Русская линия
Русская линия Людмила Ильюнина13.04.2004 

Духовность России — это Христос
Интервью с иеромонахом Василием Оптинским (1960−1993) накануне его мученической кончины на Пасху 1993 года

Оптина пустынь на протяжении вот уже двух столетий притягивает к себе множество паломников со всех концов света. Как и сто, и двести лет назад простые русские люди именно в Оптиной ищут ответы на вопросы, которые ставит пред ними жизнь. При жизни новомученика иеромонаха Василия (Рослякова) к нему особенно тянулись паломники. Он говорил прекрасные проповеди, сострадательно принимал исповедь. Незадолго до мученической кончины у него взяла интервью постоянная оптинская прихожанка, сотрудница радио «Россия» Алевтина Струкова. Это интервью сейчас воспринимается как завещание новомученика всем нам.

Мы много сейчас говорим о необходимости возрождать духовность России. «Духовность России» — что это такое

Духовность России — это Христос. Он говорит: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). А поскольку духовность не может быть вне Христа, то для России она выражается одним словом — Христос.

Может быть, от того и происходит наша трагедия, что мы не понимаем, как все просто: духовность — это Христос?

Без сомнения: «В мире скорбны будете, — сказал Господь, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Обетования Господни непреложны, их никто никогда не сможет отменить. Так что и мы живем сегодня по этим обетованиям.

Расскажите, пожалуйста, какова внутренняя жизнь Оптиной пустыни?

Внутренняя жизнь — тайна, таинство. Наша Церковь содержит семь Таинств, на которых зиждется все. Всякое Таинство имеет внешнюю сторону: совершаются молитвы, производятся какие-то действия, но в это время Сам Христос действует невидимо и незримо — Его благодатию совершаются сами Таинства. Только тогда мы сможем понять внутреннюю жизнь, когда сами жизнью приблизимся к Богу. А по-другому она никак не открывается и не откроется. «Аз есмь дверь, — говорит Господь, — Мною аще кто внидет — спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет» (Ин. 10:9). Дверь к внутренней жизни Оптиной — Христос… Как рассказать о том, как действует Бог? — Невозможно.

А можно ли рассказать о том, что сам чувствуешь?

Можно. Возьмите, например, псалмы Давида. Он говорит: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33:9). Пожалуйста, вкушайте и увидите.

«Кого люблю, — говорит Господь, — того и наказую. Биет же Господь всякого сына, его же приемлет» (Притч. 3:12). Мы — возлюбленные сыны Божии, ради того, что содержим истину Православия. Поэтому мы и наказываемся — Господь нас особенно любит. Отец, любящий сына, никогда не оставит его без наказания. По любви, не по жестокости. Мы привыкли к тому, что наказывают только по жестокости, нам неизвестно наказание с чувством любви. Господь нас наказывает с любовью, чтобы вразумить, ради этого посылает какие-то скорби. В этом нет ничего страшного, надо быть всегда готовыми к скорбям.

Я Вас уверяю, что нет такого человека на земле, который бы никогда не скорбел. У нас в России больше всего скорбей, значит у нас лучше, чем где бы то ни было. Но только, если мы православные.

А почему Христос выбрал именно нас?

Вот взял и выбрал. Когда Он собрал Своих учеников, то сказал им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15:16). Почему Господь избрал русский народ и дал ему хранить истину Православия — мы не ведаем. Пути Божии для нас — тайна за семью печатями, запечатанная, быть может, навсегда. Может быть, она даже после смерти не откроется. Но, поскольку этот дар нам дан, мы обязаны его хранить, свято блюсти.

Получается так: чтобы чего-то достичь во внутренней жизни, нужно пройти через боль?

Обязательно. Это закон жизни, его установил Сам Господь. Зачем же тогда Он претерпевал крест?.. «Возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24), — это же слова Христа Спасителя.

Как учат святые отцы: все, что исполняет инок, должен исполнять и благочестивый мирянин. За исключением одного — мы даем обет безбрачия.

Вам трудно в монашеском подвиге?

«Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5:12) «И паки реку: радуйтеся» (Фил. 4:4), — вот наше обетование, а Вы говорите «трудно"… Нам помогает Господь, поэтому нам легче. У Отца есть любимые сыновья — монахи; а те, кто удалился от Бога, становятся блудными сыновьями. Вот им действительно трудно. Самому Богу труднее им помочь, человек отстраняет эту помощь… Мир несет скорби, потому что отстранился от Бога, и тащит на себе воз грехов…

18 апреля (в этот день мы отмечали Пасху в 1993 году) вместе с иеромонахом Василием мы будем поминать и убиенных иноков Трофима и Ферапонта. Молиться о них, но, как свидетельствует множество паломников в Оптину, получать и от них утешение, помощь в духовной брани и в делах житейских. Свидетельства эти собираются в монастыре, некоторые уже опубликованы, — все они должны будут в скором будущем рассматриваться, как материалы к церковному прославлению трех оптинских воинов духовных.

Людмила Ильюнина, Русская линия

http://rusk.ru/st.php?idar=4831

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru