Русская линия
Седмицa.Ru Н. Зонтиков18.05.2011 

Преподобный Иаков Железноборовский
18 мая — день обретения мощей преп. Иакова Железноборовского († 11.04.1442)

Основные сведения о святом содержатся в его житии, Преподобный Иаков Железноборовскийсоставленном в 1598 г. игум. Железноборовского мон-ря Иосифом. В наст. время житие известно в единственном списке (в составе конволюта из разновременных тетрадей кон. XVIII — нач. XIX в.: РНБ. Тит.. 3800. Л. 50−55) и в пересказах историков и краеведов XIX — нач. XX в., в чьих работах отразилась разновидность Жития, отличающаяся от списка РНБ. Тит.. 3800. В XIX — нач. XX в. была известна более подробная редакция текста, нежели та, что отразилась в сохранившемся списке; утраченная редакция Жития содержала сведения о чудесах, совершавшихся по молитвам к И., об учениках И., в частности о прп. Иакове Брылеевском, и др. Согласно житию, И. происходил из рода галичских служилых людей Аносовых. После кончины родителей он поселился в Троице-Сергиевом мон-ре, где принял постриг от прп. Сергия Радонежского. Прожив в мон-ре нек-рое время, И. по благословению прп. Сергия отправился в Галичское княжество. На берегу р. Тёбзы (левый приток Костромы), у с. Железный Борок (ныне с. Борок Буйского р-на Костромской обл.), И. остановился для отдыха и в тонком сне увидел чудесный свет. Приняв видение за знамение свыше, преподобный основал на этом месте мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи. Согласно пересказам жития, в 1390 г. Иаков получил от митр. Киевского и всея Руси св. Киприана благословенную грамоту на строительство деревянного храма в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Румянцев. 1873. С. 12−15). Житие связывает с заступничеством И. чудо благополучного разрешения от бремени вел. кнг. Софии Витовтовны в 1415 г., известное по летописям (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 40−41; Т. 11. С. 225−226). Вел. кн. Василий I Димитриевич просил некоего старца (в летописях его имя не названо) из «монастыря святого Иоанна Предтечи под бором за рекою», к которому имел большую любовь и доверие, молиться о здравии своей тяжко страдавшей в родах жены. Старец предсказал благополучное рождение наследника. 10 марта 1415 г. в великокняжеской семье родился сын — буд. вел. кн. Московский Василий II Васильевич. Железноборовский монастырь пользовался покровительством московского великокняжеского дома. Василий I Димитриевич пожаловал обители землю и средства на строительные работы. В 1450 г., во время междоусобной войны с кн. Дмитрием Георгиевичем Шемякой, вел. кн. Василий II разместил в монастыре свою ставку и за взятие Галича «молебная совершал во церкви Ивана Предтечи», благодаря «Бога, и Пречистую Его Матерь, и великих чудотворец» (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 123−124).

В 1420 г., когда Галичский край постигли голод и эпидемия, И. помогал всем приходившим в его обитель. В 1429 г. мон-рь был разорен казанскими татарами. Спасаясь от нашествия, преподобный с учениками укрывались в лесу. Считается, что незадолго до смерти И. был возведен в сан игумена свт. Ионой, митр. Киевским и всея Руси. В большинстве рукописных святцев кончина И. отнесена к 6950 (1442) г. (см.: Филарет (Гумилевский). 2008. С. 191), однако встречаются и др. даты (6959 (1451) и др.).

Перед смертью И. назначил игуменом мон-ря Досифея. Святой был погребен неподалеку от ц. Рождества Пресв. Богородицы, над его могилой поставили часовню. В Смутное время часовня вместе с др. постройками обители была сожжена. 5 мая 1613 г., во время восстановительных работ в мон-ре, совершилось обретение мощей И., вероятно оставленных тогда под спудом. В 1667 г. в Железноборовском монастыре был возведен новый деревянный храм в честь Рождества Пресв. Богородицы взамен сгоревшего в 1647 г.; в храме имелся придел во имя И., где под спудом почивали мощи святого. 1 марта 1675 г. по благословению игум. Досифея над погребением И. была поставлена деревянная резная гробница. В 1728—1731 гг. построили новую деревянную 5-главую соборную ц. в честь Рождества Богородицы с приделом во имя И. В 1743—1757 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный 5-главый Рождество-Богородицкий храм с сев. приделом, посвященным И. В 1837 г. над погребением святого установили чеканную медно-посеребренную раку и деревянную вызолоченную сень, в 1912 г. обновили посеребренное покрытие раки и установили над ней стеклянный футляр. Рядом с ракой до 1929 г. хранились двое железных вериг И., каменный крест, обложенный медью (по преданию, принадлежавший И.), и кольчуга, оставленная в мон-ре вел. кн. Василием II. 4−6 мая 1913 г. в связи с 300-летием обретения мощей И. в Железноборовском мон-ре, в г. Буй и в Буйском у. прошли празднования, к-рые возглавил викарий Костромской епархии Кинешемский еп. Арсений (Тимофеев).

В 1919 г. Железноборовский монастырь был преобразован в сельскохозяйственную артель. 16 июня 1929 г., в ходе суда над игум. мон-ря Серафимом (Гусевым) и др. насельниками, были вскрыты надгробие и склеп-захоронение И. в ц. Рождества Богородицы. Мощей в гробнице не оказалось. Вероятно, монахи накануне тайно извлекли их и, возможно, перезахоронили на территории мон-ря. В окт. 1929 г. мон-рь был закрыт, в 30-х гг. его храмы использовались для хранения зерна, в 1947 г. в обители разместилась машинно-тракторная станция, в 60−90-х гг. строения мон-ря стояли заброшенными. 1 мая 1995 г. указом Костромского и Галичского архиеп. Александра (Могилёва) в мон-ре было организовано подворье Ипатиевского во имя Св. Троицы мон-ря, в 2004 г. подворье преобразовано в мон-рь. Вериги преподобного ныне находятся в Буйском краеведческом музее, куда они поступили от жительницы с. Борок, хранившей их с 1929 г.

Почитание

В надписях в рукописных Минеях 1536 и 1541 гг. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. № 430), а также в Евангелии 1570 г. И. назван «преподобным», «преподобным… чудотворцем» (Бередников Я. О нек-рых рукописях, хранящихся в монастырских и др. б-ках // ЖМНП. 1853. Ч. 48. Июнь. Отд. 2. С. 86−87, 90). Основываясь на том, что в 1628 г. в костромской ц. Успения, что на Волге, имелся придел во имя «Якова, Боровского чюдотворца», Е. Е. Голубинский считал, что установление местной памяти И. совершалось до 1628 г. Посвященный И. придел существовал в 1635 г. в Борисоглебской ц. в Галиче. Память И. под 21 марта и под 6 мая (2-й день указан как день преставления святого) приведена в месяцеслове РНБ. Погод.. 1962, XVII в.; проложная память имеется в святцах РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об., XVII в. Святой упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII—XIX вв.) и в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 48, XVIII в.). Видимо, в нач. XVII в. была составлена служба преподобному, наиболее ранний список к-рой представлен в составе Трефолоя рус. святым РГБ. Ф. 304/1. № 625. Л. 90−104, XVII в. Отдельный список службы: РНБ. Колоб. № 160, XIX в. Тропарь и кондак И. приведены в месяцесловах XVII в. РНБ. Солов. 553/572. Л. 155; РНБ. Погод. № 650. Л. 147 об.

В разное время было записано ок. 50 случаев чудесных исцелений от мощей И. (о них известно из пересказов Жития И., в списке Жития РНБ. Тит. № 3800 эти сведения отсутствуют). У гроба святого исцелился бесноватый Нифонт; инок Феодосий, пролежавший расслабленным 3 года, выздоровел, после того как дал обещание И. не покидать Железноборовский монастырь. О множестве совершавшихся в XVI—XVII вв. по молитвам к И. чудотворений сообщалось в надписи на иконе преподобного с 15 клеймами чудес (икона была написана «по благословению всечестнейшаго господина и отца архимандрита Антония (Одиновича) в вотчинном Железноборовском монастыре» на средства наместника мон-ря иером. Зоровавеля в 1700 г., в XIX в. находилась в часовне близ мон-ря, судьба иконы после закрытия обители неизв.): «Благодатию Божиею источник от гроба искипе дарованием чудес: слепым прозрение, хромым хождение, бесным освобождение, глухим слышание, и от всех скорбей немедленное бысть исцеление во дни скиптродержавных Российского царства царей Иоанна Васильевича, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексия Михайловича, всея России, и многих царств, и православных государств, и западных повелителей и обладателей». В надписи также сообщалось о праздновании памяти И. в Железноборовском мон-ре 1 дек. в память обновления его чудотворных икон: «А празднество преподобному отцу Иакову игумену, Железноборовскому чудотворцу, в память обновления чудотворных наместной, и надгробной, и новонаписанной икон сотворят декабря 1 дня по вся годы неотменно» (цит. по: Воскресенский. Прп. Иаков игумен. 1913. С. 21).

Последние чудотворения по молитвам к И. известны в Железноборовском мон-ре (существовавшем к тому времени под видом сельскохозяйственной артели) в нач. 20-х гг. XX в. В эти годы благочинным обители являлся широко почитавшийся иером. Иоасаф (Сазанов), духовный наставник окрестного населения. по молитвам иером. Иоасафа у раки И. совершились исцеления: П. Морозова, с 11 лет не владевшая ногами, после причастия и елеопомазания смогла ходить; исцелился также крестьянин, не владевший рукой. Эти события стали одной из причин ареста в 1924 г. иером. Иоасафа, обвиненного в совершении «обманных действий, используя религиозные предрассудки верующих масс» (Сизинцева Л. Голоса // Губернский дом. 1994. № 3. С. 53−54).

Канонизация И. подтверждена включением его имени в Соборы Костромских и Радонежских святых, празднование к-рым было установлено в 1981 г.

Ист.: Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 346−347; Воскресенский А. Светлое торжество Иаково-Железноборовского монастыря Костромской епархии // Костромские ЕВ. 1913. № 11. Отд. неофиц. С. 358−361; Е. И. Вместо мощей… 1,5 копейки // Безбожник у станка. М., 1929.. 16. С. 16; Всеволод Т. Суд над руководителями Железноборовского мон-ря // Борона: Газ. Кострома, 1929. 23 июня; Кудрявцев И. Конец Железноборовского мон-ря // Буйская правда: Газ. 1987. 11 июля; Писцовая книга г. Костромы 1627/28−1629/30 гг. Кострома, 2004. С. 281.

Лит.: Островский П. Ф., прот. Ист. записки о Костроме и ее святыне. Кострома, 1864. С. 80; Самарянов В. А. Памятная кн. для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 61; он же. Город Галич Костромской губ. в нач. XVII в. Кострома, 1877. С. 7 [отд. отт.]; Румянцев П., свящ. Описание Железноборовского мон-ря Костромской губ. Буйского у. Кострома, 1873; Св. угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 34−42; Барсуков. Источники агиографии. С. 236−238; Покровский С. Прп. Иаков, игум. Предтеченского Железноборовского мон-ря Костромской епархии, Буйского у. Каз., 1899; Голубинский. Канонизация святых. С. 148; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 70, 71; Воскресенский А. Прп. Иаков игум., Железноборовский чудотворец, и основанный им Иоанно-Предтеченский Железноборовский мон-рь Костромской епархии. Кострома, 1913; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV—XVI вв. М., 1966. С. 150; Ферапонт (Кашин), иером. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мон-рь. Кострома, 2005. С. 8, 14, 20−22, 33, 40−43; Филарет (Гумилевский). РСв. Спб., 2008. С. 190−192.

Фрагмент статьи из 20-го тома «Православной энциклопедии», с. 464−470.

http://www.sedmitza.ru/text/1 157 357.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru