Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 06.05.2011 |
Жил святой в конце III века, и его таланты и привязанность к нему римского императора Диоклетиана позволили ему стремительно сделать воинскую карьеру, так что он относительно еще молодым человеком носил высокий воинский чин. Диоклетиан вознамерился было сделать его своим соправителем, а в случае смерти — преемником, ибо считал его нареченным сыном. Но все это было отвергнуто Георгием, ибо он был христианином.
Велики были удивление и скорбь императора, когда ему стали сначала нашептывать, а затем и вслух говорить, что вера в распятого Христа проникает не только к его подданным, не только во дворец, но вошла и в его семью. Оказалось, что его нареченный сын, прекрасный и бесстрашный Георгий, и даже собственная его супруга императрица Александра исповедуют христианскую веру. Георгия и Александру сначала пытались ласками, уговорами, а затем угрозами отвратить от христианства и вынудить поклониться языческим богам. Горе и ярость императора возросли вдвое, когда он увидел, что и его сын, и его супруга остаются непреклонны.
Георгия били ременными бичами, разрывая тело в клочки, вращали его на колесе с заостренными зубцами, варили в негашеной извести. Но великомученик оставался тверд в этих страданиях. Зная о его мучениях, и царица Александра осталась верна Христу. Наконец и Георгию, и Александре усекли главы мечом.
Однажды к мудрецу Диогену подошел Александр Македонский и сказал: «я победил весь мир». Мудрец посмотрел на него снизу вверх и сказал: «да, ты молодец, но победивший самого себя сильнее того, кто победил весь мир». Великомученик Георгий именуется Победоносцем, потому что он одержал две победы. Первая победа — воина, победа во многих сражениях. Бесстрашный и мужественный Георгий — воин по существу, победитель врагов империи. Но вторая победа более важная — это победа самого себя, когда, встав перед выбором: жизнь без Христа или смерть за Христа, он смог сделать этот выбор правильно.
И не случайно образ великомученика венчает герб Российской Федерации, не случайно в Российской империи это была самая высокая награда — Георгиевский крест. Ибо образ Георгия Победоносца всегда напоминал русскому человеку, что мало быть победителем врагов земных, врагов империи — важно быть победителем самого себя, или греха в самом себе.
Часто в храм обращаются люди с просьбой: помогите, подскажите, что мне делать или с мужем — он пьет, или с сыном — он колется и все из дома тащит. И обычно человек ожидает какой-то инструкции, совета: мол, ты иди туда-то, сделай то-то, обойди сорок церквей, закажи сорок сорокоустов, и все будет хорошо. Редкий человек способен, правильно сформулировав вопрос, услышать на него правильный ответ. С другим человеком ничего сделать нельзя, потому что каждый человек сам выбирает, чего он хочет, что слушает, куда идет, к чему стремится.
Но как же помочь страждущему человеку? Неужели Церковь ничего не может предложить? Может. Но принцип здесь, с одной стороны, очень простой, а с другой — очень сложный. Его сформулировал в свое время преподобный Серафим Саровский: «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Живи так, чтобы благодать Божия обитала в твоем сердце. Благодать, которая «немощная врачует, а оскудевающая восполняет», укрепляет человека в трудностях, дает силу человеческому слову. «Стяжи дух мирен». Но сложность этой заповеди в том, что стяжание благодати Святого Духа Божия требует отречения человека от себя, требует борьбы с собой и победы над самим собой.
А в человеке все перемешано: и добро, и зло. И, чтобы очистить себя, нужно действительно отвергнуться от своих привычек, от любимых дел, мыслей, пожеланий. Нужно уменьшить свое сопротивление Богу. По сути, нужно стать очень хорошим проводником благодати Божией — в чем достоинство хорошего проводника? У него малое сопротивление, — и вот святые, и в частности, великомученик Георгий, свели свое сопротивление воле Божией до минимума: как сказано в Священном Писании, сила Божия в немощи совершается. Вот именно в такой немощи довериться Богу во всех путях своей жизни, как ребеночек доверяет свою руку отцу и идет, и опирается, и не спотыкается. А если ребеночек решит: все, я научился ходить, я все знаю и все умею, и вырвет свою руку — полшага сделает и разобьет себе нос.
Так же и корабль управляется малым парусом. Казалось бы, что такое ткань? Но настолько, насколько она послушна и покорна ветру, настолько и корабль управляется. Можно, конечно, было бы вместо паруса прибить фанерный щит, но из этого ничего бы не получилось, потому что сила ветра разбивалась бы об упорство этого щита. И вот нам с вами, дорогие братья и сестры, в первую очередь для самих себя, необходима эта борьба. Прежде всего — с грехом, живущем в нашей сердце, с нашим сопротивлением Богу. Если мы действительно хотим как-то помочь нашим ближним, одержимым теми или иными страстями, мучающимся от угара этих страстей, то путь единственный: «Стяжи дух мирен». А труд этот невозможен без Церкви, потому что только в Церкви человек узнает, как жить, с помощью чего можно очистить себя от всякой скверны плоти и духа… Помощи нам всем Божией за молитвы святого великомученика Георгия Победоносца.
|