Русский дом | Николай Яременко | 04.05.2011 |
В этом году (19 ноября) исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова — русского гения, патриота, великого учёного и поэта.
«Россия вошла в Европу, — писал Пушкин, — как спущенный на воду корабль. После Полтавской битвы народное образование и просвещение причалило к берегам Невы». Многих в ту головокружительную пору позвала Россия, но избранником стал сын помора Михайло Ломоносов, познавший Русь «от тёмной клети до светлых княжеских палат» (А.Майков). Все его свершения в области химии, физики, астрономии, географии, этнографии, народного просвещения, истории, поэзии и других наук поражают своим масштабом, как и сама личность гения, которого с юности мучила жажда знаний. Он оставил нам потрясающую современную картину мира: «Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет, бездне — дна».
Ломоносов всегда был государственно мыслящим человеком, стремился освоить, как сказали бы сегодня, духовные и материальные ресурсы страны, для возведения великого народа, населяющего Россию, «на высочайший степень величества и славы» (Ломоносов). Пушкин о нём скажет: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной I он один является самобытным сподвижником просвещения».
Своей жизнью Ломоносов стремился зажечь от своего огня как можно больше молодых сердец, стать «общей душою» будущих подвигов во славу русской науки и культуры, быть хотя бы искрой в делах, направленных на пользу Отечества. Им, совместно с графом Н.Н.Шуваловым, был создан Московский университет. Россия в течение многих лет училась грамоте по ломоносовской «Грамматике», знакомилась с лучшими образцами мировой литературы по его «Риторике». По словам Пушкина, он был «вечным памятником русской словесности». Вяземский назвал его поэзию «голосом полтавских пушек». Имея талант и к живописи, он создавал мозаичные картины. Самая известная из них — «Полтавская битва».
Интересно, что в жизни помора Ломоносова немалую роль сыграли малороссы: Феофан Прокопович, церковный и государственный деятель, оратор и поэт, Кирилл Григорьевич Разумовский, граф, президент Академии наук России, гетман Малороссии. Да и первым студентом Московского университета стал впоследствии светлейший князь Григорий Потёмкин. Ломоносов дружил с запорожским казаком Грицьком Нечесой, известным деятелем в Новороссии.
Первым «университетом» для Ломоносова в 1734 году стал Киево-Могилянский коллегиум, ставший впоследствии основой Славяно-греко-латинской академии в Москве. Стремясь извлечь как можно больше пользы из своей поездки в Киев, Ломоносов целыми днями просиживал над изучением русских летописей, а курс лекций Ф. Прокоповича, собранных в его «Поэтике», был не только внимательно прочитан Ломоносовым, но и исписан многочисленными пометками на полях.
Именно Ф. Прокопович как «синодальный вице-президент» в ту пору, раскрыв выдающиеся способности в простолюдине-поморе, настоял в Сенате, чтобы Ломоносов был включён в число избранных для отправки в Москву.
Воцарение Елизаветы Петровны самым непосредственным образом отразилось на личной и творческой биографии Ломоносова. Михайло Васильевич всегда считал, что с приходом Елизаветы Петровны к власти, будто после лютой зимы повеяло весной. Взойдя на престол, Елизавета приблизила к себе русских, она любила русские обычаи, сочиняла стихи в духе народных песен. Именно при Елизавете президентом Петербургской Академии стал К.Г.Разумовский, на долгие годы «начальник» М.В.Ломоносова. В 1750 году он был назначен и гетманом Малороссии. Именно при Разумовском, через двадцать лет после создания Академии, два «природных россиянина» (один из них Ломоносов) наконец-то получили места профессоров. Да и в деле учреждения Химической лаборатории Разумовский, питавший к Ломоносову почтение, сильно помог ему. А 9 сентября 1758 года К.Г.Разумовский подписал указ о печатании М.В.Ломоносовым «Древней Российской истории» в Академической типографии «для пользы публики без всякого укоснения».
Учитывая сегодняшние некоторые антиисторические тенденции на Украине, скажем, ссылаясь на великого русского учёного: и Владимир Мономах, и Ярослав Мудрый, и Владимир Святой, и Святослав Игоревич, и княгиня Ольга украинцами, по Ломоносову, не были. Все они были русскими князьями Руси. А в 1761 году, положив в основу своего произведения «Летописи», изученные им в Киеве, Ломоносов написал демографический трактат «О сохранении и умножении российского народа». Сама эта формула настолько современна и актуальна, что лишний раз поражаешься точности гения, 250 лет назад указавшего на главную проблему государственной власти в сегодняшней России.
Интересно и генеалогическое древо Ломоносовых. В семейных преданиях Ломоносовых-Корельских часто вспоминают бабушку по материнской линии и её поморские рассказы о чудной речке Россь, куда вернутся их потомки.
По мужской линии наследников у Ломоносова нет. Зато какова женская линия! Лучший биограф учёного Евгений Лебедев писал: «21 февраля 1749 года Елизавета Андреевна родила Ломоносову дочь, получившую при крещении имя Елена. Пройдёт время, Елена Михайловна Ломоносова (1749—1772) выйдет замуж за А.А.Константинова (1728—1808), бывшего студента Академического университета, библиотекаря Екатерины I. Одна из их дочерей, Софья Алексеевна, станет женою знаменитого генерала Н.Н.Раевского. Их дочь Мария Николаевна (правнучка Ломоносова) последует за своим мужем декабристом Сергеем Волконским в Сибирь. Пушкин, который был в молодости увлечён Марией Волконской, посвятил ей поэму «Полтава», намерено позаимствовав у Ломоносова краски для описания скачущего перед войсками Петра, для батальных сцен.
Ныне, в юбилейный год Ломоносова, глядя на 10-ти томное издание Сочинений Михаила Васильевича, понимаешь, насколько русский гений многогранен и многолик. Темы, поднятые Ломоносовым, и в наши дни остры и злободневны. Все последние 20 лет либеральные деятели нам талдычат о том, что русские ничего не могут, что это народ неумех, что даже Сколково — это, видите ли, аналог Силиконовой долины. У нас есть свои контр-аргументы против ежедневной либеральной лжи — и один из главных этот: Ломоносов. Михайло Ломоносов, самый яркий поборник «модернизации"XVIII столетия, верил в недюжинную талантливость новых поколений русских людей, работающих на пользу России («О вы, которых ожидает Отечество от недр своих.»). Эти люди во все времена способны доказать всему миру, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».