Русская линия
Православие.Ru Татьяна Веселкина27.05.2011 

Первое совместное служение Предстоятеля Православной Церкви в Америке и Первоиерарха Русской Православной Церкви за границей

Для Города Большого Яблока, коим путеводители и люди нецерковные именуют Нью-Йорк, Предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) Блаженнейший Митрополит Иона и Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Иларион 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия и в день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Николаевском патриаршем соборе в Нью-Йорке впервые с момента воссоединения Русской Православной Церкви Предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) Блаженнейший Митрополит Иона и Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) Митрополит Иларион вместе совершили Божественную литургию.

Митрополитам сослужили управляющий Патриаршими приходами в США архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан, епископы Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Тихон (ПЦА), Манхэттенский Иероним (РПЦЗ), духовенство Патриарших приходов в США, Православной Церкви в Америке и Русской Зарубежной Церкви.

После причащения святых Христовых таин Митрополит Иона и Митрополит Иларион подписали совместное поздравление Святейшему Патриарху Кириллу с днем тезоименитства, в котором особо подчеркнули, что так давно желаемое сослужение архиереев Американской и Русской Зарубежной Церквей будет радостной вестью для сердца Его Святейшества и для душ многих и многих православных священнослужителей и мирян.

По окончании богослужения Блаженнейший Митрополит Иона приветствовал собратьев-архипастырей, духовенство и мирян, выразив радость от совместного служения литургии с архиереями Русской Православной Церкви за границей. Его Блаженство выразил уверенность, что не случайно это сослужение состоялось в Николаевском патриаршем соборе в день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла: «Это признание роли Патриарха в деле примирения Русской Зарубежной Церкви и Православной Церкви в Америке».

В знак братской любви и на молитвенную память о сослужении, Блаженнейший владыка Иона передал в дар Первоиерарху Русской Православной Церкви за границей частицы мощей просветителей и миссионеров Америки — преподобного Германа Аляскинского и праведного Алексия Товта.

Митрополит Иларион выразил уверенность в том, что «совершилось историческое событие» и передал в дар Блаженнейшему Митрополите Ионе частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского, в честь которого освящен один из монастырей Православной Церкви в Америке.

Предстоятеля Американской Церкви и Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, а также епископов Тихона и Иеронима приветствовал архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан: «Сегодня воистину великий день: в светлые дни празднования Пасхи Христовой мы имеем радость общей молитвы по случаю дня тезоименитства Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Кирилла, который собрал нас всех здесь — в Свято-Николаевском патриаршем соборе. Этот день войдет в историю наших Церквей и останется в памяти многих православных. Канонические требования, претензии одной части Православной Церкви к другой нагородили высокие заборы, разделяющие единую Церковь, и каждой стороне казалось, что она права в своих требованиях, в своем видении жизни Церкви. Но Господь судит нас по милости Своей, и от нас, в наших взаимоотношениях, хочет этого же».

Мнение управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана полностью разделяют многочисленные священнослужители и прихожане, собравшиеся в торжественный день в патриаршем соборе американского мегаполиса. Стремясь к долгожданному евхаристическому единству, более года работали комиссии ПЦА и РПЦЗ, а Архиерейские соборы обеих Церквей одобрили необходимость литургического общения.

Разрыв евхаристического общения между Русской Зарубежной Церковью и Православной Церковью в Америке произошел в 1946 году. О причинах разделения рассказывает старейший клирик Николаевского патриаршего собора протоиерей Александр Голубов.

«Мы приехали в Америку в 1949 году. Естественно, свежа была боль от недавнего разделения, и русские люди много говорили об этом. Подобие гражданской войны, но войны церковной, внесло раскол в среду русской эмиграции в Северной Америке. А семена этого разрыва были посеяны еще во время гражданской войны. 7/20 ноября 1920 года Святейшим Патриархом Тихоном и Высшим церковным советом в России был издан указ, согласно которому епархии Русской Православной Церкви, которые по причине гражданской войны не имели связи с центром, должны были управляться самостоятельно — временно, пока не будет достигнуто единство с Москвой, со Святейшим Патриархом. На основании этого указа русские архиереи в Европе установили временное самоуправление, положившее начало созданию Русской Зарубежной Церкви. Крупная еще до революции Северо-Американская митрополия также перешла на самоуправление. И на протяжении довольно долгого времени американские и европейские иерархи не могли прийти к единому мнению — кто кому будет подчиняется.

Со смертью в 1934 году в Америке митрополита Платона (Рождественского) и митрополита Антония (Храповицкого) в 1936 году в Югославии, в Северной Америке появилась возможность снова наладить межцерковные связи. И действительно, при Митрополите всей Америки и Канады Феофиле (Пашковском) состоялось временное объединение Северо-Американской митрополии с архиереями, возглавлявшими американские приходы Зарубежной Церкви.

Одним из значимых событий того периода была закладка в 1938 году Владимирского храма-памятника в г. Джэксон, штат Нью-Джерси. Это объединяло русских людей. Я там прислуживал еще мальчиком, и для меня храм стал моей церковной родиной. Спустя пятьдесят лет, к 1000-летию Крещения Руси, храм был полностью построен.

В 1946 году, после окончания Второй мировой войны, в США хлынула новая волна русской эмиграции из Советского Союза. И снова людей, а за ними и церковное управление, разделила политика: холодная война, отношение к личности Сталина, репрессиям. Так было до сегодняшнего дня, когда иерархи официально сослужили в соборе и причастились из единой чаши.

Это событие очень значимо для жизни Православной Церкви, потому что сегодня впервые три ветви единой Русской Церкви в Америке воссоединились в служении Богу.

Знаменательно, что событие это произошло в патриаршем соборе. Если исходить из принципов дипломатии, то иначе нигде это и не могло бы случиться. Из принципа нейтральности не поехали бы зарубежные иерархи в главный собор ПЦА в Вашингтоне, как и американские — в синодальный собор Нью-Йорка. А Русская Православная Церковь является для всех матерью, и обе Церкви к Святейшему Патриарху Кириллу имеют глубокое уважение. Вот в день его тезоименитства оба иерарха и приехали в патриарший собор.

Сегодняшнее торжественное событие важно не только для Америки, но и для Российского государства. Еще святой государь Николай II говорил, что „построение Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке — дело государственной важности“, потому что мы здесь представляем свой народ, свою страну и, самое главное, тот православный дух, который русские люди сюда приносят.

Для Америки это очень важно, потому что многие американцы, не воспринявшие Православие от рождения, сегодня переходят в веру православную не ради своих этнических корней, а ради той истины, которую они обнаружили в нашей родной Православной Церкви».

http://www.pravoslavie.ru/put/46 741.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru