Русская линия
Православие.RuЕпископ Имеритинский Гавриил (Кикодзе)10.05.2011 

Стремитесь познать правду Божию
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского

Счастье

Бог создал человека не для мук, Святитель Гавриил Имеретинскийа для счастья и радости. Истинное счастье даруется человеку не просто так. Оно почти всегда — следствие большого труда и подвига. Только лишь внешние успехи и материальные блага не приносят счастья. Истинный путь, которым человек может достичь возможного в этом земном мире счастья, указан в словах Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). То есть в первую очередь старайтесь, чтобы желание Царства Божия обосновалось в ваших душах, стремитесь познать правду Божию и полюбить Господа, и тогда все иное: мир, радость и земные потребности — еда, питье, одежда и прочее — сами собой дадутся вам. Счастье — это состояние спокойной, радостной и бодрой души, и испытывать это может только человек с чистой совестью. Если душа и сердце человека возмущены, взволнованы и обеспокоены, то, даже живя в богатстве и почестях, такой человек все же не сможет быть счастливым. И наоборот, когда человек спокоен и уравновешен, когда он доволен своим положением и за все благодарен Богу, даже если он беден и лишен многого ему необходимого, он будет счастливее всех богатых людей. Человек бодрый, трудолюбивый и имеющий чистую, неоскверненную совесть, который, к тому же, не ищет многого, а довольствуется и малым, дарованным Богом, безусловно, будет счастливым, насколько это возможно для человека в мире земном. А человек жадный, ненасытный и в чьей душе поселилась злоба, никогда не познает счастья, ибо, где нет мира, там нет и счастья.

Злословие

Человек, любящий злословить, никого не оставляет без осуждения. Чего только он не придумает, и в чем только с легкостью не обвинит совершенно невинных людей! Если увидит, что кто-то ежедневно ходит в церковь и горячо молится Господу, — скажет, что человек этот фарисей; а если заметит, что кто-то ходит редко, — обвинит в маловерии. Если кто старается всегда и всем говорить правду — назовет такого человеконенавистником, не желающим добра другим. Ему не нравится человек спокойный и смиренный — он скажет о нем: «Слабак». А о том, кто характера твердого и крепкого, скажет, что он жесток и вспыльчив. В общем, такой осудит всякого человека, не одобрит любого дела и начинания. Не забывайте, какой это большой грех — злословить и осуждать ближнего.

Испытание

Испытанием называют такое событие или действие, которое может ввергнуть человека в грех. Часто человек может заранее распознать, где или с кем или в каком деле может он встретить опасность, и избежать этого. Опасность — такое обстоятельство или случай, при котором человек должен проявить истинные качества своей души. В течение жизни таких случаев или обстоятельств бывает множество: радость и печаль, счастье и горе, страх, гонения, болезнь, смерть ближнего и многое другое. По Промыслу Божиему опасностям человек подвергается потому, чтобы с их помощью он сумел оценить свои достоинства и познал самого себя. Без опасности невозможен духовный рост; опасность возвышает мысль, очищает сознание и улучшает нравственность. Опасность предупреждает и отрезвляет человека. Если кисть винограда не раздавить, вино не сделаешь. Так же и с человеком. Если душа человека не будет обеспокоена, то не обрастет хорошими плодами. К каждой опасности надо отнестись с большим вниманием и разумением. И, прежде всего, надо помнить, что зло не должно повергать человека в безысходную грусть, и он не должен терять бодрости и крепости духа. Во-вторых, он должен стараться обратить опасность на пользу себе. Из горести выведи радость, добро и успех. А это сумеешь сделать только тогда, когда вооружишься надеждой и верой и исправишь собственное поведение. Если настигла опасность, возблагодари Бога, наберись терпения и прояви смирение.

Познание самого себя

Познание самого себя — это когда человек изучает себя, разбирает, хорошо ли он поступает или плохо, хороший у него характер или плохой. Познание самого себя — основа доброй христианской жизни. Если человек сначала не осознал, какой грех он совершил, какие недостатки есть в его сердце, то как же он покается в них и станет лучше? Процесс познания самого себя нелегок; кто стремится к этому, тому придется немало потрудиться. Будет дана нам большая польза и душевная благодать, если хорошо познаем себя и честно признаемся себе, какие конкретно недостатки имеем и в чем именно провинились перед Господом. Если поступим так, то и последующее раскаяние наше будет полным и искренним, что поможет нашему исправлению. А если же не сумеем хорошо познать себя, то не только не будем хорошими христианами, но и в любом другом деле не сгодимся. Кто глубоко познал себя, тот и ближнего никогда не осудит.

Злая женщина

Жить со злой женщиной — большая беда и серьезная опасность. Злоба женщины хуже всего потому, что изначально Господь дал женщине нежное сердце и мягкий характер. Но если женщина изменит данный природой характер и сделается злой, то противней этого ничего не может быть. Если женщина командует мужем, это большой стыд. Насколько бы жена ни была лучше, образованней и разумней своего мужа, все же она должна подчиниться ему. Это не помешает благополучию семьи: уважение и подчинение мужу может хорошо сочетаться с трудом и заботой о семье. У мужа злой жены лицо всегда горестное, а сердце в язвах; а муж доброй и рассудительной супруги всегда весел и долго живет на этом свете. И в Ветхом, и в Новом Завете женская стыдливость, немногословие, доброта, забота о семье и семейном хозяйстве всегда прославляются и одобряются. Предназначение женщины-христианки в том, чтобы быть защитницей чистоты, порядочности и нравственности, укреплять супружество, хранить христианскую любовь между собой и мужем, между членами семьи, быть опорой мужу, хранительницей семейного очага и пособницей благосостояния семьи.

Блаженны та страна и тот народ, что имеют женщин чистой нравственности. Такая страна всегда будет сильной, процветающей и счастливой. Напротив, несчастны та страна и тот народ, где женщины забыли о своей роли и своем предназначении и живут, попирая христианскую мораль и нравственность. Такая страна и такой народ скоро ослабеют и придут в упадок.

Совесть

Два дара Божиих, которые даны человеку для блага его и других и которые он должен преумножать, — это совесть и вера. Совесть — невидимый судия, сидящий внутри каждого, который то хвалит, то ругает за тот или иной поступок. Кто хочет более отчетливо представить, что такое совесть, тот должен вспомнить, какую невыразимую радость и удовольствие испытывал он при совершении какого-либо благого дела и, наоборот, какое жгучее чувство стыда овладевало им при совершении чего-либо предосудительного и злого. Бог потому и даровал человеку совесть, чтобы она была доброй наставницей для добродетельных и уздой для злых и делающих недолжное. Для умножения сего дара человек должен всячески стремиться к тому, чтобы совесть его была твердой и чувствительной. Совесть в сердце человека подобна огню, который освещает и согревает. Невозможно полностью погасить этот огонь. А вот разжечь и усилить его при желании вполне может каждый. И кто поступает подобным образом, тот именно и умножает данный ему дар и вправе надеяться услышать от Господа: хорошо, добрый и верный раб. А тот, кто, наоборот, столь уменьшил этот божественный огонь, что он его вовсе уже не беспокоит и не мешает грешить, тот подобен тому рабу, который полученный от господина талант зарыл в землю. Именно за это заслужил он от Бога порицание: лукавый и ленивый раб.

Просвещающий себя Писанием помогает этим своей совести; тот же, кто не питает себя учением, вынужден полагаться лишь на себя. И если совесть его затемнена, у него не будет другого средства для различения зла и добра.

Хотя бы раз в день человек должен заглянуть в то зеркало, что незримо всегда с ним и называется совестью. Если он с умом и внимательно всмотрится в него, то обнаружит слой грязи, образовавшейся на его поверхности. Потому минимум два раза в день, утром и вечером, молитвой, слезами и раскаянием должен человек очищать это зеркало своей души — совесть.

Семья

Каждый человек, прежде всего, в семье приобретает основные житейские навыки, привычки, здесь формируются его взгляды и убеждения. В семье он учится хорошему или плохому поведению, здесь формируется его характер — добрый или злой. Поэтому в богобоязненной и нравственно чистой семье растет добрый и хороший человек, и наоборот. Мирная семейная жизнь и атмосфера взаимного уважения и любви являются основой твердой христианской морали и залогом того, что христианин именно в семье, в своем доме сможет исполнить наиболее последовательно заветы Христа.

Первая заповедь Христа — любовь. Где она может проявиться лучше, сильнее и отчетливее, как не в семье? Именно в семье лучше всего видно, каково сердце у человека и способен ли он полюбить ближнего. Если не способен искренне, всем сердцем любить родителей, братьев и сестер и других родственников, то как же сможет полюбить других?

Большой добродетелью и достоинством является терпение, которому человек в первую очередь должен быть приучен опять-таки в семье. Именно здесь, в семье, человек ежесекундно, ежедневно должен проявлять терпение и великодушие. Если люди не будут прощать друг другу недостатки и ошибки, то они просто не смогут ужиться друг с другом. Очень важной и весьма необходимой добродетелью является отказ от себялюбия, то есть способность к жертвенности, к тому, чтобы жертвовать своим ради другого. Лучшим местом для проявления этой добродетели, этой заповеди также является лоно семьи. Также и чистоту, великодушие, миролюбие и другие христианские добродетели полнее всего развиваются и укрепляются в семье.

И, в-третьих, нигде так отчетливо, хорошо и полно не проявляется характер человека, как в собственной семье, среди самых близких людей. Если вне дома человек как-то скрывает свое истинное лицо и старается казаться окружающим всецело положительным человеком, то в семье он ежесекундно находится на виду и в каждом поступке проявляется его истинное лицо, каков он в действительности — добр или зол. Домашняя, семейная жизнь — это зеркало, в котором отображается настоящие характер и природа человека. Для христиан дом, семья — вторая Церковь. Как в Церкви, так и в семье, человек должен поступать чисто, скромно и добродетельно.

Поклонение Господу

Спаситель учит, что Бог — духовен, и потому наше поклонение Господу должно проявляться в духовных деяниях и служении истине. Поклонение язычников было лишь плотским, так как они не знали невидимого Бога; они поклонялись лишь тому, что было видимым: солнцу, луне, звездам. Спаситель научил нас, что Бог есть Дух невидимый, следовательно, поклонение и служение Ему должно быть духовным. Это значит, что человек должен поклоняться Господу духовно — правдой, истиной, добрым нравом и поведением. Тот, кто всегда помнит, что Бог вездесущ, все видит и слышит, и в силу этого боится прогневить Его своими плохими делами и поступками, тот истинно почитает Господа. Мы же, по большей части, стараемся плотски служить Господу, забывая о духовном служении и поклонении. Так, не очень сложно выдержать пост, но значительно большей добродетелью и трудом будет, если ты очистишь свое сердце от всех грехов, будешь служить Господу правдой и добрыми делами. Сам по себе пост ничего не значит, если он не будет подкреплен иными добродетелями. Не существует на свете примера лучшего духовного поклонения и исполнения Божиих заветов, чем доброе воспитание родителями своих детей, а со стороны последних — послушание и уважение старших. А сегодня этот божественный союз между родителями и детьми нарушен. Дети, которые постятся, но при этом тяготятся содержанием старых и немощных родителей, совершают страшный грех, ибо нарушают данный Богом первый и основной завет и исполняют меньший и последний из них. Разве это является духовным поклонением Господу? Можно привести еще множество примеров в подтверждение того, как далеки мы от духовного поклонения Богу.

Искренне верующие поклоняются Господу духовно и истинно. Духовное поклонение — это обращение и стремление к Господу всей нашей душой, всеми помыслами, то есть полное подчинение Господу мыслями и чувствами, всеми внутренними движениями души; духовное поклонение — это благоговение, страх Божий и любовь. Наше поклонение Господу имеет и внешние проявления: крещением, коленопреклонениями, церковным пением, громкой молитвой, постом, отмечанием праздников, строительством храмов и прочим. Все это хорошо и полезно, если исходит и основывается на духовном поклонении. Без внутреннего переживания Господа одни только внешние проявления нашей веры принесут не пользу, а, наоборот, лишь вред. Постарайтесь так устроить свою жизнь, чтобы каждое ваше слово и дело, большое и малое, было бы проявлением истинного поклонения, уважения и любви к Богу. Вот, к примеру, питание человека. Это дело плоти, но если человек питается умеренно, а не для ублажения своего тела и за предоставление пищи всегда благодарит Бога, а полученную с пищей энергию использует затем для прославления Господа и совершения богоугодных дел, то в таком случае и принятие пищи тоже может превратиться в служение Господу. Так же и другие простые земные дела, если только исполнять их с надеждой и любовью, будут благодатными и угодными Богу.

Молитва в церкви

Человек, желающий прийти в церковь на богослужение, должен заранее подготовиться к этому. В воскресенье, до прихода в храм, он должен постараться настроить сердце и разум свой на молитву. Если он мирские заботы принес с собой в храм, то, конечно же, не сможет помолиться хорошо и с пользой для души. Прежде чем переступить порог храма, на мгновение остановись, присядь во дворе, соберись с мыслями и спроси у себя: куда идешь? В церкви ты должен предстать перед Богом, там твоими свидетелями будут ангелы и святые. И в первую очередь ты должен постараться перед входом в храм в душе своей примириться со всеми и ни на кого не держать обиды и зла. Если входишь в храм переполненный пустыми житейскими заботами и тревогами, то там окажется лишь твоя плоть, а сердце и душа будут совсем в другом месте.

Входя в храм, не думай о том, чтобы занять место впереди, а стой молча и скромно, не забывай, где находишься. В храме недопустимо и считается грехом разговаривать, смотреть по сторонам (и тем более ходить), рассматривать друг друга. Старайся внимательно выслушать те молитвы и места из Священного Писания, которые читаются. Христианская вера и учение выражены в тех молитвах и песнопениях, что читаются и поются в храме. Следовательно, тот, кто внимательно слушает их, узнает, что собой представляет наши вера и учение. При этом сердце молящегося в церкви не должно оставаться холодным. Ты должен почувствовать или страх за свои грехи и свою недостойность, или горечь, или любовь к Господу, или сладость и утешение, или какое иное душевное чувство. Если человек, находясь в церкви, равнодушен и не испытывает никаких чувств, то и молитва его будет прохладной и бесплодной. Человек должен так любить молитву, как голодный — еду. Результат истинной и усердной молитвы — духовное возрастание. Истинная молитва согревает сердце человека, улучшает характер; она растапливает страсти злого сердца, как лучи яркого солнца — снег и лед. Если твое сердце после молитвы почувствует умиротворение, покой и спокойствие, если возрастет твоя любовь к Господу и ближнему, значит, молитва твоя была доброй и правильной. Если молитва твоя действительно была усердной и благодатной, то при выходе из храма пожалеешь и врага своего и будешь готов обнять его; а если к врагу по-прежнему чувствуешь неприязнь или вражду, тогда знай, что молитва твоя была ложной и бесплодной. А о тех христианах, которые сразу же по выходе из храма, прямо в церковном дворе, начинают кричать и драться, скажем, что они вообще не молились, что в храме они делали лишь какие-то механические действия руками и телом.

Любовь к Богу

Любовь к Господу является главнейшим заветом христианского учения и основой жизни христианина. Поэтому мы неустанно должны заботиться о том, чтобы не поколебалось в нас это чувство, а вместе с ним и вся наша духовная жизнь. Когда мы любим кого-либо, то хотим всегда быть рядом с ним, видеть его и получать от этого радость и утешение. А Бог невидим, следовательно, мы не можем желать, чтобы физически Он был вблизи нас. Так как же любить Бога? Любовь к Господу проявляется через любовь к тому, что внутри человека или вне его есть доброго, чистого и истинного; Бог — высшие добро, чистота и истина. Следовательно, в чьем сердце есть желание и стремление к этим трем качествам, у того и есть любовь к Господу.

Любовь к Богу проявляется в том, что в сердце человека идет постоянная борьба между добром и злом, чистотой и нечистотой и человек старается лжи и всякой нечистоте противопоставить истину и благодать и этим победить их. Такая же борьба между благодатью и грехом идет и в мире. И истинно любит Бога лишь тот, кто в этой борьбе занимает сторону первого и враждует со вторым. Любовь к Господу проявляется и через любовь к ближним. Как учит святитель Иоанн Богослов, если человек не сможет полюбить ближнего своего, который постоянно перед ним, тем более не сумеет он полюбить Бога, Которого он никогда не видел. Святое Писание учит, что главное имя Бога — любовь, и у кого нет любви, тот никогда не сможет познать Его. Святое Писание потому и призывает нас к любви к Господу, что это необходимо и полезно, прежде всего, нам самим, а не Господу. Если в сердце постоянно живет мысль о Боге, то тогда человек может надеяться и на любовь Господа к нему. Эти мысли, стремления и усилия очищают, обогащают и возвышают человека.

Когда любим кого-либо, тогда мы хвалим его и радуемся его восхвалению другими и, наоборот, досадуем, если он становится объектом поругания и поношения. Так же и по отношению к Господу; кто Его искренне любит, тот постоянно радуется Его восхвалению, а также рад каждой встрече с теми, кто носит в своем сердце любовь к Богу. И наоборот, когда слышит чьи-либо богохульные речи, то глубоко печалится.

Любовь к Богу проявляется в исполнении Его заветов. Евангельская заповедь «возлюби Господа всем сердцем своим» не значит, что человек на этом свете никого, кроме Бога, больше не должен любить, а лишь то, что любовь к Господу в нашем сердце должно быть крепче, прочнее и выше всех остальных чувств. Лишь любовь к Богу должна управлять всей нашей жизнью. Евангелие требует от нас также любить Господа всей душой и разумом нашим. Первое указывает на отличие любви к Господу от всех остальных чувств, так как любовь к Господу чиста, сугубо духовна и полностью лишена плотского. А разумом своим человек полюбит Господа лишь тогда, когда будет часто думать о Нем, представляя при этом Его волю и величие. Если хотим, чтобы любовь к Господу всячески укреплялась в нашем сердце, то для этого мы должны часто думать о том, как сильно Он любит нас и сколько сделал для нашего просвещения и спасения.

Перевел с грузинского Мераб Джикия

http://www.pravoslavie.ru/put/46 371.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru