Благодатный огонь | Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау) | 04.05.2011 |
— Почему предстоящий визит на наш остров Папы Римского Бенедикта XVI вызвал такие смущения и скандалы в Кипрской Церкви?
— Я считаю, что визит Папы на Кипр приведет к ряду проблем, смутив совесть многих благочестивых христиан. Было бы лучше, если бы он не приезжал, потому что я считаю, что это в любом случае не будет полезно для нас, учитывая, что я вообще не видел каких-либо положительных вмешательств Ватикана относительно наших национальных проблем. Достаточно тех беспорядков, которые уже вызвал его предстоящий визит, и которые совсем не то, что нам сейчас нужно.
— Разве мы чего-то опасаемся?
— Я не говорю, что мы находимся в опасности из-за визита папы Римского, или что мы таким образом предадим нашу веру или что Православная Церковь будет покорена. Но это даст повод разным раскольникам-старостильникам обвинять нас в уступках, в отходе от основ Православия, и в целом ряде претензий, которые уже озвучены многими людьми. Конечно, Папа был приглашен президентом и архиепископ дал согласие.
— Обсуждали ли вы это на Священном Синоде?
— На последнем Синоде был поднят вопрос о нашем присутствии на официальных событиях, связанных с визитом папы. Я отказался участвовать в них, и сказал, что мы ничего не знали об этом. Мы узнали о приезде Папы из газет.
— А это разве в порядке вещей — узнавать епископам новости такого рода только из газет?
— Архиепископ Кипрский превысил свои полномочия, и мы определённо не хотим, чтобы он вмешивался в наши дела. И я сохраняю свое личное право сказать, что не знал о готовящемся визите Папы, и что если бы меня заранее спросили о нём, то я бы сказал «нет», потому что это вызовет соблазн в душах благочестивых православных христиан, как мы уже и видим.
— Но разве не должно быть некоторой связи между Православной Церковью и Католической? Мы ведь живем в ΧΧΙ веке, и состоим в Евросоюзе.
— Мы можем вести диалог с любым человеком, тем более с инославными и иноверцами. Но одно дело вести диалог, и другое, — принимать Папу Римского как канонического епископа, тогда как он для нас, православных, является еретиком, пребывающим вне Церкви, и, следовательно, даже не епископом.
— Это из-за великого раскола?
— Римские папы пребывают вне Церкви уже в течение десяти веков, они не являются каноническими епископами, и не имеют никакого отношения к реальности Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Поэтому не одно и то же — принимать его как канонического епископа, или говорить с ним как с инославным, чтобы открыть ему истину православной веры и предания.
— Но ведь Вселенский Патриарх встретился с Папой и диалог между Церквами уже начался.
— Как я уже сказал, в диалоге нет ничего плохого, когда он ведется на основе верных предпосылок. Однако было бы неправильно сказать этим людям, что мы признаем их как Церковь, что мы признаем папу Римского как епископа, как нашего брата во Христе, в священстве, и в вере. Я не могу принять этого, потому что это будет ложью, так как все святые отцы учат с точностью до наоборот. Папизм является ересью и источником многих других ересей, которые тревожат сегодня весь мир. Современный святой Церкви, преподобный Иустин (Попович) говорит, что в истории человечества было три великих падения: первозданного Адама, Иуды, ученика Христова, и папы Римского, который, будучи первым епископом Церкви, отпал от апостольской веры, был отсечен от канонической Церкви и увлек за собой множество людей, что продолжается и до сего дня.
— А что папа Римский говорит о православных?
— Папа говорит, что мы, православные, неполноценная Церковь…
— Но Бог ведь один…
— Да, Бог один, и Церковь Божия тоже одна, именно поэтому мы и говорим в Символе веры о «Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Это Православная Церковь, нет многих церквей.
— Разве не эгоистично считать, что «это только мы»?
— Нет, не эгоистично. Когда, например, вы говорите: «итальянцы не являются греками», вы же не обижаете других, вы просто констатируете истину. А сказать другим: не важно, что вы католики, мы ведь принадлежим к той же Церкви, — это значит играть с ними и дурачить их, потому как все святые отцы учат, что Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христова только одна.
— А почему этой Церковью является именно наша, а не Католическая?
— Потому что Православная Церковь непоколебимо до наших дней сохраняет веру апостолов и опыт пророков. Паписты же, к сожалению, с момента, когда они были отсечены от Церкви, ввели много еретических догматов в свои исповедания, изменили древний Символ веры и установили почитание папы Римского как уникального представителя Бога на земле. Они утверждают, что Папа является непогрешимым, и что тот, кто не имеет общения с Папой, не имеет общения с Богом. Они учат этому официально, через постановления своих Соборов. Когда вы добавляете в символ веры какие-то мысли, о которых святые отцы не писали, и вводите множество других ложных учений, это является ересью. Таково реальное положение вещей.
— А как Православная Церковь относится к еретикам?
— С большой любовью. Мы любим Папу, мы любим папистов так же, как любим каждого человека, мы не презираем их, мы не отвергаем их как личностей, но мы не принимаем ереси, не принимаем ложных учений, не принимаем заблуждений. И именно потому, что мы их любим, мы обязаны говорить им правду.
— Но, конечно, у каждого есть своя правда…
— Вот для чего диалог и существует, чтобы доказать на основе исторических источников, какая Церковь сохранила апостольскую веру и апостольский опыт святых.
— Верите ли Вы, что диалог может дать результат?
— Может, если проводится должным образом и на основе правильных предпосылок. К сожалению, в том виде, в каком он ведется сегодня, он не дает результатов, и это потому, что годами ведутся дискуссии без того, чтобы придти к каким-либо определенным выводам.
— Каждый слушает только себя?
— Они должны были бы приступать к диалогу со смирением и любовью, блюдя себя в верности Священному Писанию, и имея цель доказать Истину Христову. В таком случае всё было бы совсем по-другому.
— А разве сейчас диалог происходит не со смирением и любовью?
— Я не знаю, я не участвую в переговорах, но я не видел каких-либо значительных результатов от принятых в процессе диалога решений. Также у нас на Кипре есть движение, которое распространяет книги против Папы, и готовят акции протеста. Ни одна из этих вещей не вызывает у меня согласия. Существуют другие способы выразить своё мнение, и, хотя у нас демократия, не следует прибегать к уродливым мерам. Но прежде всего я не согласен с визитом Папы на Кипр, и я говорю от всей души, что Папа — еретик, он не епископ, он не православный, и это то, что говорят нам святые отцы. Если я ошибаюсь, я готов исправить свою точку зрения, но на основе святых отцов, а не на основе ценностей глобализации. Только то, что я не согласен, не означает, что я устраиваю беспорядки и выхожу из Церкви.
— Учитывая Ваши заявления, нельзя ли сказать, что Вы подливаете масла в огонь возмущения тех, кто уже недоволен папским визитом?
— Всё, что я должен сказать, я говорю со всей ответственностью и искренностью. Это не подливание масла в огонь, просто я не хочу, чтобы выглядело так, будто папское присутствие на Кипре воспринято с лёгкостью и согласием. Во время прошлого заседания Синода Архиепископ отнесся очень демократично к нашему с ним расхождению по этому вопросу.
— А вы согласны с визитом Кипрского архиепископа в Ватикан?
— Нас не спрашивали об этом, но он и не обязан спрашивать нас. Нас проинформировали газеты. Каковы результаты его визита в Ватикан?
— Я не знаю. А он не рассказал вам?
— Он проинформировал нас, однако лично я не испытывал какого-то особого интереса. Папа всегда говорит в официальной манере, как скажет и теперь, когда приедет на Кипр, и он не сообщит чего-то существенного, потому что является не церковным лидером, а политической персоной, которая не может позволить себе войти в конфликт с политическим истеблишментом и системой. Поднимал ли папа Римский когда-либо свой голос в защиту Православной Церкви? У нас было так много завоевателей — когда же он защищал нас? Не говоря уже о том, что в течение франкского правления мы страдали от римских пап и папских булл, которые преследовали цель истребить нас. Сегодня вечером мы чтили память тринадцати мучеников Кантарских, которые были убиты по приказу Ватикана. Четыреста лет мы терпели жестокое франкское рабство… Но дело не в событиях прошлого. Причины моей сегодняшней реакции чисто богословские. Когда я был рукоположен во епископа, я обещал хранить православную веру.
— Неужто священники, которые будут встречать Папу, не сохраняют православную веру?
— Апостол Павел сказал, что те, кто ест идоложертвенное, не должны осуждать тех, кто этого не делает. Так что я не сужу тех, кто будет участвовать, но я также не хочу быть притесняем из-за моего отказа принять участие.
— Как вы думаете, почему папа Римский приезжает на Кипр?
— Не мне судить, но, думаю, Папа предпринимает такие поездки по странам под влиянием идеи, что он является первым и единственным наместником Христа на земле.
— Папа сказал, что хочет совершить паломничество по следам апостола Павла.
— За исключением того, что апостол Павел не передвигался в пуленепробиваемом автомобиле стоимостью полмиллиона евро, который, как я читал, должно было приобрести кипрское правительство для Папы, чтобы он мог путешествовать по всему Кипру те два дня, что займёт его визит. Лично я был шокирован этой новостью, и сказал, что пуленепробиваемый автомобиль — совсем не то, что нужно наместнику Христа, а также людям, на которых легли такие расходы в разгар экономического кризиса.
— Заявление представителей папы Римского гласит, что он едет на Кипр с целью содействовать укреплению человеческих и христианских ценностей и принципов, что он хочет идти по стопам апостола Павла и в братском духе встретиться с Православной Церковью.
— Мы не сомневаемся в его добрых намерениях, — может быть, это так. Пусть будет так, что он почтит здесь апостола Павла и познакомится с богатством Православной Церкви. Мы молимся о том, чтобы он вернулся в Православную Церковь и вновь стал православным епископом, каким был до раскола. Это единственный правильный путь к единству.
— А какова, по-Вашему, скрытая цель визита?
— Ватикан не делает случайных действий или наивных шагов. Каждый тур каждого Папы имеет своей целью представить его как мирового лидера христианства. Однако в настоящий момент он не является ни каноническим епископом, ни православным христианином, так что он не в состоянии представить себя как имеющего первое место среди епископов.
— Могут ли здесь быть скрытые политические интересы?
— Я не знаю, но уверен, что мы и политически ничего не выиграем от визита Папы — только потратим много средств и вызовем огромное смущение в умах верующих.
— Архиепископ сказал, что все те, кто не согласен с этим визитом, помещают себя вне Церкви.
— Я не знаю таких утверждений Архиепископа, но я не думаю, что тот, кто не согласен с приездом Папы, ставит себя вне Церкви. Я вот не согласен, и заявляю это прямо, и я не вне Церкви. В Церкви, как сам Архиепископ говорит, допустима свобода мнений, так что одно дело — спорить, сохраняя достоинство, и другое — выражать своё несогласие посредством неподобающего поведения.
Перевод диакона Георгия Максимова