Православие.Ru | Борис Тарасов | 25.05.2011 |
Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия — новое начинание Русской Православной Церкви, которое призвано реально повлиять на изменение сложной ситуации в современной литературе. Торжественная церемония избрания и награждения ее лауреата состоится в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя 26 мая.
В преддверии этого события о номинантах премии и ее значении для современной русской культуры рассказал председатель совета экспертов Патриаршей литературной премии ректор Литературного института Борис Тарасов.
***
— Сегодня в России вручается множество разных литературных наград. Какую роль в жизни современной Церкви и современного общества предстоит сыграть Патриаршей премии?
- Это не «еще одна» премия хотя бы потому, что подобного по масштабу проекта еще не было. При этом Патриаршая премия отличается особой универсальностью: ее могут получить и церковные, и светские авторы.
Своеобразие же этой премии в том, что она присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в современном обществе и создавшим высокохудожественные сочинения, обогатившие отечественную литературу. То есть в литературном произведении эстетические достоинства должны органично сочетаться с выражением этических идеалов. Такова традиция русской классической литературы; вспомним, например, «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина или, скажем, «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского. И для русской литературы это не просто характерная черта, это ее главная суть. Именно поэтому в Русской Православной Церкви так озабочены возрождением подлинных национальных литературных традиций. Необходимо, чтобы подобные произведения появлялись и поощрялись сегодня, когда культура и искусство существуют в условиях глобализации, господства массовой культуры. Рынком утверждается преобладание легковесных жанров: детективов, фэнтези, женских романов, серийных остросюжетных и развлекательных произведений. Чтобы хоть как-то уравновесить ситуацию, необходимо предложить поддержку, прежде всего, по-настоящему одаренным и мыслящим писателям, чтобы они могли заниматься истинным творчеством, а не следовать ограниченному числу форматов, которые имеют право на жизнь в современных коммерческих издательствах.
— Выражение «отражение высоких нравственных идеалов в литературе» уже стало расхожим. Какой живой смысл вкладываете вы в него, и каковы критерии отбора соискателей Патриаршей премии?
- Настоящая литература анализирует и раскрывает «тайну человека», его двойственную природу. Вспомним Г. Р. Державина: «Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог!» И действительно, человек несет в себе и добро и зло, и свет и тьму. В нем есть и гордыня, и тщеславие, и зависть, и сребролюбие, и властолюбие, и сластолюбие, и другие подобные качества. Кстати, именно их утверждает и распространяет современная массовая культура. Но в человеке есть и подлинная свобода, любовь, совесть, справедливость, честь, достоинство. Подлинный художник слова всегда стремится раскрыть борьбу «царя» и «раба» в душах людей и показать пути движения от «червя» к «богу». Таким образом, глубочайшее внимание к тайне человека органично объединяет этику и эстетику. Найти произведения, воплощающие эту органику, и донести до общества само их существование и есть главная задача Патриаршей премии.
— Много ли таких авторов сегодня?
- Первый опыт проведения конкурса показал огромный интерес у православных литераторов к Патриаршей премии, к тем целям и задачам, которые она ставит. Были заявлены самые разнообразные в жанровом отношении произведения. Здесь и повести, рассказы, пьесы, стихи, поэмы, жизнеописания новомучеников и старцев, воспоминания их духовных чад, сборники духовной и народной мудрости, библейские истории для семейного чтения и т. п. Как видим, иногда к нам приходили работы интересные и важные, но не соответствующие формальным условиям конкурса — составительские или имеющие внехудожественный характер. Хотелось бы, чтобы было больше собственно художественных произведений. Думаю, дебют Патриаршей премии даст мощный импульс для значительного увеличения притока таких сочинений в последующем.
Должен сказать, что Патриаршая премия призвана выполнять и задачи просвещения нации, доносить до сознания современников произведения подлинной литературы в их органическом единстве эстетических и этических начал, способствовать формированию из таких произведений особого «формата», который может заинтересовать и издателей, и читателей. А также пробуждать лучшее понимание происходящего вокруг.
Если брать современное состояние культуры, литературы, жизни, то иерархия ценностей как раз нарушается и переворачивается. Сейчас не только низшее смешивается с высшим, но и низшее агрессивно восстает на высшее. Это то, что мы наблюдаем в феномене массовой культуры и вообще в развитии самой жизни. Мы имеем и нарушение этой иерархии, и непонимание, что при такой перевернутости высшие начала в человеке — «царь и бог» — начинают отступать в тень и как бы угасать, а «раб и червь» выступают на передний план. Что сейчас происходит? Жизнь строится на каких основаниях? Не на чести, не на совести, не на любви, не на достоинстве, а на своекорыстии, на конкуренции, на зависти, на тщеславии, сребролюбии, похоти. На тех самых грехах смертных, которые составляют низшую человеческую природу. Перевернутость иерархии и ее сцепленность с низшими качествами человеческой природы позволяет нам говорить о том, куда движется история — вперед вверх или вперед вниз. Понятно, что, когда внутри человека доминируют «червь и раб», они распространяют свое влияние и во внешнюю деятельность, во внешнее окружение, все заражают своими токами, своими ядами. И понимание этого должно привести нас к мысли, что без исправления этой перевернутости — когда духовные, нравственные начала, играющие в истории первостепенную роль, займут подобающее место в нашей жизни, невозможно исправление той критической ситуации, которая существует в России и во всем мире.
Патриаршая премия независима от конкретных учреждений, мнений определенного круга литераторов, издательств или спонсоров. Деньги (от 300 до 500 тысяч рублей), которые получит лауреат, — это полностью народные пожертвования. Считаю, что Патриаршая премия — практически единственная действительно независимая премия сегодня. Поэтому она способна стать реальным инструментом развития для современной высокой культуры и литературы. Поддержка авторов будет не только финансовой: предполагается оказывать им помощь в издании книг и распространении их в розничной сети.
— Расскажите о творчестве номинантов Патриаршей премии. Какие их сочинения вы могли бы порекомендовать читателям нашего сайта?
- Давайте посмотрим на список номинантов конкурса, среди которых 26 мая должен выявиться его победитель.
Юлия Николаевна Вознесенская известна такими своими произведениями, как «Мои посмертные приключения», «Путь Кассандры», «Паломничество Ланселота», сочетающими изложение главных христианских истин с приключенческой формой. Жюри, прежде всего, выделило книгу «Утоли моя печали». Рассказы в ней созданы на основе реальных событий, они отражают живой опыт людей самого разного социального положения и профессиональных занятий, которые сталкиваются с крайне тяжелыми жизненными обстоятельствами и преодолевают их на пути к Богу.
Валерий Николаевич Ганичев известен книгами по исторической тематике: «Росс непобедимый», «Русские версты», «Тульский энциклопедист», «Флотовождь», «Державница» и др. Его книга «Святой праведный Феодор Ушаков», выдержавшая уже пять изданий, повествует о жизни и деятельности великого флотоводца, причисленного Русской Православной Церковью к лику святых. Автор книги собрал не только многочисленные факты и свидетельства его мудрого начальствования и морских побед, но и не известные многим подтверждения его праведности и подвижничества, что в свое время стало основой для канонизации адмирала.
Многие произведения Владимира Николаевича Крупина («Живая вода», «Сороковой день», «Прощай, Россия, встретимся в раю», «Свет любви» и др.) проникнуты болью за уходящую деревню, состраданием к сельским жителям, критическим отношением к прагматизму и цинизму современной эпохи, утверждению традиционных семейных добродетелей и нравственных ценностей так называемых «простых людей». Его книги («Россию спасет святость», «Святая Земля. Там, где прошли стопы Его», «Афон. Стояние в молитве» и др.) посвящены описанию паломничеств в корневые центры христианства, раскрытию православных основ духовной жизни, отечественной истории и культуры.
Пьесы Владимира Юрьевича Малягина («Утренняя жертва», «Царство мира», «В тишине», «Отец Арсений», «Аввакум», «После волка пустынного», «Император в Кремле», «Из Мертвого дома» и др.) находятся целенаправленно в кругу евангельских идей и христианского вероучения. В особой драматической форме художественно исследуя двойственную природу человека и особенности его фундаментальных страстей, автор возвращает в культурное поле забытые понятия святости, покаяния, верности нравственным ценностям в душах людей.
Людмила Николаевна Разумовская получила известность в 1980-х как драматург, ставивший острые духовные и социальные проблемы (пьесы «Дорогая Елена Сергеевна», «Медея», «Сад без земли», «Владимирская площадь» и др.). В представленном на конкурс романе «Русский остаток» повествуется о трагической судьбе нашего народа в ХХ веке, начиная с Февральской революции и до настоящего времени. В судьбе главной героини с «говорящей» фамилией Преображенская (не подозревающей о священнических корнях своих предков) просматривается судьба целых поколений, тех «не помнящих родства Иванов», к которым чудом возвращается родовая, историческая и духовная память.
Александр Юрьевич Сегень известен как автор произведений об острых проблемах современности («Похоронный марш», «Страшный пассажир», «Русский ураган» и др.) и исторических романов («Александр Невский», «Евпраксия», «Солнце земли Русской», «Державный», «Московский Златоуст» и др.). Его роман «Поп», написанный по благословению патриарха Алексия II и рассказывающий о судьбе православного священника в годы войны на оккупированной фашистами Псковской земле, получил широкий читательский отклик и был экранизирован режиссером В. Хотиненко.
В книгах протоиерея Владимира Чугунова («Русские мальчики», «Молодые», «Городок», «Наследники» и др.) повествуется о юности поколения 1970-х, тех, кому сейчас за 50, о «русских мальчиках», восходящих к «Братьям Карамазовым», чье становление и обретение христианской веры проходило во времена богоборчества. Заблуждения молодости, Церковь, семья, любовь, сохранение исторического облика и богатого духовного наследия России, возрождение на православной основе отечественной культуры — такова основная тематика его романов.
С Борисом Тарасовым беседовала Антонина Мага