мог перекинуться на новый, только что отстроенный дом Литовкиных. Маленький Ваня с кричащей молитвой обратился к Божией Матери: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик!» И дом остался стоять невредимым среди пожарища, тогда как вокруг все сгорело.
Многие свидетельствовали о сиянии благодати Божией, исходящей от лика отца Иосифа — из глаз старца буквально лились потоки лучей. Вот что рассказывал отец Павел, духовный сын старца Иосифа, о первом своем посещении преподобного в 1907 году: «Я увидел старца, изможденного беспрерывным подвигом и постом, едва поднимающегося со своей печки… мы поздоровались, через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келии раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался… Он, по своему глубочайшему христианскому смирению и кротости, — это отличительные качества старца — стоит и терпеливо ждёт, что я скажу, а я, пораженный, не могу оторваться от этого, для меня совершенно непонятного видения… Свет, который я видел над старцем, не имеет сходства ни с каким из земных источников… подобного в природе я не видел».
* * *
Иван Литовкин мог связать судьбу с купеческой таганрогской семьей, однако по письменному совету своей сестры Александры, принявшей к тому времени постриг с именем Леонида в Борисовском монастыре, отправился в Оптину пустынь, к старцам. «Батюшка, благословите в Киев», — на эти слова юного Ивана последовал неожиданный ответ отца Амвросия: «Зачем тебе в Киев, оставайся здесь». Так 1 марта 1861 года начался его полувековой иноческий путь. А можно ль было знать, что подвижник Православия Иосиф проведет в одной келии Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни пятьдесят лет, из них три десятилетия — келейником знаменитого Амвросия!
Для тех, кому посчастливилось хоть раз побывать в майские цветущие дни здесь, у Скита, близ келии старца Амвросия, меж дубов, на полянке, где толпилось в разное время, смущаясь и уповая, почитай, пол-России, тот всегда хранит особое чувство благоговения и радости.
У Иосифа десятилетиями не было даже своего угла, где бы мог он почитать, помолиться, отдохнуть. Спал он в приемной старца, чуть не до полуночи полной посетителей, а в час ночи надо было уже идти к утрени.
А легко ли быть келейником (мало того что монахом), отрицаясь собственной воли и желаний? Старцы же нам и говорят, что рядом со святым находиться очень тяжело. Однако возможность быть возле дорогого батюшки радовала юного инока. Лишь бесконечные толпы посетителей тяготили и расстраивали душевный покой, ведь тысячи людей со всей Руси притекали к старцу Амвросию. Не смея высказать старцу свою скорбь, келейник решил потихоньку уйти к святыням Киева, безмолвию Афона. Но прозорливец остановил его.
Монашескую мантию и имя Иосиф инок получил в 1872 году, в 1877 году — рукоположен в иеродиакона, а 1 октября 1884 году за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители — в иеромонаха.
К этому времени он уже был старшим келейником отца Амвросия, достигнув высочайшей степени отречения своей воли, смирения. Именно о таком состоянии он потом давал наставления в своих письмах к инокиням (таковых писем сохранилось около трехсот): «Три легеньких и весьма удобных правильца: не осуждай никогда никого, всех прощай и считай себя хуже всех на свете.. А за гордость, помни: все труды и подвиги, — все пропадает. Гордым нет места на небе, — но во аде с бесами. Подумай об этом хорошенько. За осуждение, укорение, злопамятность и за гордость никто не будет наследником Царствия Божия. Если не исправится таковой, то не миновать ему геенны огненной. За осуждение, и укорение, и ропот лишишься награды в жизни загробной. Положи начало — не осуждай, не укоряй, не злись, не гордись, не ропщи, за все Бога благодари».
Самые горделивые доводы самооправдания разбивались о его смиренные слова: «Ну что ж, надо потерпеть». Меж тем однажды он крестным знамением остановил сумасшедшего с пистолетом, порывавшегося войти к старцу Амвросию.
Учеником и письмоводителем старца Амвросия был иеромонах Климент Зедергольм (сын немецкого пастора, принявший православие), человек высокой духовной жизни, но крайне вспыльчивый, с горячим характером; он говорил об отце Иосифе, что это «единственный человек, на которого я не могу, не умею раздражаться».
Тихий серьезный, отец Иосиф выходил к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. Но все чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам преподобный Амвросий.
Блаженный оптинский прозорливец отец Пахомий говаривал (в Оптиной пустыни не только преподобный Амвросий любил говорить в рифму): «Отец Иосиф, все равно, что отец Абросим». Как оказалось, эта, неразрывная при жизни, духоносная пара, в которой младший ведомый возрос к святости и стал ведущим для других, осталась рядом и пред лицом вечности. Оба причислены к лику святых, и предстоят теперь пред Престолом Божиим в одном сонме.
В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и 14 февраля, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. И по молитвам же старца смертельная болезнь отступила.
По кончине отца Амвросия, с 1891 года, на отца Иосифа легли обязанности скитоначальника, духовника оптинской братии и шамординских сестер. Несмотря на слабое здоровье и большие труды, он не позволял себе послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду. Даже внешне отец Иосиф стал походить на отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми. Когда преподобный Иосиф выходил на общее благословение, слышались возгласы: «Да это точно сам батюшка Амвросий… как он похож на батюшку!»
Принимал отец Иосиф в той же келье, где и покойный старец, исповедовал сидя на том же месте — на кровати, где преподобный Амвросий по нездоровью долгие годы принимал полулежа. У изголовья теперь стоял большой портрет старца Амвросия.
«Плохо стали жить люди православные, — заметил отец Иосиф в беседе с С. А. Нилусом 16 марта 1909 года. — Плохо, что и говорить! Но знай, пока стоит престол Царя Самодержавного в России, пока жив Государь, до тех пор, значит, милость Господня не отъята от России, и знамения эти, что ты или люди видят, еще угроза только, но не суд и конечный приговор».
Батюшка Иосиф был официально утвержден духовником сестер Шамординской обители вместе со старцем Анатолием. Принимая всех без различия, отец Иосиф всегда отвечал на предложенные ему вопросы, но сам никогда не заводил речи. Один раз посетительница подумала: «Отчего это батюшка сам никогда ничего не скажет?» А старец вдруг, отвечая на ее мысли, сказал: «Вопрошаемый не должен сам говорить, а только отвечать вопросившему!»
Одна монахиня, подверженная тоске и унынию, приехала к батюшке Иосифу и, рассказав, что не находит места от гнетущей тоски, просила отпустить ее к брату в Америку, где он занимал видное положение. Батюшка сказал ей на это: «Нет, давай лучше будем с тобой почаще приобщаться; куда нам в Америку! — Ближе пойдем и то не дойдем! Ведь нам с тобой немного осталось жить». Эта монахиня, всегда боявшаяся смерти, видимо, по молитвам батюшки приняла слова старца спокойно и стала готовиться к переходу в другой мир. Через два месяца она пошла в храм к вечерне и на службе внезапно скончалась.
Преподобный Иосиф писал: «Многие или некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо вечно слово: отпустите мало, отпустится вам много (Еван. Лук. 6, 37)».
И наставлял: «…И не предавайся унынию по слову: «Колико падеши, толико возстани — и спасешься». «…Старайся не быть без дела, потому что безделие — мать всякаго порока, и в том числе уныния и отчаяния, но только старайся на общих послушаниях более молчать и не смеяться много, ибо сказано: Горе вам, ныне смеющиеся. Иное дело быть веселым (не унылым), и иное смеяться (хохотать). Внимай себе, и спасешься за милость Божию».
«Не смотри, как живет богатый Лазарь, а лучше подражай бедному Лазарю, и будет после смерти Ангелами отнесена твоя душа на лоно Авраамово. Если бы ты знала, как живет в походе царь в ненастную погоду, то ты за свой ропот и уныние покраснела бы до ушей. Проси терпения».
Иосиф Оптинский получил от Господа полноту духовных даров, и многие испытали на себе его дар прозорливости и исцелений. В течение 12-ти лет он был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать.
Преподобный Иосиф тихо и светло почил 9 (22) мая 1911 года. В ту ночь некоторые из иноков, не зная, что старец скончался, видели его во сне светлым, сияющим и радостным. В последующие дни он также являлся многим и на недоуменное восклицание: «Как же, батюшка, вы ведь умерли!» — отвечал: «Нет, я не умер, а, напротив, я теперь совсем здоров».
Гроб старца Иосифа был поставлен в Оптинском храме Марии Египетской, и при гробе произошло несколько чудесных исцелений. Обращали внимание, что рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого.
Похороны состоялись 12 мая, близ могилы старца Амвросия (в ногах последнего). Многие отмечали некую возвышенную радость панихиды, словно происходило не погребение усопшего, а обретение святых мощей. Спустя девять десятилетий, в 1996 году, Иосиф (Литовкин) был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года — Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.
Мощи преподобного Иосифа теперь покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни. Это храм-усыпальница для обретенных 7—10 июля 1998 года честных мощей семи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
Это ведь об Оптинских старцах сказал Н. Гоголь: «…никогда я не встречал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное».
Сегодня, как и сто, и полтораста лет назад, в Оптину пустынь притекает множество паломников-богомольцев. Поодиночке, своим ходом, и огромными автобусами — из Молдавии, с Украины, с Кубани, многих-многих других мест Руси. И в это тоже исполняется по провидческим словам преподобного Иосифа, говорившего, что верит в то, что всякий, приходящий в Оптину, найдет здесь душевное утешение.
Преподобный отче Иосиф, моли Бога о нас! Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светильницы!
Из высказываний преподобного Иосифа Оптинского
Кто победил страсти и стяжал разум духовный, тот без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.
Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью.
Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь, да будешь скорбеть, то, что толку? — лучше держись середины. Можно иметь, только не привязываться ни к чему, и быть как неимущему; такое устроение и было у святых.
Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от неё живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
За одно мнение о себе при всех возможных добрых делах душа неминуемо должна подвергнуться адским мучениям?. Так как, по замечанию св. Иоанна Лествичника, гордых силен исцелить только Бог Всемогущий, должно за них усерднее молиться Богу: «Устрой, Господи, о рабе Твоем (имя) полезное и спасительное по воле Твоей святой».
Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы (так и когда-либо правила), но за то, что не покаялись!
Понуждайся думать о будущей жизни, о смерти, о муках вечных, не бойся отчаяния, потому что по младенчеству ума часто страх по Бозе за вечную участь души называют отчаянием и стараются всеми средствами избавиться от сего спасительнаго чувства. Вот в таком случае невольно помянешь наставления св. Антония Великаго, который разсуждение называет высшею добродетелию. Чтением, внимательным чтением святоотеческаго писания учись пути спасения, иначе — умудряйся во спасении.
Старайся хранить зрение, слух и язык, а когда придет желание кого осудить, то ты суди себя, ни в чем не оправдывая. От самоукорения рождается смирение, а смиренному враг ничего не сделает своими злокознями, ибо смирение одно может избежать все диавольския распростертыя по миру [сети], как о том было сказано с неба св. Великому Антонию.