Русская линия | Протоиерей Николай Балашов | 17.05.2011 |
«Раскол — это величайшая беда для Церкви, — подчеркнул отец Николай. — Грех раскола не смывается даже мученической кровью, как говорил святой Иоанн Златоуст. <…> Раскол может принести неисчислимые бедствия Православию в Абхазии и согласию в абхазском обществе. Конечно, он только отдалит и последующее каноническое решение вопроса о статусе Церкви в Абхазии. Упаси Бог пойти по такому погибельному пути и способствовать созданию церковного раскола! Напротив, надо приложить все усилия для сохранения единства среди духовенства и всех верующих, для укрепления любви, мира и взаимного терпения, для общего труда ради возрождения церковной жизни».
Заместитель главы ОВЦС МП отметил, что Русская Православная Церковь приложила немало усилий для того, чтобы не допустить нового разделения в Абхазии. «По благословению Святейшего Патриарха иеромонахи Андрей (Ампар) и Дорофей (Дбару) несколько дней назад были срочно вызваны в Москву на беседу с митрополитом Волоколамским Иларионом для обсуждения сложившейся ситуации, связанной с острым противостоянием в среде абхазского духовенства и абхазского народа в результате объявлений о созыве в Новоафонском монастыре некоего „церковно-народного собрания“, которое не предусмотрено канонами Церкви и на которое никто из иерархов Церкви благословения не давал».
«Однако упомянутые иеромонахи отказались приехать, — подчеркнул отец Николай. — Это тем более печально, что раньше они много раз заявляли о своей верности и послушании Святейшему Патриарху. Так, отец Андрей, поздравляя Святейшего Патриарха Кирилла с избранием, писал, что относит себя к чадам Русской Православной Церкви. А отец Дорофей вместе с рядом других священнослужителей в марте 2009 года направил Патриарху Кириллу просьбу „принять в лоно Русской Православной Церкви монастырь святого апостола Симона Кананита“ на Новом Афоне. Эти и многие другие их письма хранятся в архиве Московской Патриархии».
В связи с этим священник не исключил, что священноначалие РПЦ примет в отношении названных клириков определённые дисциплинарные меры. «На своем последнем, мартовском заседании Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о необходимости упорядочения статуса заштатного духовенства. <…> Полагаю, что в рамках этих решений может быть рассмотрено и положение двух заштатных клириков Майкопской епархии в свете их нынешней деятельности. Всякое долготерпение Священноначалия по отношению к клирикам когда-то может иметь конец, даже если оно обусловлено пониманием трудностей положения Православия в Абхазии и немногочисленности священнослужителей из числа дорогого нам абхазского народа».
Отвечая на вопрос о том, правда ли, что Константинопольский Патриарх может даровать автокефалию Абхазской церкви в обход Тбилиси и Москвы (как об этом говорят абхазские раскольники), отец Николай подчеркнул, что подобные утверждения не соответствуют действительности. «..Сейчас существует общее для всех Церквей понимание того, что предоставление автокефалии начинается с изъявления согласия, выражаемого Собором Церкви-Матери, к которой в настоящее время относится ее часть, единодушно желающая получить автокефалию. Затем следует сбор отзывов всех Православных Церквей, координатором которого является Вселенский Патриарх. И если все эти отзывы окажутся положительными, он же созывает Глав Православных Церквей для провозглашения автокефалии. На этом Соборе и подписывается всеми Главами, начиная с Константинопольского Патриарха, соответствующий документ».
«Такие решения приняты на заседаниях Межправославной подготовительной комиссии. Осталось согласовать лишь некоторые детали самого процесса подписания и содержания документа об автокефалии. Поэтому утверждение о том, что Святейший Константинопольский Патриарх предоставляет автокефалию единолично, совершенно не соответствует действительности», — заявил священник.
Русская линия