Одна Родина | Матвей Славко | 10.05.2011 |
Память святых жен мироносиц Православная Церковь празднует во второе воскресенье по Пасхе. В текущем году это 8 мая по новому стилю. В этот день в Харькове состоится молебен на площади Свободы (бывшей Дзержинского), самой большой в Европе. Местом молебна избрана площадь по случаю визита в город Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Многие православные жители Харькова желают участвовать в молебне вместе со своим Патриархом.
По соседству с площадью находится улица Мироносицкая, упирающаяся в сквер, на месте которого некогда располагалась Мироносицкая церковь. Храм был при кладбище, располагавшемся в ХVII веке за чертой Харькова. Теперь это центр города.
Улица Мироносицкая называлась изначально Ново-Мало-Сумской, с 1921 года —улицей Равенства и Братства, с 1930 по 1993 годы — улицей Дзержинского.
Отец Филарет в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии» говорит, что название церкви связано с памятью об «обществе благочестивых жен», которые в 1701 году купили книгу для Куряжского монастыря" на общие гроши сестер Мироносиц, жителей города Харькова". Это — первое упоминание харьковских мироносиц.
Мы помним, что сам термин «жены мироносицы» и внимание к соответствующему эпизоду Священной истории возникли в связи с тем, что у Креста, на котором был распят Христос, остались лишь Его Мать с любимым учеником Иоанном и женщины, служившие Спасителю в Его земной проповеди: Мария Магдалина, Мария — мать Иакова, Саломия, Сусанна и другие. За свою верность Христу они первыми удостоились узнать весть о Христовом Воскресении. Вспомним, что в первый день недели (теперь он называется воскресеньем), когда святые женщины пришли утром ко гробу, чтобы помазать миром Иисусово тело, обнаружили гроб (то есть пещеру погребения) открытым и увидели ангела, который возвестил, что Иисус Христос воскрес.
Судьба харьковского Мироносицкого храма трагична, как и многих других. Он был уничтожен безбожной властью в 1930-х годах, однако, как водится, память о нем пребывает как на небесах, так и в сердцах православных горожан. На месте храма ныне располагается аллея героев-комсомольцев.
Перед аллеей, на улице Сумской, — ставшая за несколько послевоенных десятилетий знаменитой Зеркальная струя, одна из визитных карточек города. Поэтому, когда в православной среде, у руководства Харькова, а также архитекторов возникла инициатива возвести на месте уничтоженного храма новый, общественность отреагировала противоречиво, на телевизионных ток-шоу вопрос стоял остро: Зеркальную струю отдавать горожане не хотели. Но, надо признать, никто на нее и не посягал. Она органично вписывается в храмовый ансамбль.
Предлагалось просто перенести или реконструировать аллею героев-комсомольцев, о которой тоже непременно следует рассказать. Она, совсем небольшая, была заложена во время празднования 40-летия ВЛКСМ в 1958 году. Вдоль нее по сей день на круглых белых постаментах располагаются 8 бронзовых бюстов — Николая Островского (скульптор Д. Г. Сова), Зои Космодемьянской (скульптор И. П. Ястребов), Александра Матросова (скульптор А. А. Ивченко), Олега Кошевого (скульптор В. В. Петренко), Ляли Убийвовк (скульптор В. Ю. Обидион), Вани Минайленко (скульптор М.Н. Михайловский), Александра Зубарева (скульптор Б. К. Волков) и Галины Никитиной (скульптор Л. Г. Жуковская).
В конце аллеи установлена стела с изображением 6-ти орденов, которыми был награжден комсомол, и текстом: «Герої полягли за Батьківщину, / Але живуть у нинішніх ділах. / І вічно буде комсомольска зміна/ Тримати їхній прапор у руках». После реконструкции надпись на стеле была изменена. Сейчас она звучит так: «Дела и подвиги их — грядущим поколениям». Как видим, аллеей преимущественно увековечена память героев Великой Отечественной войны, отдавших свои молодые жизни за други своя, за свое Отечество.
В День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков (а именно освобождение Харькова считается завершением Курской битвы), 23 августа 2008 года, произошло освящение символической закладки новой церкви Жен Мироносиц. На месте будущего трехпрестольного девятикупольного храма пока установлен деревянный крест.
Строительство храма на 330 человек планировалось завершить к 2011 году, но работы еще не начинались. Трудно сказать, что тому причиной — экономический кризис, нерадение или протесты жителей дома по улице Чернышевской, 15 (единственный жилой дом, находящийся в непосредственной близости от места, где стоял храм). Архитектор Павел Чечельницкий рассказывает: «Количество куполов обусловлено тем, что раньше на Слобожанщине строили храмы только девятикупольные. Сейчас ни одного такого на Харьковщине нет». Он же возражает местным коммунистам, утверждая, что нет противоречия между храмом и памятниками героям-комсомольцам, поскольку люди, пожертвовавшие своими жизнями за добро, церковью признаются как безусловные праведники.
* * *
После установления Советской власти Мироносицкая церковь некоторое время была открытой для прихожан. Затем было принято решение построить на Мироносицкой площади «Театр массового музыкального действа». Строительство «театра» так и не было завершено.
В 1980 году поэт-харьковчанин Борис Чичибабин обмолвился в одном из своих стихотворений: «Мы рушим на века, и лишь на годы строим.»
В харьковской ситуации дело обстояло еще плачевней. Предполагалось, что новая советская постройка будет грандиозной, совмещающей в себе цирк, кинотеатр и театр с залом на 4000 мест и огромной сценой. А Мироносицкий храм решено было снести, потому что старая церковь «портила бы вид» всей площади возле театра. Площадь, возникшая на месте церковного кладбища, закончила существование вместе с церковью, которая была взорвана 11 марта 1930 года около 4 часов утра. Однако взрыв не снес храм полностью, верхушка колокольни никак не падала, и в народе говорили, что это Бог не дает рушить церковь. В итоге храм был разобран.
До Великой Отечественной войны на месте сквера располагался троллейбусный парк, а после окончания Великой Отечественной войны на месте депо (вроде бы после критических высказываний Н. Хрущева) был разбит сквер Победы, в котором и заложили аллею героев-комсомольцев.
* * *
А какова же история разрушенного храма? В 1780 году прихожане обратились к генерал-майору Норову, возглавлявшему Харьковское Наместничество, с просьбой о строительстве каменной церкви Жен Мироносиц на месте обветшавшей деревянной. 12 марта 1781 года была выдана храмозданная грамота с разрешением на строительство церкви. Строительство заняло около двух лет и 9 июня 1783 года кладбищенская церковь была освящена. Это был небольшой каменный однопрестольный храм, с деревянной колокольней с 4 колоколами (самый тяжелый весил 30 пудов 5 фунтов).
В 1813 году были проведены все согласования с архиепископом Курским и Белгородским Феоктистом, временно управлявшим Харьковской епархией в связи со смертью Христофора. Было решено пристроить два притвора, освятив их во имя святого Николая Чудотворца и святых Жен Мироносиц. Главный же престол — освятить во имя Образа Тихвинской Божией Матери. Освящение и заложение притворов прошло в 1813 году. Строительство завершилось в начале 1819 года. 7 мая Николаевский предел освятил архиепископ Павел. Длина здания составила 38 аршин, ширина 25 аршин. Вся церковь была покрыта белым листовым железом и покрашена в зеленый цвет, вокруг церковного двора построили новую деревянную ограду. 16 октября был освящен Мироносицкий притвор. А 31 октября архиепископ Павел подписал храмозданную грамоту на переименование Мироносицкой церкви в Тихвинскую.
Несмотря на перестройку 1813—1819 годов, полностью переделка храма не была завершена из-за недостатка средств, и в июне 1826 года священник Трифон Копьев с прихожанами решили перестроить главный алтарь. Проект перестройки церкви и обновления фасада разработал профессор Харьковского императорского университета Евгений Васильев. Планируемая смета достройки составляла 12 255 рублей. Прихожане собрали необходимую сумму, но утверждение проекта затянулось надолго из-за смертей архитектора Васильева и главного идеолога планировавшейся реконструкции — священника Трифона Копьева. В 1833 году новый настоятель церкви, отец Иаков Голяховский, вернулся к идее реконструкции. Проект был слегка изменен «дабы дать церкви фасад более правильный и соответственный русскому штилю» (выделено автором).
19 октября 1841 года был освящен главный престол — в память Воздвижения Креста Господня. Таким образом, церковь снова поменяла имя — сей раз на Крестовоздвиженскую. После завершения перестроечных работ 1856 года и освящения всех престолов церковь стала пятипрестольной: в главном (холодном) храме находились Крестовоздвиженский, Сергиевский и Тихвинский, а в теплом храме — Николаевский и Мироносицкий.
Интересная деталь, о которой мы не всегда задумываемся по причине наличия современных способов отопления и освещения храмов. Тогда зимние богослужения проводились только в двух отапливаемых голландскими печами притворах теплого храма, а холодную церковь отгораживали теплой деревянной стеной. Но что интересно, к 25 марта стену разбирали и все лето служили в притворах теплого храма.
Спустя три десятилетия, в 1889 году новоизбранный церковный староста Л.П.Соколов начал сбор средств на реконструкцию храма, проект которой подготовил профессор Харьковского технологического института архитектор М. И. Ловцов. 18 июня 1890 года архиепископ Амвросий разрешил реконструкцию, которую завершили к ноябрю. Были убраны и торжественно сожжены два престола теплого храма, разрушены две стены, разделявшие теплую и холодную церкви, увеличена высота потолка и размеры окон, толстые колонны заменены тонкими и сделано центральное калориферное отопление. Также была обновлена внутренняя отделка храма, перестелены полы, позолочены иконы. Первоначальная сметная стоимость работ планировалась на уровне 5000 рублей, фактическая же составила около 12 000 рублей.
В конце XIX века стало ясно, что старая колокольня, возведенная в 1819 году, обветшала и видом не согласуется с перестроенным храмом. Средства на ее перестройку собирали 20 последовавших лет! К концу 1905 года в храме было устроено электрическое освещение. И лишь в 1909—1911 годах по проекту В.Н.Покровского была построена новая колокольня в стиле ростовских храмов XVII века, вторая в городе по высоте после Александровской колокольни Успенского собора.
Это фото опубликовал А. Ф. Парамонов, составитель книги «Харьков. Ретроальбом» (Харьков: ХЧМГУ, Глобус, 2008) с таким комментарием: «Вид с колокольни Мироносицкой церкви. Фотограф-любитель Борис Кузьмич Руднев, побывав на колокольне Мироносицкой церкви, сделал целый ряд фотографий Харькова. Несмотря на то, что снимок сделан любителем, он представляет интерес для восстановления картины старого города. На фотографии видны Николаевская и Троицкая церкви, Успенский собор и костел». Википедия дает добавочный комментарий, перечисляя оказавшиеся в поле зрения храмы Харькова (крестиком помечены уничтоженные церкви): «Вид с новой высокой, 1911 г., колокольни Мироносицкой церкви на центр Харькова, между улицами Гоголя (слева) и Сумской (справа, не видна). Слева направо церкви: католический костёл, Троицкий собор на Подоле, †Николаевский собор, Покровский собор, колокольня Успенского собора. †Лютеранская колокольня (1914) слева на Пушкинской ещё не построена, †Воскресенская церковь напротив Рыбного моста не видна».
Историки приводят имена священников, в разные годы служивших в Мироносицкой церкви Харькова. Помянем их и мы. Священник Трифон Моисеевич Копьев (служил в храме 1801—1829). Священник Иоанн Лаврентьевич Ольховский (служил в храме 1834—1837, годы жизни 1805—1837). Протоиерей Пётр Иоаннович Секирский (служил в храме 1837—1878, до своей кончины). Священник Иоанн Алексеевич Линицкий (служил в храме 1845—1846). Протоиерей Иаков Михайлович Голяховский (служил в храме 1832—1879, до своей кончины). Протоиерей Андрей Георгиевич Щелкунов (служил в храме 1879—1895, до своей кончины). Протоиерей Павел Леонтьевич Григорович (служил в храме 1878—?, годы жизни 1845—?). А протоиерей Николай Николаевич Любарский (служил в храме 1895—?, годы жизни 1853—?) стал настоятелем Мироносицкой церкви с 21 декабря 1905 года и даже написал книгу «Харьковская Крестовоздвиженская (Мироносицкая) церковь 1783—1908 гг.», которая вышла в 1908 году в издательстве «Южный край».
* * *
Мироносицкую церковь в Харькове следует возродить. Это не только украсит центр города, но создаст еще одну духовную и эстетическую доминанту в Нагорном, центральном, районе города. А главное, восстановит историческую справедливость и упрочит память и связь времен. Это будет в самом деле символично-объединительно: глядя с улицы Сумской горожане и гости города сквозь арку Зеркальной струи будут видеть аллею комсомольцев-героев и Храм Жен Мироносиц!