Татьянин день | Анна Ромашко | 07.05.2011 |
Глубоким утром, на заре нового дня трепетные, бесстрашные… и безутешные женщины спешат ко гробу в спящий сад. Они не знают, что самое скорбное место на свете через минуты станет для них и для всего мира распахнутой дверью в радость Воскресения! Они бегут по каменистым тропам, сквозь тьму и сырость раннего утра, несут тяжелые сосуды с ароматными маслами и чистые ткани, чтобы закончить обряд погребения.
Вместо изувеченного тела, наспех обернутого тут же напитавшейся кровью плащаницей, они увидят ликующего Ангела, сидящего на высоком камне, как дитя: дети любят сидеть на высоких парапетах, свесив ноги. Добрый, Ангел серебряным голосом скажет им — преображающимся в крепнущей надежде, — что воскрес Господь, что искать живого с мертвыми нет смысла…
И жены, носящие миро тут же уверуют, расправят плечи, оставят свою ношу, и по, ангельскому повелению устремятся назад — к мужам Израильским, скорбным и растерянным, не нашедшим в себе сил помазать наутро тело Господа своего.
И вот, некогда обессиленные, истерзанные сомнениями, а теперь вновь полные неукротимой верой, побегут в утреннем пении птичьих стай апостолы. Их «веселые ноги» — как поется в пасхальном Каноне, омытые не так давно Учителем и Богом принесут их к пустому гробу, в изголовье которого лежит свернутый плат с Его головы, и далее простерлась пустая плащаница, обожженная Светом самого главного в истории человечества события! Вскоре апостол Фома вложит свои пальцы в раны от гвоздей и воскликнет: «Господь мой и Бог мой!»
А мироносицы вновь займутся своими обыденными делами, — домами, кухнями, детьми. Но теперь в их сердцах до самой их кончины будет гореть Свет Христова воскресения.
Некоторые из них не смогут унять своего Света и пойдут по страшным дорогам языческого мира — возвещать о кончине прежнего устройства жизни, о начале нового Дня! И будут замучены, убиты, обезглавлены, распяты, колесованы. Но велика сила их свидетельства! Такие слабые, зависимые, — они несгибаемы под гнетом страданий, умирают в муках и хоронят детей, не отвергнувших Христа под языческими пытками!
Сколько их? Возможно, сотни тысяч — не сломленных, цитаделей добродетели и веры, чистых лилий, белоснежно цветущих в райских садах, переживших скорби, не сопоставимые ни с какими современными представлениями о горе. Господи, как же мы далеки от своих хрупких молитвенниц, ходивших за Христом и после Его славного вознесения!
Этот праздник, день жен-Мироносиц, — маячок в бурном океане современных представлений о женственности. Среди глянца и витрин магазинов, модных нравов и пристрастий вдруг пройдет Мария-Магдалина, благородная женщина из города Магдалы, с красным яйцом в руке, навстречу страданиям и смерти. Или возникнет благочестивая мать сыновей рыбака Зеведея — святая Саломия, мудрая и скромная, в тишине сердца поверившая Ангелу, возвестившему о воскресении. Или вот, Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, та, что взяла отрезанную голову Предтечи и погребла ее на горе Елеонской. Мария — жена младшего брата Иосифа-обручника, Клеопы, которая познакомилась с Пречистой Девой еще во время Ее беременности. Была еще Мария, мать братьев Иакова и Иосии, о которой упомянули сразу три евангелиста.
Заботились ли эти святые женщины о телесной красоте? Думаю, что, будучи мужними женами, они соблюдали себя в положенном в то время порядке, сохраняя достойный внешний вид. Но вряд ли это занимало их души. Уязвленные Правдой, познавшие Истину, видевшие Свет, они были прекрасны, прежде всего, внутренним своим содержанием.
При этом эти женщины, как это следует из текста Писаний, оставались сами собой — с непростыми характерами и личностными чертами. Так, удивительно наблюдать евангельскую ссору между Марфой и Марией, сестрами праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом. Марфа очень сурово, я бы даже сказала, по бабьи упрекает Самого Спасителя за то, что Он не гонит Марию, которая внимательно слушает в это время Его проповедь, помогать ей накрывать столы:
- Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне.
И Бог не гневаясь, кротко наставляет расходившуюся хозяйку:
- Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. (Лк 10:41)
Не нужно себя ломать, лицемерить, притворяться, можно честно сказать Христу о своей печали. Не стоит сомневаться, Он все услышит и поймет правильно.
Память о святых женах-мироносицах и есть наглядное изображение той «благой части», которая «не отнимется». Следование за Христом по многолюдным веселым улицам, мимо фонтанов и площадей, зрелищ, салонов красоты, бутиков одежды, — вот наше непростое «благо». Бежать в утреннем тумане на службу, растить детей, питать надежды на лучшее и благодарить за настоящее, поддерживать других, помогать кому возможно, надеяться, верить, любить, забывать себя ради служения близким, хранить чистоту.
Почему же такие простые на первый взгляд задачи очень тяжело выполнять?
Святые мироносицы, представшие пустому гробу подателя Жизни, молите о нас своего любимого Учителя, которого вы видели воскресшим из мертвых, научите нас, не видевших, но уверовавших всегда следовать за Христом!