Русская линия
Русский Мир Михаил Быков05.05.2011 

Панорамно или коридорно?

Десять-одиннадцать лет школьной жизни — это много. *Хочу учиться!*Если, пользуясь скромными знаниями, полученными в той самой школе, разделить срок средней человеческой жизни в Отечестве на период получения среднего образования, то очень много. Шестая-седьмая часть!

Вероятно, поэтому, несмотря на возраст, школьное бытие свежо в памяти. А уж школьный месяц май.

Скоро длинные летние каникулы и свойственные им приключения. А в отдельных случаях — экзамены и свойственная им нервотрёпка.

Но всё равно — здорово! Было когда-то.

Судя по большинству материалов СМИ, ученическим и учительским порталам, сегодня всё совсем не здорово. Да, наверное, в младших классах мальчики и девочки ещё не обременены думами о реформе образования в стране. Остальных соучастников школьного процесса погрузились в эти думы по самую макушку. В том числе и родителей завтрашних первоклашек, даже не предполагавших, что запись детей в школу примет митингово-прокурорский характер.

А вот ещё. Проект федерального государственного образовательного стандарта для 10−11 классов средней школы Министерство образования и науки за полгода видоизменило четыре раза. 16 ноября, 15 февраля, 11 апреля и 19 апреля. Все варианты с завидной скрупулёзностью вывешиваются на сайте министерства.

Посему возникают справедливые вопросы. Что за специалисты готовят эти проекты, если предложения нуждаются в постоянной доработке? Надо ли вообще делиться с обществом «сырыми» документами? Как ориентироваться в этом ворохе бумаг старшеклассникам и их родителям? А заодно и учителям?

Лихорадит школу и в связи с информацией о переходе на платно-бесплатное среднее образование. Официальные лица уверяют, будто базовая часть школьной программы останется бюджетной. Платить придётся только за уроки. Как бы их назвать? Правильно, необязательные. Например, химию, историю, биологию, географию, музыку, рисование.

Из «низов» прорываются факты, будто бесплатную часть ограничат лишь несколькими часами в неделю: русский язык, математика, физкультура, основы православной культуры. Если не обсуждать предмет ОПК, с которым на практике ещё толком не сталкивались, то всё остальное получается прямо, как в Элладе. Образованным греком считался тот, кто умел читать, считать и плавать. И всё!

Однако кому верить-то?

Президент Медведев уверяет, что платного среднего образования не будет.

А какое будет? Такое же, как сейчас? Бесплатное, но плохое? И кстати, как можно доказать, что при взимании денег за уроки, скажем, истории, эту самую историю завтра будут преподавать лучше, чем бесплатно и сейчас? Ведь от того, что зарплата учителей в ближайшее время увеличится на треть, как обещал премьер Путин, уровень их знаний и навыков не поднимется даже на четверть. По крайней мере, этого не случится в мгновение ока.

И мы продолжим удивляться, что подавляющее большинство школьников Петербурга знать не знают, кто такие Егоров и Кантария, а их коллегам из томской глубинки из всех песен Великой Отечественной войны хорошо известна только «Катюша».

Интересно, слышат ли сотни тысяч школьников, приезжающих в течение года в столицу железной дорогой, хрестоматийную перронную фразу: «Наш поезд прибывает в город-герой Москву!»?

А если слышат, то почему опрос на тему «Города-герои» даёт такой странный результат: больше других знают о Волгограде, но таких чуть более 40%. У Севастополя и Тулы судьба по этой части куда печальнее.

Современная школа требует реформы, это факт. Иначе она и дальше будет выпускать во взрослую жизнь людей не с панорамным, а с тоннельным способом видения мира. Или, если говорить в актуальной манере, не многокомнатным, а коридорным мозгом.

Однако и сама реформа должна соответствовать высокой задаче. В том смысле, что если сегодня плохо, то вовсе ни к чему завтра делать ещё хуже. Как мне представляется, любой деловой разговор надо начинать с главного: чего хотим добиться. Появляется цель, определяются задачи, приобретается инструмент и методики. У нас почему-то всё наоборот. Реформу образования начали, а тут по прошествии некоторого времени выяснилось, что забыли про профтехобразование. А стране, оказывается, специалисты рабочих профессий тоже нужны.

Может быть, поэтому у нас такая бурная реакция на происходящее со стороны тех, кому, собственно, и проводить реформаторские проекты в жизнь. То есть со стороны учителей. Очевидно, что сами педагоги ни цели, ни смысла предлагаемых и реализуемых уже изменений понять не в силах. Скорее всего, по той причине, что пока никто не удосужился эти цели и смыслы ясно и чётко сформулировать.

К сведению тех, кто решит попытаться это сделать. Зарплата школьного учителя в США на старте — 39 тысяч долларов в год. Перед пенсией — 67 тысяч. Но и там, если верить New York Times, вовсю говорят о необходимости школьной реформы. Выходит, не только в деньгах дело.

После волнений 1905−1907 годов в России затеяли очередную школьную реформу. 3 мая 1908 года император Николай II подписал закон о выделении на нужды начального образования почти 7 миллионов рублей ежегодно. Если пересчитывать на нынешние деньги самым простым способом — через цены на золото, то выйдет: 1 царский рубль равен 8,5 доллара Барака Обамы.

В Государственную думу был внесён проект закона, который предполагал введение обязательного бесплатного начального (4 класса) образования повсеместно в империи к 1921 году. Проект дебатировался пять лет и в 1912 году был отклонён. Несмотря на это, к тому времени в стране работало свыше 100 тысяч начальных школ, в которых училось более 6 миллионов человек. Минимальная зарплата учителя составляла 1600 рублей в год (килограмм говядины стоил 40−50 копеек, сахара — 18).

И всё-таки — отклонили. Не увидели смысла? Или честно признались себе, что страна с такой задачей справиться не готова?

http://www.russkiymir.ru/russkiymir/ru/publications/author/article0155.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru